Рекомендовано к прочтению! Человек-невидимка

фото: Газета.Ru

Досье

Фамилия: Уткин

Имя: Василий

Отчество: Вячеславович

Родился: 6 марта 1972 года

Знак по гороскопу: Рыбы.

Где можно найти: на ТВ, в Интернете.

Место рождения: Балашиха, Московская область, Россия

Карьера: 1988-1994: Московский педагогический государственный университет (МПГУ, Москва, Россия), Филологический факультет. Образование незаконченное высшее. Незаконченное достаточно формально: не сдал последнюю сессию и не написал диплом.

Любимый напиток: Спиртное — виски, в любых видах: со льдом, без, с колой, с содовой, обязательно шотландский. Из безалкогольных остывшее молоко с пенкой не предлагать.

Любимое блюдо: Устрицы с белым вином, испанская паэлья. Пристрастился во Франции на чемпионате мира, там это недорого. С тех пор питаюсь ностальгией.

Любимая книга о спорте: Харальд Шумахер, «Свисток».

В 1992 году работал в телекомпании «ВИD» в программе «Политбюро».

На НТВ — с марта 1994 года, корреспондент программы «Футбольный клуб».

С мая 1994 по июнь 1999 г. — ведущий программы «Футбольный клуб».

С 1996 года комментирует футбольные трансляции на каналах НТВ и «НТВ+ Спорт».

В 2001 году вел музыкальную передачу на телеканале ТВ-6 «Земля – Воздух».

Ведущий передачи «Хоббиты» на канале ТВС

В 2003 году ведущий реалити-шоу «Голод» на телеканале ТНТ.

В 2004 году награжден ТЭФИ как «лучший спортивный комментатор».

Ecce Homo*

Нет никаких веских оснований для того, чтобы называть его человеком-невидимкой. Это не «серая мышка», которая незаметно делает свою работу, это не «серый кардинал», который заправляет всем, но не показывает своего лица.

Если его не видно на поле, то он отработал хорошо. Это о судьях. Но не судьям мы отводим роль человека-невидимки во время футбольных трансляции. Все-таки каждый из них не безгрешен и в той или иной степени мелькает на телевизионных экранах минимум в течение 90 минут.

Наш герой, чья судьба тесно связана с футболом, внешне выглядит довольно внушительно, достаточно популярен в спортивной среде и активен в общественной жизни. Не заметить такого очень тяжело, даже для слепых, потому что основной его козырь — слово. А профессия — футбольный комментатор. Имя и фамилия — Василий Уткин, Москва, Россия.

Homo zappiens**

Комментатор — прежде всего,

человек своего времени.

Давайте подумаем, без чего нельзя представить современный футбол? Высокие скорости — это да. Раскрученные звезды — немаловажно. Мяч, судья, ошибки — согласен, без них никуда. Не забываем и о многочисленных болельщиках, поддерживающих своих кумиров. Огромную роль сегодня играют СМИ (ТВ, радио, газеты, журналы, Интернет), благодаря которым футбол превращается в красочное шоу и способен привлекать внимание и вызывать эмоции.

С легкой руки Виктора Пелевина русский язык обогатился еще одним неологизмом. Несмотря на кажущуюся ошибочность в написании, все на самом деле верно, zapping — переключение каналов, а, в в общем, человек, сформированный под воздействием медиа-культуры. В случае футбола данное правило срабатывает отчасти — лишь тогда, когда убираешь звук или щелкаешь каналом, чтобы избавиться от нудного комментария или скучной игры.

Комментарии в спорте, и футболе были не всегда. Сперва вообще нечего было комментировать, так как англичане не торопились с придумыванием такой игры. Ну а дальше…. Попов изобрел радио, потом, видимо, кто-то, наслушавшись радио, решил, что будет веселее, если оно будет еще что-то показывать, и изобрели телевизор. В то время как телевидение завоевывало умы, и сердца жителей наши планеты было решено показывать по нему футбол. И вот сейчас футбол по телевизору никого не удивляет, трудно представить футбольный матч без комментатора. Стрекочут на своем языке итальянцы, ритмично комментируют испанцы, рвут глотки, крича «ГОЛ!» по нескольку минут, португальцы, распевают все существующие гласные американцы. А что наши? Мне вот, чаще всего попадались, видимо какие-то тупиковые направления комментаторской эволюции — Homo Derepus или Homo Savelius.

Homo habilis***

Комментатор в репортаже —

это в первую очередь традиция

Думая о призвании комментатора и его роли, словил себя на мысли, что работа комментатора часто походит на работу экскурсовода. Конечно, только в очень сжатом временном формате. Кроме того, комментатор не только сопровождает словесным текстом происходящее на поле, но, словно по невидимым тропкам, приводит зрителя к какому-то выводу и размышлению, демонстрирует собственный взгляд либо пытается помочь обнаружить свой.

– Если вдруг во время комментария у вас происходит техническая накладка, каковы ваши действия?

– Ничего особенного. Продолжаю репортаж, если это возможно или в этом есть необходимость; жду исправления накладки, если репортаж невозможен.

– Чей бы комментарий вы хотели услышать в матче, который вы смотрите?

– Я, скорее, мог бы перечислить, кого мне не хотелось бы слышать. Есть, наверное, два-три человека. Но я, естественно, этого не сделаю по этическим соображениям.

– Как готовитесь к играм, которые комментируете? Каким образом это происходит?

– К испанским матчам практически не готовлюсь, я и так в курсе событий. Ну, не божьим благословлением, конечно, а просто опыт работы на этой теме, постоянное отслеживание новостей делают целенаправленную подготовку не обязательной. Я просто беру из Интернета информацию, непосредственно относящуюся к матчу: составы, травмированные-дисквалифицированные. Перед матчами Лиги Чемпионов практически всегда читаю подборки новостей о командах, которые выкладываются на специальном сайте для телекомпаний, показывающих турнир. Перед чемпионатом Европы я много читал всякого, изучал составы команд в отборочных играх, например, в общем, составлял себе мнение по каждой команде. Просто много об этом думал…

– Какое место занимает спортивная журналистика в иерархии журналистов?

– Мне не известно ничего о существовании такой иерархии.

– Какой футбол тяжелый для восприятия, для комментария? Как болеют комментаторы во время работы, вне работы?

– Каждый человек болеет по-своему, вне зависимости от того, комментатор он или нет. О комментаторах я могу сказать, что практически все, кого я знаю, не являются болельщиками в общепринятом смысле этого слова. В смысле неразрывных симпатий к определенной команде… Когда посвящаешь этому столько времени, картина симпатий становится куда более сложной.

– Если играет друг или любимая команда, а вам надо комментировать: какое отношение, как все происходит, удается ли абстрагироваться и быть объективным?

– Ей-Богу, у вас вопросы, как будто я компьютер «Deep Blue». Сложно сказать, как это происходит. Иду да комментирую. Быть объективным — это вообще химера. Я никогда не стремился объективности. Человек субъективен по определению.

Homo Ludens****

Что наша жизнь? Игра!

(все цитаты, кроме этой — Василия Уткина)

Жизнь Василия Уткина не ограничена рамками футбола или спорта. Он старается реализовать свои навыки и в других ТВ-проектах: как ведущий и как непосредственный участник. На телеканале ТНТ он выступил в роли ведущего реалити-шоу «Голод». 12 человек вывезли на сто дней в неизвестную страну, поселили в прекрасном доме с зимним садом, джакузи и видеокамерами в каждом углу, лишив хлеба, воды и денег и предоставив возможность самим решить проблему подножного корма. Для этого каждый день из дома выпускали по два человека, которые должны были придумать, где и как раздобыть денег или еды. За сто дней участники должны были: не умереть от голода, выкинуть из гнезда «лишних птенцов» и найти кандидата на финальный приз (1000 долларов ежемесячно и на всю жизнь).

– Что сыграло решающую роль при участии в проекте «Голод»?

– Мне просто было интересно поработать ведущим фактически ток-шоу. Это самая сложная работа на телевидении, если брать во внимание количество навыков. Мне интересно также было познакомиться на практике с передовыми телевизионными технологиями. Реалити — чрезвычайно технологический жанр, для того, чтобы снимать 24 часа в сутки, фактически целая фабрика живет.

– Как «выжить» в подобной передаче? С Вашей точки зрения, какую тактику лучше всего избрать: быть сами собой или пытаться примерять маски?

– Что касается тактики участников, то сам смысл такой затеи в том, чтобы каждый выражал себя… ну, кто во что горазд. Кто-то выпендривается, а кто-то нет. Мне кажется, что выпендриваться в общем-то бессмысленно, быть самим собой куда как проще и естественнее. В «Голоде», во всяком случае, победил человек, который просто был самим собой.

– Какое у Вас отношение к реалити-шоу? Какая, на Ваш взгляд цель таких проектов.

– Я не имею представлений об иных целях кроме цели сделать качественный телевизионный продукт. Отношения специфического к реалити у меня нет. Передача и передача. Я не хотел бы принимать участия в реалити как участник, я иначе отношусь к своей личной жизни и не хочу делать из неё аттракцион. К тем, кто смотрит на жизнь иначе, я отношусь с уважением. Они (участники) по тем или иным причинам считают возможным, интересным для себя пожить «напоказ». Это их выбор и их право.

– Есть желание принять участие в чем-то подобном? Как бы вы выживали в чужом городе, на необитаемом острове?

– Как бы я выживал в чужом городе, я не знаю. Это всё-таки зависит от конкретных обстоятельств.

– Но ведь психология игрока неплохо раскрыта Достоевским в «Игроке»…

– Будете смеяться, но вот как раз «Игрока» я и не читал.

– Насколько вы азартный человек в жизни? Опишите психологию человека-играющего со своей точки зрения.

– О психологии человека играющего стоит почитать Хейзингу, я вообще не любитель самостоятельно производить глобальные обобщения. Сам я играю достаточно редко. Когда я играю, я делаю достаточно крупную ставку на конкретное событие, которое меня почему-то заинтересовало и по которому у меня есть отчего-то четкое мнение. Случается это довольно редко. Раз в месяц-два, если в среднем.

Уткин был замечен в качестве члена жюри Клуба Веселых и Находчивых. Говорит понравилось. Не менее положительные впечатления остались от участия в игре элитарного интеллектуального клуба. В качестве зрителя его пригласили на передачу «Что? Где? Когда?». Капитан команды телезрителей был признан лучшим телезрителем, несмотря на поражение от знатоков 3-6. Уже после игры он признался, что издавна симпатизирует этой программе, а к остальным интеллектуальным играм равнодушен.

– Какой команде Вы симпатизируете в КВН?

– Мне импонируют не команды, а КВН как таковой. Мне кажется, всегда видно, кто сильнее в конкретной игре, и даже если к моменту начала игры ты кому-то здорово симпатизировал, то игра расставляет все по местам. Конечно, эти места могут быть разными у разных людей, кто все это смотрит; но на то и несколько членов жюри, чтобы возникало среднее арифметическое.

– С чем Вы можете сравнить атмосферу во время игр КВН?

– Атмосфера на КВНе… Атмосфера на хорошем представлении.

Уткин успел оставить свой след в истории ТВ как ведущий еще парочки телевизионных проектов: на телеканале ТВС программу «Земля — Воздух». Это музыкальное интерактивное шоу, в котором на суд экспертов и зрителей выступает музыкальный коллектив или музыкант. В другой передаче на НТВ — «Хоббиты», «звезды» с подачи Уткина должны были предстать с довольно неожиданной стороны — во время занятия своим хобби, отсюда и пошло название.

К такой разнообразной коллекции жанров и ролей с такой огромной популярностью можно и на «святое» замахнуться. Например, стать Президентом… Вы еще не верите, что такое возможно?

фото: www.mainpeople.ru

Homo faber*****

А сейчас из самых достоверных источников,

коими всегда в России были слухи…

В каждой трансляции присутствует человек, а порой и не один, который при любом исходе матча вызывает эмоции: позитивные или негативные, все зависит от качества работы и способности восприятия зрителя. Этот человек — футбольный комментатор. Тот, с кем Вы не соглашаетесь ни при каких условиях, тот, чью ошибку вы будете смаковать много раз, тот, кем Вы восхищаетесь за блестяще высказанную мысль и проникаетесь безмерным уважением, тот, кто вызывает у Вас эмоции — неотъемлемый атрибут футбола.

Сегодняшний герой, не только один из самых популярных и уважаемых спортивных комментаторов, он можно сказать является культовым. И когда он все успевает: работа в «Газете», передачи на НТВ+ и радио «Эхо Москвы». Согласитесь, редко когда удается увидеть самих футбольных комментаторов, зачастую симпатия или антипатия возникают на основании услышанного. Поэтому можно сказать, что путь к сердцу болельщика лежит через уши. Вот те фразы из трансляций, которые приписывают Василию Уткину:

— Зенден очень неплохо бегает, но в техническом плане он очень слаб. Такой себе спринтер-тугодум.

— Эмил Хески в матче с Германией заставил всех ломать голову, зачем же он вышел на поле.

— Андерс Андерсон вместо Александрсона, такая вот стихотворная замена.

— Уайз играет ногами как головой, у него ноги — продолжение головы.

— «Валенсия» — оранжевые золушки.

— Вот так Ширер разводит мяч и вратаря по разным углам, как супружескую пару на суде.

— Дюгарри, на спине у которого написан счет матча.

— Сол Кэмпбел нырял в поисках мяча, но не встретился с ним. Ну ничего, завтра в то же время в этом же месте.

— Вообще в футболе негласных правил несколько. Первое — «Не забиваешь ты, забивают тебе». Второе — «Не забиваешь ты, не забивают тебе». Третье — «Не забиваешь ты, забиваешь ты».

Если что-то из сказанного запоминается, то это, безусловно, делает честь любому человеку. Все-таки люди не для этого смотрят ТВ, а если что-то запомнили, то значит, не только слушали, но и слышали комментарий. Футбол — это общение. Общение всегда предполагает наличие хотя бы двух сторон, располагающихся по обе стороны телеэкрана.

А для того, чтобы слышали комментатор и аудитория должны находится на одной волне, жить в одном ритме, хотя бы эти 90 минут. Одна сторона должна понимать, что от нее хотят услышать, а другая, какую мысль ей хотят выразить.

Homo retis******

Может, вы меня ещё спросите,

есть ли Бог, и попросите обосновать?

Не открою Америки, если скажу, что как для комментатора, Василий Уткин достаточно открыт. Доволен болельщик комментарием или нет, но он стремится поделиться своим мнением. И если раньше подобное практически исключалось, то сейчас все гораздо проще: зашел в Интернет, нашел форум нашего героя и задавай себе вопрос или оставляй комментарий, но предельно корректно: хамство и грубость не приветствуются.

– Вашей семье, друзьям нравятся ли Ваши комментарии, критикуют ли они Вас? Кто имеет право критиковать Вас?

– У меня есть конференция в Интернете, так что критиковать может в общем-то любой. Разумеется, я не прислушиваюсь к каждому мнению как к директиве. Как у любого человека, у меня есть группа близких мне людей, к мнению которых я прислушиваюсь всегда. Это мой отец, например, некоторые коллеги — Юра Розанов, Владимир Никитич Маслаченко, Дима Фёдоров… А вообще любая дельная мысль о профессии мне интересна.

– Какое будущее вам пророчили родители, учителя, друзья?

– Не припоминаю таких пророчеств.

– Какое последнее событие (футбольное, личное, общемировое), которое вас потрясло?

– Цунами.

Хоть у Уткина и сложился имидж футбольного шутника, но в этом году на первое апреля он ни над кем не шутил. Готовился к передаче и с головой ушел в работу. Как результат этой работы вышел довольно серьезный сюжет о судье-гее, которого готовят к матчам премьер-лиги. Помимо профессиональных и личных качеств, у него было неоспоримое преимущество — лучший контакт с публикой. Она ведь все время предполагает, что судья — гей.

– О себе приходилось слышать анекдоты?

– Да, но это были довольно бородатые анекдоты, в которые просто подставлялось имя, и слегка изменялся контекст. Я не запомнил.

Homo politicus******

Эта роль — шалость и хулиганство

Наверное, вас удивит тот факт, что в своем изрядно насыщенном рабочем графике Василий Уткин нашел время для участия в спектакле «День выборов» в роли актера в театре «Квартет И».

«…. Я полушутя донимал друзей вопросом, когда они мне напишут роль. И вот звонит один из авторов пьесы «День выборов», актер театра Ростислав Хаит и говорит, что есть роль, которая у меня может получиться. Дали почитать пьесу, не объясняя, о какой роли идет речь. Но я сразу понял, о какой».

Василию Уткину доверили исполнение роли Игоря Владимировича Цаплина, человека, которого надо срочно раскрутить как нового кандидата в губернаторы и организовать его избрание в одном из регионов Поволжья. Пиарщики лепят «нового губернатора» из первого, подвернувшегося под руку недотепы — толстого, вялого, недоразвитого и позиционируют его как спасителя отечества. На все про все — семь дней. По сценарию герой Уткина — кандидат в губернаторы с восьмилетней отсидкой, на протяжении всей избирательной кампании отгадывает кроссворд, при этом демонстрируя попутчикам свою полнейшую безграмотность.

Кампания в разгаре: голоса избирателей продаются, покупаются, воруются, обмениваются, вымогаются. В поддержку новоявленного кандидата организуется шествие лилипутов (под лозунгом «Губернатор нас не замечает!») и демонстрация голых, показывающих, до какой нищеты довел регион прежний губернатор. Существенную помощь оказывают агитконцерты группы «Несчастный случай» и Алексея Кортнева. переодеваются то казаками, то металлистами, то рэпперами, то трансвеститами («Вверх тор Машки») и поют уморительно смешные пародии на самый популярный отечественный шансон.

Владимир Познер и Леонид Парфенов своими устами вещают обо всем происходящем с экранов телевизоров. По ходу спектакля «профессиональные пиарщики» всеми способами ваяют из Цаплина идеального политика.

Впечатления от подобного начинания необычные: «… Я не актер и актером не буду. Попытка выйти на сцену и овладеть какими-то навыками актерской работы — это расширение собственного потенциала. Я очень надеюсь, что политика обойдет меня стороной. Я не люблю отказывать людям, а отказывать придется».

Футбол привлекает к себе внимание тем, что дает каждому надежду. Из собственных наблюдений могу сказать, что многие стремятся играть как Зидан, разбираться в футболе как Липпи. Реже кто-то хочет стать судьей и совсем редко комментатором. Скорее всего, это потому, что каждый человек по своей природе привык комментировать любые действия на поле, будь-то обычная любительская игра или чемпионат. Может поэтому, большинство людей воспринимают эту профессию поверхностно — сплошная болтовня. И только немногие понимают, насколько непроста такая работа — профессия человека-невидимки.

«Анатомия» Василия Уткина

– Чем заняты мозги? О чем думаете чаще всего?

– Чаще всего я думаю о делах, связанных с работой. Просто потому, что много этой самой работы.

– На что обращаете внимание в первую очередь на стадионе?

– Надо постараться ничего не оставить без внимания.

– Что чаще всего приходится слышать после своего комментария?

– «Спасибо, ушли с тебя». Это говорят из студии, и это означает, что я могу встать и идти, куда мне заблагорассудится.

– Какой аромат самый приятный?

– Слабый аромат тюльпана.

– Какими языками владеете?

– Толком никаким. Английский бытовой, так скажем. По-испански достаточно легко читаю спортивную прессу, но не говорю.

– Что любите носить?

– Что налезает.

– Какие украшения носите на руках, пальцах, шее?

– Никаких. Иногда — кольцо, знак помолвки. Когда вступлю в брак, оформлю, так сказать, отношения, буду носить его постоянно.

– Кому принадлежит ваше сердце?

– Моей любимой и моей семье.

– Что чаще всего держите в руках на работе?

– Листы бумаги.

– Стиль обуви?

– Обувь должна быть удобной.

– Чем набиты карманы, чаще всего?

– Мелочь, кошелек, два телефона, ключи от квартиры… В общем, ничего особенного.

Про это…

Неудача для комментатора — это … скверно сделанная работа.

Самый сильный футболист — это … Фрэнк Лэмпард. Сейчас это просто так и есть, а что будет через неделю, месяц — поглядим.

Матч, который я не забуду — это … таких много. Франция – ФРГ, например, в 82 году. Англия — Португалия на последнем чемпионате Европы…

Человек, который впечатлил — это … их очень, очень много.

Понимать футбол — это … понимать футбол.

Цитаты

1. Комментарий — жанр речевой, а речь — вопрос ключевой.

2. Я работаю над тем, чтобы каждый мой поступок был поступком настоящего мужчины. И ещё работаю над созданием семьи. Серьезно.

3. Болею за наших, когда играют против ненаших.

4. Футбол, как мне кажется, достаточно интеллектуальная игра.

5. Никто не включает футбольный матч, чтобы послушать комментатора — все включают, чтобы смотреть футбол.

Знаете ли Вы что…

в Англии, которая с внедрением интерактивных технологий в лице канала ВskyB сегодня может считаться лидером в ублажении потенциальных запросов болельщика, в Англии, где можешь сам определять точку, с которой смотреть игру по телевизору, где сам себе устраиваешь повтор интересного момента — обладатели интерактивных приставок, имеющие возможность смотреть футбол без комментатора, крайне редко отключают для себя закадровый голос (не более 15 процентов).

Требования к комментатору (по Уткину):

— интерес к спорту;

— свободное владение языком и речью;

— поставленный голос;

— хорошая память.

Остальное может прийти со временем, а может и нет. В общем, становится понятным только на последующих этапах работы.

Василий Уткин о предшественниках и конкурентах

В этих «Записках о комментарии» Василий Уткин кратко изложил эволюцию комментария, которая происходила в несколько этапов:

Николай Озеров «был выдающийся мастер, успевавший секунда в секунду за ходом событий, а вот образ мыслей Николая Николаевича безнадежно устарел». Вадим Синявский «рассказывал о футболе как об игре. В комментарии был ироничен; а ирония — вне времени». «Владимир Маслаченко — поражал игрой в собственную футбольную биографию, речевой неповторимостью; Анна Дмитриева — принадлежностью к новому по отношению к озеровскому поколению интеллигенции, которая читала другие книги, имела иной круг общения; Владимир Перетурин — ироничностью; Евгений Майоров — немногословием, что в сочетании с авторитетом олимпийского чемпиона и вообще спортивной легенды создавало справедливое ощущение каждого слова на вес золота». У Котэ Махарадзе свой неповторимый стиль: грузинский акцент и хрипловатый голос.

Из современных «акул слова» Отар Кушанашвили «экспериментирует именно в устном жанре, хотя это не всем нравится. Методы могут не устраивать, отбраковываться, но опыт подлежит анализу; нет-нет, а что-то и подойдет».

Николай Фоменко — «человек, виртуозно владеющий речью, лидер жанра. Под воздействием работы Фоменко во многом меняются представления о юморе, о современном способе шутить. Неоднократно заимствовал оттуда и удачные шутки, и речевые приемы. В том числе главный — иронию, и в первую очередь по отношению к самому себе…».

Василий Уткин о тандемах

Олег Жолобов и Георгий Ярцев. Оба дополняют друг друга, удачно компенсируя слабые стороны каждого в отдельности.

Андрей Голованов и Виктор Гусев. На фоне прагматичного, статистически подкованного Андрея Виктор становится уместно ироничным, меняется его громовая интонация, а Андрей ему достаточно гармонично подыгрывает.

Владимир Маслаченко и Савик Шустер. Они не просто успешно дополняли друг друга. И создавала этот тандем — ирония, важнейшее комментаторское качество. Здесь она была и тонкой, и взаимной, и, что крайне важно, конструктивной, созидательной.

Источник: -=ПРО ФУТБОЛ=-

Новости партнеров

Комментарии: