Тарас БЕЗУБЯК: “Российские судьи уступают даже африканским”

    199 – именно столько матчей в высших дивизионах чемпионатов СССР и России довелось обслуживать петербургскому арбитру Тарасу Безубяку. Больше, к слову, лишь у двух рефери – легендарного Николая Латышева и Анатолия Мильченко.

    С судейством он закончил в 2003-м – возраст. Поработал инспектором. А четыре месяца назад неожиданный поворот. 50-летнего Безубяка назначили директором петербургской футбольной школы “Смена”. Той самой, что подарила стране Аршавина и Быстрова, Радченко и Радимова, Саленко и Желудкова.

    – Как же занесло вас туда, Тарас Михайлович?

    – Мою кандидатуру предложил отец-основатель “Смены” Дмитрий Николаевич Бесов. Со стороны учредителей школы – городского комитета по образованию и ФК “Зенит” – возражений не последовало. Бесов остается моим заместителем. Он бессменно возглавлял “Смену” со дня ее открытия на протяжении тридцати семи лет. Однако ему уже 82… Мне же эта работа знакома. Я ведь не только футбольные матчи судил, но и долгие годы был директором ПТУ в Колпине. Там ребят готовили к одной профессии, здесь – к другой.

    – Контингент, правда, разный…

    – Для меня они все – дети. Которых надо обучать и воспитывать. Но в чем-то вы, безусловно, правы. В ПТУ непростые юноши попадались. Некоторые, к примеру, успели отсидеть за убийство.

    – С чего начали на новом месте?

    – Приступили к масштабной реконструкции всего спортивного комплекса СДЮШОР. Строим крытый манеж, футбольные поля, гостиницу для будущего интерната. Хотим открыть филиалы “Смены” в каждом районе Санкт-Петербурга, чтобы не таскать родителям своих чад через весь город. “Зенит” нам оказывает большую финансовую помощь. По инициативе руководства клуба главный тренер Властимил Петржела должен войти в наш педсовет. Мы двумя руками “за”.

    – Вы-то – понятно. Надо ли это чеху? Сомневаюсь.

    – А решение, повторю, принимает не он, а начальство… В ноябре состоится “круглый стол” с участием тренерского состава школы и “Зенита”. Речь пойдет о подготовке и выработке единой модели игры для наших учеников.

    – Новые Аршавины подрастают?

    – Есть талантливые мальчишки, есть! В этом году шесть из них закрепились в зенитовском дубле, входят в различные юношеские сборные.

    – Ваш младший сын, кажется, тоже в “Смене” тренируется?

    – Точно. С ним забавная история связана. Недавно в местной газете написали, будто я дисциплинарные санкции для юных футболистов ввел. А было так. Звонит мне в школу журналист. Секретарь отлучилась пообедать, я из кабинета вышел ну и попросил своего десятилетнего сынишку на телефоне посидеть. Журналист у меня потом спрашивает: “Что у вас там за ребенок на звонки отвечает? Неужто в виде наказания кого-то туда посадили?” Я посмеялся и говорю: “Между прочим, это практикуется в школе голландского “Аякса”. Там нарушители дисциплины дежурят на внутренних телефонах”.

    – Интересно, откуда вам об этом известно?

    – Когда в свое время мне посчастливилось обслуживать в Амстердаме матч олимпийской сборной Голландии, меня пригласили на экскурсию по знаменитой школе “Аякса”. Кто ж откажется от такого подарка? Там обо всем и узнал. Но в “Смене” подобные воспитательные меры, уверяю вас, вводить не собираемся.

    – Матчи второго дивизиона по-прежнему инспектируете?

    – С июля пришлось взять паузу. Слишком много дел накопилось в школе.

    – А в премьер-лигу уже в качестве инспектора когда вернетесь?

    – Система, утвержденная РФС, такова, что инспектором в элитный дивизион можно попасть не ранее чем через пять лет после завершения судейской карьеры. Независимо от статуса и званий. Сначала региональные соревнования, вторая лига и так далее…

    – Что скажете об уровне судейства в уходящем сезоне?

    – Наверное, лучше всего его характеризует один-единственный факт. Впервые мы стали привлекать к матчам иностранных арбитров.

    – Не одобряете, значит, этого?

    – Не одобряю. Хотя, если учесть, что к отечественным судьям у клубов нынче доверия резко поубавилось, – это действительно выход из положения. Причем не забывайте, что инициатива в данном вопросе исходила не от КФА, а от президента РФС Виталия Мутко.

    – Заморские гости не подкачали?

    – На мой взгляд, классный арбитр тот, который заметен не зрителям, а футболистам. Исходя из этого, мне понравилась работа немца Майера и испанцев Канталехо с Мехуто Гонсалесом. К сожалению, российские судьи уступают зарубежным коллегам. Включая, вообразите себе, тех, кто представляет Азию и Африку.

    – По-моему, вы сгущаете краски.

    – Ничуть. Незнание иностранных языков и слабая психология – вот наши основные минусы. Мы на поле гораздо более зажаты. А те даже врут уверенно. То есть если и совершают ошибки – совершают их уверенно. Комар носа не подточит.

    – А выход?

    – Для начала следует укрепить руководящий состав КФА. Я согласен с позицией футбольных клубов, которые три года подряд выражают Левникову вотум недоверия. Как ни странно, от этого не меняется ровным счетом ничего.

    – Какие конкретно у вас претензии к господину Левникову?

    – Главная – субъективность в отношении выдвижения судей.

    – И вы, и Левников на международной арене крупно “погорели” на одном и том же. Вы на молодежном чемпионате Европы-95 во встрече Голландия – Греция за грубую игру вместо красной карточки показали желтую. А он спустя три года на чемпионате мира в матче Бразилия – Марокко проигнорировал фол против Роналдо. Это совпадение или российские судьи и впрямь к более либеральной трактовке правил привыкли?

    – Скорее первое. Либеральными наших арбитров я бы не назвал.

    – Как-то в интервью вы упомянули о том, что в Англии бывших футболистов не принимают на курсы судей. Считаете, справедливо?

    – Конечно. Потому что из-за возрастных ограничений им элементарно не хватает времени, чтобы вырасти в квалифицированных арбитров. Из наших, дотянувших до европейского уровня, прилично играли в футбол разве что Юрий Савченко и Валентин Иванов.

    – Скучаете без свистка?

    – Да, скрывать не буду. Убежден, что в 48 лет судей рановато списывать на берег. По крайней мере в рамках национального первенства. Если силы и здоровье позволяют, требованиям соответствуешь, почему бы и до пятидесяти не поработать? Скажем, в той же Англии так заведено, да и в других странах.

    – Старший сын не хочет по вашим стопам пойти?

    – Нет, Влад категорически против. Он мне всегда говорил: “Что это за профессия? Тебя со всех сторон “поливают”, а сделать ни черта не можешь”.

    – У каждого судьи в запасниках припрятаны забавные истории из собственной биографии. Вам какой случай больше запомнился?

    – Однажды во Владикавказе “Алания” принимала “Ростсельмаш”, за который еще выступал Сергей Андреев. Он-то и нанес издали мощнейший удар по воротам. Мяч был пущен с такой силой, что вылетел обратно в поле метров на 18. Аж за пределы штрафной. Но был ли гол или хозяев спасла перекладина, я заметить не успел. Бросаю взгляд на помощника – та же реакция. На трибунах – тишина. Никто из ростовчан не радуется, в том числе сам Андреев. Смотрят на меня. Что делать? И вдруг, о чудо – защитник владикавказцев берет мяч в руки и с досады швыряет к центру поля. А там его партнеры, понурив головы, устанавливают мяч. Только в этот момент я наконец-то дал свисток. А не засчитал бы гол? Ох, страшно подумать, чем бы тогда для меня все закончилось.

    Александр КРУЖКОВ

Источник: “Спорт-Экспресс”

Новости партнеров

Комментарии: