Игорь СУРКИС: “Наш коллектив требует кнута и пряника”

       Президент киевского “Динамо” Игорь Суркис, которому корреспондент “СЭ” дозвонился вчера в Монако, откровенно признал, что в сложившейся ситуации отставка Леонида Буряка была лучшим выходом – и для клуба, и для бывшего главного тренера.

ДОКАЗАТЬ, ЧТО НЕУДАЧА СЛУЧАЙНА

       – Принимать решения по горячим следам мне не хотелось, – сказал Суркис. – Прежде, чем брать на себя ответственность и увольнять тренера, хотел проанализировать ситуацию, переговорить с игроками, обслуживающим персоналом команды. Обстоятельные беседы с футболистами еще предстоят: после возвращения из зарубежной поездки сделаю все, чтобы понять, как команда с такими традициями опустилась на сегодняшний уровень. Если вести речь о Буряке, то я далек от мысли винить его во всех неудачах. Более того, не исключаю, что он еще будет полезен нашему клубу – пока, правда, не могу сказать, в какой должности. Буряк, принимая мое предложение возглавить команду, отлично знал, что его задача номер один – вывести “Динамо” в групповой турнир Лиги чемпионов. От этого, кстати, напрямую зависела продолжительность его работы, и тренер отлично об этом знал.

       – В чем вы видите основные причины провала?

       – Легче всего, повторюсь, было бы назначить виновным главного тренера. Но многим людям, в том числе и мне, как президенту, надо иметь смелость, чтобы разделить всю полноту ответственности за результат в Лиге чемпионов и национальном первенстве. Рассчитывал, что неудача на европейской арене Буряка только закалит, и уже в матче с “Ильичевцем” команда под его руководством покажет намного более уверенную игру. Знаете, что сделал бы Лобановский. окажись “Динамо” при нем в таком положении? Судить об этом могу совершенно точно, поскольку в последние годы жизни мэтра был рядом с ним практически постоянно. Перед очередным поединком он наверняка вызвал бы “на ковер” тех футболистов, которые выходили в провальном матче, и сказал бы всего одну фразу: “Идите на поле и докажите, что та неудача была всего лишь случайностью!”. Будьте уверены: после этих слов игроки перепахали бы поле вдоль и поперек.

       Буряку же, как мне показалось, не удалось сплотить ребят даже во встрече с “Ильичевцем”. Вышло так, что за месяц, минувший со старта сезона, команда проиграла все, что только возможно. Вылетели из Лиги чемпионов во втором раунде квалификации, отстаем после пяти туров от “Шахтера” в чемпионате на четыре очка… Раньше у нас, конечно, бывали неудачи, но поражений по всем фронтам одновременно не случалось никогда. Какое-то время я полагал, что Буряк еще сможет переломить ситуацию, но теперь кредит доверия исчерпался до дна. А значит, необходимо было что-то менять.

       – И вы поменяли главного тренера. Но говорят, что сменой наставника перемены в “Динамо” не ограничатся…

       – Прежде всего, мы постараемся уйти от стереотипов, с которыми жили все эти годы. Лобановский был, несомненно, великим тренером, но всякая копия, пусть даже самая близкая к оригиналу, всегда будет оставаться копией. После ухода из жизни Валерия Васильевича мы постоянно сверяли с величиной его таланта и принятыми при нем методами работы программы, которые брали на вооружение его последователи. Но теперь пришли к выводу, что тренеры в “Динамо” должны доказывать свою состоятельность, а не оглядываться на достижения Лобановского. Если жить прошлым, о будущем можно забыть.

ЗАДНИМ УМОМ МЫ ВСЕ СИЛЬНЫ

       – Анатолий Демьяненко рассматривается исключительно как временная фигура или у него, как в свое время у Висенте Дель Боске в “Реале”, есть шанс стать постоянным главным тренером?

       – Все может быть. Хорошо зная Демьяненко, считаю, что потенциал у него есть. Именно по этой причине я разбудил его во вторник ранним звонком и спросил начистоту: “Сможешь ли ты, Анатолий, взять на себя такую ответственность?”. Он согласился сразу. Естественно, я не стал скрывать от него, что мы ведем поиски опытного специалиста, успевшего за свою карьеру добиться значительных достижений. Демьяненко, как я понял, это не покоробило: он профессионал, находящийся на своем месте, а срок его работы на новой должности во многом будет зависеть от результата.

       – На протяжении полутора месяцев, прошедших со дня назначения Буряка, вас ни разу не посещала мысль об ошибочности его назначения главным тренером?

       – Задним умом мы все сильны. Но в тот момент, когда Сабо – заметьте, не после поражения, а после выигранного динамовцами у “Шахтера” финала Кубка Украины – попросил меня об отставке, которую удалось отсрочить до окончания чемпионата, особого выбора у меня не было по определению. Буряк к тому моменту занимал должность спортивного директора, бывал на всех тренировках, знал положение дел в команде изнутри. В более чем форс-мажорной ситуации он казался идеальным кандидатом. Не исключаю, что у Буряка были объективные причины для столь неудачного дебюта, но и болельщики, и пресса не позволили бы мне и дальше проводить над “Динамо” такие эксперименты.

К БЛОХИНУ ОБРАТИЛСЯ БЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

       – Можете ли вы назвать поименно тех тренеров, с которыми ведете переговоры в данный момент?

       – Поименно? А стоит ли? Вы же понимаете, что авторитетные наставники, встречаясь со мной, все-таки с опаской смотрят на перспективу возглавить незнакомую досконально команду, вылетевшую из еврокубков на ранней стадии. Кто захочет рисковать своей репутацией – даже за хорошие гонорары? Специалистам такого класса необходимо время, чтобы присмотреться к коллективу со стороны, сделать какие-то выводы. Точно так же в свое время поступил Лобановский: мы выбыли сначала из Лиги чемпионов, затем – из Кубка УЕФА, но Сабо, при котором команда терпела эти неудачи, оставался у руля. А мэтр смотрел, анализировал, делал выводы, проникался атмосферой команды. “Динамо” он согласился возглавить лишь в тот момент, когда собрал о нем достаточно информации.

       – И все же, в Интернете уже появилась информация о ваших переговорах с Оттмаром Хитцфельдом…

       – Он действительно входит в число кандидатов, с которыми я стараюсь договориться. Но, как вы понимаете, одно дело хотеть его пригласить, а другое – получить согласие. Я бы, не колеблясь ни секунды, пригласил в Киев Фабио Капелло, но он занят в “Ювентусе”. А есть ведь еще Дик Адвокат, Эктор Купер, работающий сейчас не с самой элитной команде. Если смогу договориться с кем-то из них – буду гордиться причастностью к новому повороту в динамовской истории.

       – Российские тренеры в круг ваших интересов не входят?

       – Рассматриваем и их кандидатуры, но в данном случае имен называть не стану. Не сбрасываем со счетов и авторитетных украинских специалистов. Буду откровенен: если бы Олег Блохин не был занят работой в сборной, а я не опасался, что совмещение должностей может помешать его полноценной работе в национальной команде, обратился бы в первую очередь к нему. Впрочем, после возвращения из Монако я непременно с ним встречусь – благо, для назначения этого рандеву мне не нужны будут посредники, с которыми мне довелось столкнуться при выходе на иностранных тренеров. Киевскому “Динамо” нужен тренер с именем – чтобы он командовал футболистами, а не наоборот…

ПЕРЕД ТРЕНЕРОМ ВСЕ РАВНЫ

       – Следует ли из ваших слов, что Буряк не имел достаточного авторитета перед игроками?

       – Возможно, он просто не смог поставить себя должным образом. Я постоянно поддерживал контакт с обслуживающим персоналом команды, видящим все, что происходит, со стороны. Так вот, мне докладывали, что атмосфера в коллективе на должном уровне, у тренера есть с футболистами полное взаимопонимание. Однако на деле все оказалось не так. И речь ведь даже не о том, командовал Буряк футболистами или они им – до буквального воплощения этой метафоры, слава Богу, дело не дошло. Игроки, выходя на поле, явно не выполняли установку тренера. Я ведь был перед выездным матчем с “Туном” в раздевалке – и слышал, что говорил наставник.

       Тренеру надо быть достаточно жестким, чтобы спросить с человека за невыполнение поставленной задачи. Посадить на скамейку, перевести, если надо, во вторую команду. Но при этом доступно объяснять футболисту, за что он, наказан. Управлять коллективом так, как умел прежде Лобановский, – это не значит найти общий язык с парой-тройкой лидеров. В команде может быть несколько ключевых исполнителей, но перед тренером все должны быть равны.

       Вспомните, что творилось в киевском матче с “Туном” в защите! А ведь именно эта линия всегда была нашим оплотом. Лобановский говорил: “Игру надо начинать от обороны. Если наведем там порядок – будем забивать”. До парадокса доходило: мы создавали моменты у ворот соперника, но сами пропускали нелепые голы. Так было у нас и с “Ильичевцем”, и с запорожским “Металлургом”…

       – Полагаете, Буряка подвела непростительная на такой должности мягкость характера?

       – Тут вы попали в точку. И я ведь предупреждал его, когда предлагал возглавить “Динамо”: если будешь таким мягкотелым и не найдешь общего языка с ребятами, ничего у тебя в этой команде не получится. Нет, я не хочу обвинять Буряка – он честно делал свое дело. Но наш коллектив требует кнута и пряника. Но в первую очередь все-таки – кнута!

НУЖНЫ ИГРОКИ С ДИНАМОВСКИМ СЕРДЦЕМ

       – Стало быть, и Демьяненко как тренер, и вы как президент клуба, будете больше действовать кнутом?

       – А что остается? Как иначе относиться к игрокам, которые приезжают из отпуска с опозданием, да еще и с лишним весом? Речь, разумеется, о бразильцах, которые, как вам известно, были за нарушение дисциплины оштрафованы на очень большие суммы. Как ни просили они их простить, я просьбу Буряка выполнил и легионеров наказал. Надо было идти дальше – отстранить их от работы с главной командой и не подпускать к ней и на пушечный выстрел, пока они не наберут форму.

       Это ведь был нонсенс – повезти на матч с “Туном” 26 игроков, заранее понимая, что восемь человек, оставшихся за пределами заявки, получат моральную травму. А она порой бывает сложнее физической. Когда таким футболистам, как Верпаковский и Ребров, предлагают, не переговорив с ними и не спросив о степени их готовности, смотреть матч с трибуны, это, по меньшей мере, вызывает изумление. Ведь именно на атаку нам следовало делать в Берне основную ставку. Какая, скажите, разница, проиграть “Туну” со счетом 0:1 или 0:3? Все равно дальше не проходим. Так может, был резон усилить атаку, выпустить всех, кто мог предпринять штурм ворот швейцарской команды? А Буряк неожиданно выпустил форварда Клебера вместо… другого нападающего.

       Вышел в матче с “Ильичевцем” Ребров на замену – и “Динамо” заиграло активнее. Так почему же не выпустить парня с первых минут? Игрока с динамовским сердцем, переход которого обратно в наш клуб стоил таких нервов и финансовых вложений! Если сейчас вы спросите меня, кто в самом деле переживает за неудачи в Лиге чемпионов, Реброва назову одним из первых. Добавлю к ним Шовковского, Белькевича, Федорова, Дмитрулина. Для них это – шок. А для тех, кто приезжает к нам просто зарабатывать деньги, нет никакой разницы, в динамовской они футболке или в форме “Шахтера”. Все они – замечательные футболисты, но вселить в них клубный патриотизм – задача не из легких.

       Лобановский в свое время говорил об иностранных футболистах: “Один легионер в коллективе – это хорошо, два – замечательно, три – сложно, четыре – проблема, пять – катастрофа!”. А как быть, если у нас их больше десятка? Я бы с удовольствием создавал команду на основе украинских футболистов, однако легионеры сегодня – объективная реальность. Поймите правильно: если бы мы потеряли этот сезон не просто так, а под знаменем программы создания новой команды и вливания в состав свежих сил, было бы не так обидно. Благо, перспективная молодежь у нас есть. Это Кругляк, Лысенко, Дедечко, те же Милевский с Алиевым. Вот только есть ли у нас это время…

Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, газ. “СЭ в Украине”

Источник: Динамо Киев от Шурика

Новости партнеров

Комментарии: