Виктор ПРОКОПЕНКО: “Никто не вспомнит, что Виталий Старухин родился в Белоруссии”

ШТРИХИ

Виктор Прокопенко родился 24 октября 1944 года в Мариуполе.

Выступал за команды: группы советских войск в Германии (1964—67), “Локомотив” Винница (1967—68), “Черноморец” Одесса (1969—1970, 1974—1975), “Шахтер” Донецк (1971—1973), “Локомотив” Херсон (1976).

Бронзовый призер чемпионата СССР-74.

В высшей лиге чемпионата СССР провел 88 матчей, забил 13 мячей.

Выступал за олимпийскую сборную СССР.

Тренерскую карьеру начал в 1978 году. Возглавлял “Черноморец” Одесса (1982—86, 1989—94), “Ротор” Волгоград (1987—88, 1994—99), “Шахтер” Донецк (1999—2001), “Динамо” Москва (2002—03).

В качестве тренера становился обладателем Кубка Украины (“Черноморец” — 1994, “Шахтер” — 2001, 2004), серебряным призером чемпионата Украины (“Шахтер” — 2000, 2001), бронзовым (“Черноморец” — 1993), серебряным призером чемпионата России (“Ротор” — 1997), бронзовым (“Ротор”, 1996). Финалист Кубка России (“Ротор” — 1995).

Заслуженный тренер Украины и России.

Лучший тренер России 1997 года.

Вошел в историю украинского футбола как главный тренер национальной сборной в ее первом матче (29 апреля 1992, Украина — Венгрия — 1:3).

С 2004 года — спортивный директор ФК “Шахтер”.

Во вторник главный тренер сборной России Юрий Семин объявил о своей отставке. Говорят, решил вернуться в клубный футбол, имея на руках выгодные предложения от московских “Динамо”, “Локомотива” и израильского “Бейтара”. Полна обойма и кандидатов на вакантный пост в российской сборной — Долматов, Петржела, Бышовец, Гершкович… Или, скажем, Прокопенко.

За кандидатуру спортивного директора ФК “Шахтер” пресса ухватилась с особым азартом — всем требованиям, предъявляемым к кандидатам, Виктор Евгеньевич соответствует. Плюс, в отличие от Романцева, Газзаева, Игнатьева или того же Бышовца, кандидатура Прокопенко не вызывает у российских болельщиков никаких дурных ассоциаций в связи с неудачами сборной. Впрочем, для предметного разговора нужны какие-то шаги со стороны руководителей Российского футбольного союза.

— Ко мне никто с предложениями не обращался, — говорит Прокопенко. — А в сослагательном наклонении я предпочитаю такие темы не обсуждать. Вернуться в “окопы”? Никто не знает свою судьбу. Все может быть. А вообще, вы задаете мне провокационные вопросы. Очень приятно, что меня помнят и знают как тренера и пытаются сосватать в какую-нибудь команду. Но сейчас я работаю в ФК “Шахтер” и полностью сосредоточен на работе в клубе.

“НУ, ГДЕ ЖЕ ВЫ …?”

Между тем, это едва ли не единственная область большого футбольного хозяйства, в которой еще не удалось поработать заслуженному тренеру Украины и России. Футболистом, выступавшим в высшей лиге союзного чемпионата, Виктор Прокопенко был. Тренером, приводившим свои клубы к медалям и Кубкам и принимавшим участие в еврокубках, тоже. А вот сборную до сих пор обходил стороной. Или она его. Если, конечно, не считать исторического первого поединка национальной команды Украины против венгров в 1992 году да “выставочного” матча сборных России и легионеров российской премьер-лиги. К слову, Прокопенко тогда выводил легионеров.

Но, обо всем по порядку. Свое появление в футболе Виктор Прокопенко скромно называет судьбой, хотя и не исключает, что все могло сложиться иначе: “Если бы не футбол — даже не знаю, чего бы достиг. Хотя… Было время, мечтал стать военным летчиком. После школы с товарищем даже документы подавали в военное училище. Но пробиться туда было невероятно сложно”.

“Черноморец”, “Шахтер”, “Ротор”… Своего рода “круговорот Прокопенко в футболе”. Но если с волгоградским клубом нынешнего спортивного директора горняков связывают только годы тренерской работы, то с одесситами и дончанами Прокопенко успел побывать во всех ипостасях.

И даже с определенными закономерностями: чтобы оказаться в Донецке, уроженцу соседнего Мариуполя необходимо было сначала проделать путь к городу у Черного моря. Первое явление Прокопенко в “Шахтере” датируется 1971 годом. Правда, перед этим был курьез. Играя за “Черноморец”, Прокопенко здорово “поцапался” на поле с Дегтяревым, и футбольные острословы утверждают, что форвард перешел в “Шахтер”, дабы такая ситуация больше не повторилась. Как бы то ни было, в донецкую команду, которая находилась на середине пути между кубковыми успехами начала 60-х и взлетом конца 70-х, футболист пришел уже в ранге зрелого мастера: как-никак 27 лет плюс опыт выступлений в высшей лиге в составе “Черноморца”. “При своем росте он еще здорово умел “зависать” в воздухе, — вспоминал на 60-летнем юбилее Прокопенко игравший с ним в одно время Евгений Канана. — Поэтому выигрывал верховую борьбу и, видя, что мы не всегда успеваем на подбор, крыл нас на чем свет стоял: “Ну, где же вы …?”

Потом была травма, которая к 30 годам фактически поставила крест на карьере футболиста и, если можно так сказать, стала началом пути Прокопенко-тренера.

“ЧЕЙ БУДЕТ?”

Маршрут Одесса—Волгоград на долгие годы стал для Прокопенко определяющим. Здесь молодой специалист набирался опыта, добивался первых успехов. Несколько лет назад в одном из футбольных изданий даже появился материал “Четыре жизни Виктора Прокопенко”. Это — о двух его периодах в “Черноморце” и “Роторе”.

— Понятно, что идеал — вещь недостижимая, но какая-нибудь из команд приблизилась к вашему тренерскому идеалу?

— Сказать, что нет — это обидеть тех людей, с которыми я работал, а я не собираюсь этого делать. Были разные периоды: были взлеты, были неудачи. Мне, допустим, нравился “Черноморец” образца 1984 года. Тогда мы оба раза обыграли “Спартак” и киевлян, собирали полный стадион зрителей. Нравился “Ротор”, когда мы выиграли путевку в высшую лигу чемпионата СССР. Не своим составом, а той жаждой, с которой игроки выходили на поле. В 2000-м мы вместе с “Шахтером” впервые вышли в групповой турнир Лиги чемпионов. Тогда у нас было меньше опыта, не было таких громких фамилий, так много легионеров. Да и если о простой стоимости говорить: небо и земля. Я думаю, сейчас один игрок “Шахтера” может стоить дороже, чем тогда вся команда. По номиналу. Впрочем, не хочу обидеть ту команду. Для меня она была лучшая.

— Со стороны создалось впечатление, что Одесса и Донецк ведут заочный спор, “чей будет” Виктор Прокопенко? Вы сами как считаете?

— Лучше годы моей творческой жизни прошли в Одессе. Думаю, это очевидно. Вовсе не значит, что в моем сердце нет места для Волгограда — город и команда со своими традициями. Но своей родиной я все же считаю Мариуполь и Донецк. Родина — зарубка на всю жизнь. То, что бывает раз и на всю жизнь.

“КАЧЕСТВО В ТАБЛИЦУ НЕ ПОЛОЖИШЬ”

— Любой тренер всегда должен быть амбициозен в хорошем смысле слова, — считает Прокопенко. — Если нет у него этого качества, то он никогда не станет тренером с большой буквы. Поэтому для меня лучше работать в такой команде, как “Шахтер”: где все есть, но где требуют результат. Правда, можно смело сказать, что в “Шахтере” год идет за пять.

— Результат — это, конечно, важно, но болельщики даже в дни побед предъявляют претензии к качеству игры.

— В отличие от результата, качество — вещь неосязаемая. Это вещь, которую нельзя положить на весы, которую можно оспорить, которая трактуется разными людьми по-разному. Кто-то отдает предпочтение испанскому футболу, где игроки демонстрируют технику, другие — атлетичному английскому, третьи — силовому немецкому. Но все это личные пристрастия. Качество игры — это то, что не положишь в турнирную таблицу.

— Вас можно назвать успешным тренером. Поделитесь рецептом.

— Это как рецепт счастливой семейной жизни. Если записать в каком-то виде “Удачи” и “Неудачи” футбольной команды, то такой рецепт займет очень много места. Но если коротко, то прежде всего труд, профессионализм, здоровая атмосфера, которая включает в себя конкуренцию.

— В “Шахтере” с конкуренцией сейчас проблем нет. Но при этом никак не обойдешь тему легионеров…

— Каждый идет своей дорогой и воюет своим оружием. Легионеры — это, действительно, животрепещущая тема. Когда рухнул советский футбол, получилась следующая ситуация. С тренеров требуют результат, а у нас была подорвана база футбола — не работали футбольные школы, не было формы, тренеров. Клубы, которые имели возможности, пошли по пути приглашения зарубежных футболистов. Моя твердая уверенность — из-за границы должны приезжать игроки сильнее, чем местные. В противном случае — это путь в никуда.

— Значит, все-таки лимит?

— Я сторонник эволюционного, а не революционного пути развития. Если говорить об игроках примерно одного, не очень высокого уровня, то иностранцы были дешевле. К сожалению, большинство именно таких футболистов заполнили чемпионаты Украины и России. С другой стороны, возьмите ведущие европейские клубы. Там тоже не так много своих игроков, а тон задают иностранцы. Но никто и не поднимает тему большого количества легионеров. Не в том вопрос, какое гражданство у футболиста, а в том, каким образом он действует на поле, как отдается игре. Вот это главное. Никто не вспомнит, что Виталий Старухин родился в Белоруссии. Все его воспринимали, как патриота Донбасса.

“В РОССИИ БЬЮТСЯ БОЛЬШЕ”

Прокопенко — один из тех тренеров, который поработал еще в союзные времена, после чего — уже в период независимости — возглавлял украинские “Черноморец” и “Шахтер”, российские “Ротор” и “Динамо”. Поэтому с просьбой сравнить футбол в двух странах к нему обращаются довольно часто.

— Это можно определить в игре между собой. Если так не получается, то нужно судить по играм сборной или по каким-то другим матчам. В российской лиге больше команд, которые бьются до последней минуты во всех матчах, а в украинской, в основном, играют на все сто против “Шахтера” или “Динамо”, а потом могут провести сразу несколько слабых встреч. Наверное, в этом российский чемпионат чуть посильнее украинского.

— Если уж говорить об очных поединках, то стоит ли ожидать дуэли “Шахтера” и московского ЦСКА на предстоящем Кубке Содружества?

— Нет. “Шахтер” практически обеспечил себе участие в весенней части Кубка УЕФА, поэтому мы не видим целесообразности в участии в Кубке Содружества при подготовке к еврокубкам и чемпионату страны. Но с ЦСКА все же сыграем. По крайней мере, в наших планах участие в турнире в Израиле, в котором, помимо нас, сыграют киевское “Динамо”, московские ЦСКА и “Спартак”.

Прокопенко в “Шахтере”, Буряк в “Динамо”, Кучеревский в “Днепре” — всех этих людей связывает тренерское прошлое и нынешний статус спортивного директора.

— А с чем связаны такие перемены рода деятельности?

— Да все просто. Работа спортивного директора — это тоже серьезная область. Ее, может быть, не так видно. И критерии оценки не столь очевидны, как у тренера, но от этого она не становится менее значимой.

— Легко ли теперь поменять “штабное” кресло спортивного директора на “фронтовую” работу тренера?

— Чтобы об этом судить, нужно, чтобы кто-то сделал этот шаг.

Андрей ПЕТИ

Источник: “Сегодня”

Новости партнеров

Комментарии: