Игорь СУРКИС: “Считаю Блохина оптимальной кандидатурой на пост главного тренера “Динамо”

       Впервые за девять лет киевское “Динамо” оказалось за бортом группового турнира Лиги чемпионов… При этом путь в элиту континентального футбола украинскому клубу преградил не град европейского футбола, а дебютант Лиги, заштатный швейцарский клуб. Результат противостояния с “Тюном” поверг в шок не только поклонников команды…

       – Игорь Михайлович, какие чувства вы испытывали в тот момент, когда прозвучал финальный свисток в Берне?

       – Говоря откровенно, я находился в прострации. Я не понимал, что происходит. И если раньше даже после самых обидных поражений я всегда заходил в раздевалку команды, подбадривал игроков, то после ответного поединка с “Тюном” я не смог это сделать…

       Я и сейчас не могу смириться с мыслью, что киевское “Динамо” с тем бюджетом, который есть у него, с той мотивацией, что есть у футболистов, не прошло такого соперника, как “Тюн”. Хороший, крепкий такой орешек, организованный коллектив. Но “Динамо” обязано было его проходить! В общем, для меня это был шок…

       После первой игры я планировал улететь к своей семье, которая находилась на отдыхе, но остался с командой, провел этот подготовительный период с ней, не пропустив ни одной тренировки. Ребров, Белькевич, Гавранчич, наши бразильцы говорили: “Игорь Михайлович, не беспокойтесь, мы “Тюн” пройдем. Обещаем…”

       Но одно дело говорить, а совсем другое – делать. Это разные вещи…

       – Сейчас вы можете сказать, что привело к такому результату?

       – Причин очень много. Я долго думал, анализировал, и главным, на мой взгляд, стало то, что в конце прошлого сезона (и, признаться, для меня это было неожиданностью) после выигрыша Кубка Украины Йожеф Сабо захотел уйти. У меня нет к нему претензий, но мне кажется, что если у него были такие планы, то он должен был меня об этом предупредить за несколько месяцев.

       Оказавшись в цейтноте, мы рассматривали на пост главного тренера лишь одну кандидатуру – Леонида Буряка. У нас просто не было времени, чтобы вести переговоры с другими специалистами, а Буряк уже три месяца работал на посту спортивного директора, наблюдал за командой и тренировочным процессом.

       После поражения в Суперкубке Буряк не услышал в свой адрес ни одного упрека. Наоборот, я поблагодарил футболистов за ту игру, которую они продемонстрировали в начале сезона.

       …Главный тренер – это ключевая фигура, а не президент клуба, который должен заботиться о том, чтобы вовремя платили заработную плату и были созданы нормальные условия для игроков, чтобы они чувствовали себя комфортно в команде. Сплотить же коллектив, сделать из него одну семью может только наставник.

       Президент клуба может лишь помочь ему в этом. Так было при Лобановском, котрый чувствовал мою поддержку и при победах, и при поражениях. То же ощутил и Леонид Буряк.

       – То есть общение с ним было…

       – А как же?! С самого начала я спросил, какая ему нужна помощь. Он, например, попросил поддержки в системе штрафов. Расписал, за что они налагаются…

       Понимаете, Леонид Иосифович затеял небольшую революцию в команде. Но, может быть, сначала нужно было добиться результата, а уж после вводить радикальные новшества?

       Я не хочу сейчас критиковать Буряка, но в то же время у меня есть вопросы к нему, которые я обязательно задам при встрече, которая, надеюсь, у нас состоится. И если Буряк видит себя в киевском “Динамо”, мы с ним это обсудим.

       И не верьте тому, что некоторые твердят, что команда у нас неуправляемая, что в ней разброд и шатания. Забей мы в Киеве “Тюну” все, что должны были, мы бы сейчас вообще об этом не говорили. Хотя, признаюсь, кое-что меня как президента клуба не устраивает. Например, наши бразильцы больше года в команде, а русского до сих пор не знают. Им будут поставлены жесточайшие условия – максимум через полгода знать язык на уровне понимания.

       – Вы имеете в виду Ринкона и…

       – О Ринконе речь не идет, Диого прекрасно общается, с ним можно разговаривать, и он все понимает. Мне не надо, чтобы они могли писать сочинения на русском языке. Мне нужно, чтобы они понимали то, что говорит тренер. Переводчик ведь не может передать эмоции. А это важно!

       Поймите, я же не президент, который сидит и сверху за всем лишь наблюдает. Я люблю футбол и знаю его изнутри, участвую в процессе. В то же время я не вмешиваюсь в отношения тренера и игроков, от меня в раздевалке никто никогда не услышал ни одного слова, кроме тех случаев, когда я чувствую, что надо взбодрить команду, и могу добавить премиальные. Я не вмешиваюсь, но футболисты чувствуют, что рядом находится президент, который готов их поддержать.

       Скоро у меня состоится встреча с игроками. Я поставлю задачи перед командой на ближайшее время. Я объясню честно и откровенно, что Анатолий Демьяненко пока исполняет обязанности главного тренера. По совместной с ним договоренности у него полная моя поддержка. В том числе и в вопросах дисциплины. Тренер не должен издеваться над игроками, но при этом они должны чувствовать его твердую руку.

       Кроме того, я намерен переговорить с каждым футболистом и убедиться, что они хотят играть за “Динамо”, которое должно быть у них в сердце. Некоторые наши игроки высоко взлетели, теперь им нужно опуститься на землю.

       Что касается селекционной службы, то тут я поступил радикально – на сегодняшний день все, буквально до единого человека, уволены. При этом я намереваюсь встретиться с каждым из них и выяснить, почему мы оказались в такой ситуации.

       – То есть вы не совсем довольны или совсем недовольны работой службы селекции?

       – Совсем недоволен комплектацией команды за последнее время. Вы можете спросить: “Кто конкретно из селекционеров привез конкретного игрока?” Не удивляйтесь, но за последнее время – никто. Вся селекционная работа велась лишь с агентами.

       А я бы хотел, чтобы пока мы с вами говорим, в моей приемной сидело несколько наших селекционеров с конкретными предложениями. Но этого нет… Да, Родриго, Родольфо, Ринкона смотрели наши специалисты. Они ездили, дали свое заключение. Но лишь после того, как их предложили посторонние люди!

       Сегодня агенты работают на “Динамо” по всему миру. И это не преувеличение. Но ни одного игрока я не купил, не посоветовавшись с селекционерами, главным тренером.

       Если я начну сам покупать футболистов, улучшать климат в команде, объяснять задачи на матч, то, может, мне и тренером идти работать? Но лучше пусть каждый занимается своим делом.

       Хотя мне кажется, если бы Буряк вызвал 11 человек, которые играли в матче с “Тюном” в Киеве, и сказал, мол, ребята, докажите, что это была случайность, никакая дополнительная мотивация и не потребовалась бы. А так у нас просто не было организации игры. Если в первом поединке со швейцарцами мы непростительно ошибались в обороне, но это бывает с любой командой, то в ответном матче наши коллективные действия были на настолько низком уровне, что показалось, будто “Динамо” не знает, чего хочет, не знает, как добиться результата…

       Ничья с “Ильичевцем” на мое решение уволить Буряка повлияла лишь отчасти. Даже победа над мариупольцами со счетом 3:0 вряд ли изменила бы его. Мне показалось, что у команды проблема с психологией, и не уволь я Буряка, она не смогла бы прогрессировать. Рисковать я не хотел, а правильно я поступил или нет, покажет время.

       – Знал ли Буряк о том, что будет уволен в случае непопадания в Лигу чемпионов?

       – Я не говорил ему: “Леонид Иосифович, если ты не попадешь в Лигу, то я тебя уволю”. Я говорил: “Задача номер один – попадание в Лигу чемпионов. Ты это понимаешь?” Он ответил: “Футболисты у нас высококлассные, с ними можно решать такую задачу”. Последовал вопрос: “Леонид Иосифович, кого бы ты хотел, чтобы мы приобрели для усиления команды?” Он ответил: “Мне нужны правый защитник Анюков и Ротань”. С Анюковым мы не смогли договориться – он предпочел “Зенит”. Дело не в трансферной стоимости, просто сам игрок выбрал российский клуб. Ротань же в команде, и, признаться, этот игрок мне тоже нравится.

       Мы готовились к Лиге. Я не мог представить, что Киев останется без этого турнира. Как знать, может быть, незаполненный стадион “Динамо” на мемориале Валерия Лобановского – это тоже следствие нашей неудачи?

       Я как угодно – своей работой, словами – готов принести извинения болельщикам. И уверяю, что как президент клуба сделаю все, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

       Я желаю всяческих успехов Анатолию Демьяненко, если у него получится – я его поддержу. Но не хочу, чтобы кто-то расслаблялся – ни команда, ни тренер. Я сейчас веду переговоры с ведущими зарубежными специалистами. На это у меня есть время, ведь никакой уважающий себя западный тренер не возьмет команду в середине сезона, чтобы затем свалить вину на предшественника.

       – Игорь Михайлович, вы часто вспоминаете Лобановского. И говорите про западного тренера. Вы думаете, что в Украине нет второго Лобановского?

       – Второго Лобановского не будет. Это я вам говорю, человек, который работал с Валерием Васильевичем. И не только работал, но и общался, дружил. Второго Лобановского, такого масштабного, глобального интеллигента, который разбирался не только в футбольных проблемах, но и в политике, в жизни в целом, не будет. Поэтому если мы станем пытаться найти второго Лобановского, мы обречены на провал. Мы должны помнить Валерия Васильевича, ценить то, что он сделал в целом для украинского футбола, бывшего советского футбола…

       К сожалению, круг отечественных тренеров не позволяет говорить о том, что они добивались каких-то результатов. Или могут добиться. Киевское “Динамо” – не та команда, на которой следует экспериментировать. И я ни разу этого не делал.

       Назначая Михайличенко, я сохранял традиции “Динамо”, сохранял тренировочный процесс и направление развития клуба, преемственность. В какой-то степени это удалось, в какой-то – нет.

       Михайличенко, для того, чтобы вернуться на тренерскую должность, надо учиться. Поехать, скажем, в “Милан”, в “Челси”. То же самое касается и Буряка. Если мы будем пытаться под копирку делать то, что делал Лобановский, ничего не получится.

       Но если говорить о преемственности, то это не значит, что главным тренером киевского “Динамо” должен быть, допустим, лишь бывший игрок киевского “Динамо”. Главное, чтобы команде был присущ стиль игры, отличающий ее.

       Я сейчас встречаюсь с западными наставниками. Хочу узнать их философию. Хочу, чтобы в “Динамо” пришел специалист, который встряхнул бы всю систему.

       Если мы сегодня этого не сделаем, то детская спортивная школа будет работать в одном направлении, вторая и третья команды – в другом, а первая команда – в третьем. То есть мы можем добиться с сильным тренером каких-то сиюминутных результатов, но потом будет провал. Не будет сохранено то, не будет сделано это. Так дело не пойдет. Мы не можем разрушить то, что было создано.

       Вот возьмите лабораторию Зеленцова. Когда я разговаривал о ней с Клементе, рассказывал о ТТД, он сказал: “Это во всем мире используется. Это обязательно! Это понятийный язык современного футбола”.

       – Среди кандидатов на пост главного тренера значится и Олег Блохин. Но, помнится, после разгрома Украины от Германии – 1:4 вы сказали, что отныне наставник “Динамо” никогда не будет совмещать работу в клубе и в сборной…

       – Я и сейчас об этом говорю. Хотя считаю Олега Владимировича оптимальной кандидатурой на пост главного тренера “Динамо”. Почему? Блохин по сути своей, по жизни – лидер. Это он доказал, будучи наставником сборной страны. Если кто-то списывает его успехи на простое везение, фарт, то он ничего не понимает, это просто дилетант.

       Блохин объединил команду, вселил уверенность в игроков, и они поверили ему. Да, у него есть ошибки, и он их признает. Но Блохин доказал свою состоятельность как тренер, и за то, что он уже практически попал на чемпионат мира, я ему как президент клуба аплодирую.

       Естественно, я бы ему сделал предложение возглавить команду, но немножко хорошо работать в клубе и немножко хорошо в сборной – уже не по мне. Я встречусь с Олегом Владимировичем и знаю, что Блохин хотел бы быть главным тренером “Динамо”. Мне импонирует в нем харизма лидера, он требует максимального результата. Того, что требовал Лобановский. Хотя я и не сравниваю их с Валерием Васильевичем.

       – А если вы встретитесь с Блохиным и он скажет: “Я хочу возглавить “Динамо” прямо сейчас”?

       – Как вы себе это представляете? Пока у нас с ним должен состояться чисто человеческий разговор, во время которого будет задан миллион вопросов.

       – Вопрос, который мы не можем не задать. В сентябре состоится заседание суда по акциям “Динамо”…

       – Мы с вами говорим больше часа, и я умышленно не касался этой темы. Хотя было бы очень удобно списать все наши беды на эту возню, которая, чего уж тут скрывать, создает определенную нервозность в клубе… Насколько я понимаю, в стране сейчас много проблем, и людям, которые находятся у власти, не до футбола. Но, надеюсь, те, от кого зависит решение в этой ситуации, разберутся-таки, кто что делает. Кто работает на благо Украины, а кто только говорит об этом.

Дословно

       В Симферополь – ради сборной.

       “Сейчас мы до конца года отдали в аренду “Таврии” Дмитрулина и Реву. Дмитрулин – очень опытный футболист, столько сыграл в Лиге чемпионов! Такими людьми не разбрасываются. Но мы с Юрой поговорили, он сказал: “Я потерял уверенность, а я очень хочу поехать на чемпионат мира”. У Олега Блохина в сборной нет правого защитника. Юра это тоже понимает. Может, он в “Таврии” наберет кондиции, и Олег Владимирович на него обратит внимание… То же самое касается и Ревы.

       Я всегда с уважением относился к игрокам и ценю то, что они сделали для клуба. Вы помните непростую ситуацию с Ващуком? Сейчас прошло три года, у меня с Владом состоялся разговор, после которого мы пожали друг другу руки, обнялись и забыли все. А как я должен поступить, если ко мне, по сути, пришел мой ребенок и попросил прощения?”

       “Выдают желаемое за действительное”.

       “Признаться, иногда не понимаю, откуда журналисты берут информацию для своих материалов. Вот недавно в Интернете появилась статья “Суркис продает киевское “Динамо”. Ссылки на этот материал разместили на сайтах, которые претендуют на объективность, их авторы уверяют, что они любят свой народ, свою страну. Да ничего они не любят, кроме денег!

       Во время Мемориала Лобановского генеральный секретарь ФИФА Урс Линси, очень авторитетный функционер, ознакомился с инфраструктурой нашего клуба. Я показывал ему нашу базу в Конче-Заспе, детские школы. Линси был в шоке. “По роду своей деятельности я побывал на многих таких объектах во всем мире. Но я был поражен увиденным в Киеве. Ничего подобного я не встречал”, – сказал он. И оставил соответствующие записи в книгах для почетных гостей.

       Почему-то “честные и независимые” интернет-издания об этом не пишут. Вместо этого – “Суркис продает “Динамо”…

       Я не хочу, чтобы меня все любили. Но если мы живем в честной демократической стране, то давайте посмотрим, что мы – каждый из нас – для нее сделали. Ведь все, что мы построили – поля, школы, базы, – остается в Украине. Но, похоже, это не всем по душе”.

       Шевченко – уникум. Но все же…

       “Мы в клубе сделали ставку на подготовку собственного резерва, создаем для ребят отменные условия, которые приводят в восторг повидавших многое футбольных специалистов.

       Но у меня сейчас есть вопросы по работе детских школ киевского “Динамо”. Тренеры занимаются, в общей сложности, почти с двумя тысячами ребятишек. И где результат?

       Да, не все из тех, кто тренируется в футбольной школе киевского “Динамо” должны стать профессиональными футболистами. Но все же основная задача нашей школы – подготовить резерв для для первой команды. И все тренеры прекрасно знают об этом.

       После футбольной школы ребята должны пойти в третью, вторую команду. Адаптация не должна быть слишком сложной, ведь они обучаются в одном направлении. И уже во второй команде они должны дозреть до основного состава.

       Я не говорю, что ежегодно из каждого выпуска пять-десять футболистов должны играть в основном составе. Это невозможно! Но одного-двух мы можем воспитать для “основы”? И вряд ли тогда возникала бы необходимость в приобретении легионеров…

       Где, уже за столько лет, хотя бы похожий на Шевченко? Да, есть перспективные, подающие надежды ребята. Но почему они не превращаются в настоящих мастеров? Что не так работает? Вот об этом я хочу поговорить с детскими тренерами”.

       “Время даром не прошло”.

       “Сейчас я хочу собрать в команде ребят, которые действительно преданны “Динамо” и которые сделали для этого клуба очень многое. Чтобы на их фоне прогрессировала молодежь… Время после матчей с “Тюном” не прошло для меня даром. Мы изменим нашу стратегию в комплектации, мы станем более открытыми для прессы и болельщиков – у нас будут проводиться регулярные тренировки, которые смогут посещать журналисты”.

Юрий КАРМАН, Валерий НОВОБРАНЕЦ

Источник: “Команда”

Новости партнеров

Комментарии: