Александр СТАРКОВ: “Когда Верпаковскис пришел в “Сконто”, я удалял его с тренировок за то, что он ничего не делал”

За те год с небольшим, что Александр Старков работает в Москве, он раздал столько интервью, сколько в Латвии, наверное, не давал за полтора десятка предыдущих лет работы тренером. Казалось бы, ну что еще неизвестно об этом человеке? Но если хорошенько подумать, найти интересное можно. Корреспондент «СС», познакомившийся с нынешним наставником «Спартака» еще задолго до его успеха со сборной Латвии на ЧЕ-2004, вспоминает Старкова рижского.

ВСПОМИНАЯ РИГУ

За Александром Петровичем пристально слежу, наверное, года четыре. Это несложно, ибо до недавнего времени я работал в Латвии. Многие наверняка помнят, что 2003 и 2004 годы получились для тренера звездными: попадание на ЧЕ-2004, затем успешное выступление на этом турнире (никому это мнение не навязываю, но в маленькой и скромной Латвии игру своей сборной иначе как успешной на еврофоруме не называют), а затем логичное повышение, да еще какое! Старкова к себе пригласил «Спартак». Как об этом говорит сам Александр Петрович: «Думаю, что на моем месте хотело бы оказаться очень много тренеров».

В Москву Старков уехал в сентябре прошлого года. Мне удалось стать последним журналистом, кто проводил Александра Петровича в российскую столицу. Как сейчас помню: рейс «Аэрофлота» улетал в Москву в 5.55. Приехав в рижский международный аэропорт еще ночью, встретил спартаковских фанатов, которые собирались подарить тренеру энциклопедию «Спартака». «Хотим, чтобы Старков понимал, в какой великий клуб едет», – сказали тогда рижские болельщики красно-белых.

Менее чем за час до вылета в зале появляется Старков со своим давним соратником Игорем Клесовым. Оба совершенно спокойны, Старков еще и жутко уставший. Объясняется это просто: вместе со сборной Латвии он прилетел из Люксембурга только за полночь. И вот Петрович (именно так его уважительно называют в стране, где отчеств нет даже в паспорте) покидает страну, где его знают и ценят настолько сильно, что спокойно пройти по улице невозможно: почти каждый считает своим долгом пожать руку человеку, подарившему Латвии Евро-2004.

А ведущая спортивная газета прибалтийской страны называла тогда тренера «главный маг».

НОВОГОДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ

После переезда Старкова в Москву по Латвии поползли слухи о том, что Петрович изменился. Причем в худшую сторону. Стал высокомерным. Неужели правда?

Единственный способ проверить слухи – пообщаться тет-а-тет. Но когда это сделать, если мы в разных городах? Узнал, что тренер на пару дней планирует прилететь в Ригу на Новый год. «Ну да, делать ему нечего, как в эти дни интервью давать!» – говорил один из коллег, обвинявших Старкова в высокомерии. Да и сам я, признаться, не особо верил в то, что в канун новогодних праздников, да и еще в цейтноте, Старков выкроит время. Выкроил. И знаете когда? Днем 31 декабря!

Наш разговор длился чуть меньше часа и никакого высокомерия у собеседника, как я ни старался, заметить не сумел. Такой же уверенный в себе, остроумный, вежливый, точный в формулировках, немного дерзкий, когда не по душе вопрос. Тогда решил спросить в лоб: «Чувствуете, что после последних успехов вы как-то изменились?» – «Думаю, что в моем возрасте (50 лет. – Прим. ред.) у человека характер уже не меняется», – последовал спокойный ответ.

ЭКСКУРСИЯ ПО БАЗЕ

Спустя несколько месяцев обстоятельства сложились так, что я принял решение перебраться в Москву. Друзья подначивали: что, без Старкова никак? Выживу, конечно, но встретиться с земляком действительно хотелось. Условились, что приеду на базу «Спартака» в Тарасовку.

Оказавшись там, первым делом обратил внимание, что атмосфера в «Спартаке» не столь дружелюбная, как в старковское время в сборной Латвии. «Поверь, ты не прав, – позже скажет тренер. – Ты видел всего один час занятия. С атмосферой все в полном порядке. Очень важно, что я с каждым могу искренне поговорить».

У бровки поля стою рядом с охранником. «Старков – не Романцев, – говорит он. – Демократ, но своего всегда добивается. Несмотря на то, что матерного слова от него никогда не услышишь».

«Олег, спущусь через 10 минут, хорошо?» – говорит Старков, после занятия.

А вот и Старков. Поднимаемся в кабинет, но прежде чем туда попасть, Александр Петрович устраивает экскурсию по помещению.

Навстречу идет голкипер Войцех Ковалевски. «Войцех, я покажу твой номер?» – Старков уже делает первый шаг к комнате вратаря. «У меня там жена спит», – вратарь умоляюще смотрит на главного. «О’кей, нет проблем», – отвечает Старков. Подходим к номеру Зуева с Баженовым, который по соседству. Тренер стучит, заходит. Взору открываются две комфортные комнаты, в которых жуткий беспорядок. «Молодым это свойственно», – невозмутимо говорит Старков.

ОБ УЗНАВАЕМОСТИ

Продолжаю внимательно наблюдать за Старковым. Изменился или нет? Единственное отличие – стал напряженнее, может быть, чуточку жестче. Но когда попадаешь в круговерть совсем иного мира, жесткость необходима. По себе знаю. Об изменениях в жизни Старкова и побеседовали с тренером.

– Помню, – начинает Старков, – как после чемпионата Европы в Португалии у меня в стране настолько повысилась популярность, что просто прогуляться по улице стало тяжело. Узнавали, подходили, благодарили. Это, безусловно, приятно. Но в то же время и раздражает.

– После перехода в «Спартак» популярность стала еще больше?

– Однозначно. В два, а может, даже и в три раза. Узнают теперь везде. Но я прекрасно отдаю себе отчет в том, что на интерес к моей персоне работает имя «Спартака».

О СВОЕМ ХАРАКТЕРЕ И ОБ ИГРОКАХ

– В канун Нового года вы сказали, что в вашем возрасте характер уже не меняется. Подтвердить свои слова можете?

– Могу. К тому же меня не приглашали в Москву играть чью-то роль. Приглашали Старкова. Так что я должен оставаться самим собой.

– Со стороны кажется, что вы реже теперь в хорошем настроении?

– Не согласен. Вот я иногда смотрю на игроков и говорю: «Улыбнись! Ведь ты – в московском «Спартаке». Жизнь тебе и так преподнесла большой подарок». Улыбка очень важна в игре, на тренировке, в жизни. Неправильно все время быть напряженным. Важно не забывать радоваться.

– И как у вас это получается?

– А хорошо получается! Смотри сам: во-первых, я занимаюсь своим любимым делом. Во-вторых, я делаю это в московском «Спартаке». Я не могу сказать, что был ранее болельщиком этой команды. Но симпатизировал – однозначно. И когда здесь работал Олег Романцев, стиль и игра команды мне очень импонировали. На постсоветском пространстве команда Романцева, безусловно, была самой играющей. Еще никто не достиг того уровня.

– Вы стремитесь к тому же?

– Да. Хочу добиться максимального взаимопонимания на поле. А для этого требуется правильный подбор игроков. Важно, чтобы они были не просто хорошими футболистами, а еще и дополняли друг друга. Кроме того, у них должна быть общая цель. А этого добиться очень сложно. Один хочет подписать выгодный контракт, второй – перейти в топовый европейский клуб и лишь третий – стать чемпионом. Когда же все заразятся чемпионством, тогда и будет команда единомышленников. Все сказанное касается не только игроков, но и водителя, и повара, и всех остальных.

– Далеко до общей цели?

– Не могу ответить.

– Есть ли в «Спартаке» те, кто не вписывается в коллектив?

– Безусловно.

– В межсезонье они покинут команду?

– Трудно сказать, зависит от многих факторов. Если не найдем игрока сильнее, никакой продажи не будет. К тому же характер может и поменяться. Я вспоминаю футболиста сборной Латвии Мариса Верпаковскиса: когда он только пришел в «Сконто», доходило до того, что я удалял его с тренировок. Потому что он мог просто стоять и ничего не делать. Зато через год он был самым мотивированным игроком.

О ЗАЕЗДЕ НА БАЗУ

– В Риге вы частенько позволяли игрокам приезжать на матчи прямо из дома. В Москве этого не практикуете. Почему?

– Потому что в чемпионате Латвии у нас были проходные игры. Хотя мы и говорили все время, что это не так. Лукавили (смеется). Вот на них мы и разрешали футболистам приезжать прямиком из дома. Когда же предстояли серьезные матчи, всегда ехали с базы. Заезжали туда либо вечером накануне матча, либо даже утром в день игры.

– Получается, в российской премьер-лиге проходных матчей нет?

– Нет. Тут все игры ответственные. И я должен игрока видеть не за два часа до начала матча, а раньше. На матч с «Зенитом» пригласил друга из Риги. На что он мне говорит: «Я приеду, когда у тебя будет матч попроще». И я ему объяснил, что «попроще» в латвийском понимании матчей тут не бывает.

– Можно ли к причинам раннего заезда на базу отнести пробки, которые могут повстречаться игрокам по дороге?

– Да. Когда сидишь за рулем полтора часа, затрачивается определенная часть энергии, концентрации.

О ВОЖДЕНИИ

– Кстати, о вождении. За рулем сидите?

– Нет, в Москве у меня есть клубный автомобиль с водителем. При подписании контракта клуб предложил этот вариант, а я не отказался. О чем ничуть не жалею. Во время поездок чаще всего говорю по телефону, решаю какие-то вопросы. Правда, если честно, иногда за руль тянет: это один из способов релаксации после стрессов. Но вряд ли водитель мне доверит сесть на его место (смеется).

– А в Риге?

– А там у меня была «Ауди» А6, за рулем которой сидел сам. Правда, в последнее время меня возит жена.

– Почему? Продали машину?

– Продал или подарил, разве существенная разница? Самое главное, что у меня ее больше нет (улыбается).

– А сын водит?

– А что, он уже заработал на машину?

– Вы могли бы ее подарить…

– Нет, Сергей без машины. За ней необходим уход, нужен бензин. Все это деньги, которых у него пока нет.

– А чем он занимается?

– Я считаю, что самое важное – это образование (у самого Старкова их два. – Прим. авт.). Поэтому он учится в Высшей банковской школе. И играет в футбол в команде «Олимп» (Она из высшей лиги опустилась в первую. – Прим. ред.).

– Как часто приезжаете к семье на родину?

– Стараюсь раз в месяц.

О НЕХВАТКЕ

– Можете ли вспомнить что-нибудь, чего вам не хватало в Риге?

– Не могу. У меня было абсолютно все. А если вы намекаете на работу, которая была куда спокойнее, чем в Москве, то она мне очень нравилась. Я не искал для себя ничего нового, но от предложения такого клуба, как «Спартак», не отказываются.

– А в Москве?

– А вот здесь очень не хватает семьи. Дети в Риге, жена перемещается между Ригой и Москвой. Я постоянно говорю своим игрокам-легионерам: когда вы возвращаетесь с зимних сборов, лучше всего не лететь на родину к семье. В идеале она должна жить вместе с вами – в Москве. Но по разным причинам многие этого не делают. Их близкие лишь иногда приезжают в Москву. Из-за такой, я бы сказал, «жизненной ненаполненности» у футболистов возникают проблемы.

Я считаю, что любой человек должен делить день между работой и семьей. У кого нет семьи, на ее месте должны быть друзья, знакомые. Чтобы хорошо работать, надо быть полностью happy (Александр Петрович использовал именно английское слово, так как русское «счастливым», как пояснил тренер, звучит с другим оттенком).

О МАГАЗИНАХ

– Вы сказали, что вас очень многие на улицах узнают. Как же вы в магазины ходите?

– (Смеется.) Очень просто: захожу в ближайший к дому, беру тележку, загружаю ее, расплачиваюсь и иду домой. Я не капризный человек.

– Чтобы ходить как можно реже, забиваете холодильник, наверное, по максимуму?

– Вовсе нет. Покупаю то, что хочется, и не думаю о будущем. Нас в Тарасовке кормят, так что часто ходить в магазин нет необходимости.

О ПИДЖАКЕ

– Не могу вспомнить, чтобы вы на матч «Сконто» или сборной Латвии, да и сейчас «Спартака», выходили без пиджака. Любимая одежда?

– Скорее требование должности. Считаю, что неверно надевать на игру спортивный костюм.

…Час с небольшим нашей беседы пролетел очень быстро. «Выход сумеешь отыскать?» – интересуется Старков на прощание. Убедившись, что дорогу назад знаю, жмет руку и искренне желает удачи.

Старков совсем не изменился.

БЛОНДИН НА ОДИН ДЕНЬ

Когда во второе место «Спартака» никто не верил, корреспондент «СС» спросил Старкова:

– Если все же удастся выполнять задачу на сезон и попасть в двойку, внешность в честь этого события будете менять?

– Нет, я не любитель подобных вещей, – ответил тогда Старков.

И правда, могу вспомнить всего лишь один эпизод, когда Александр Петрович пообещал нечто подобное. Дело было в 2002 году перед началом отборочного цикла ЧЕ-2004. Возглавлявший в то время сборную Латвии Старков в случае попадания в финальную часть турнира пообещал перекрасить волосы. И когда латвийская команда в стыковых матчах прошла турок, все газеты тут же напомнили Старкову о его обещании. Тренер слово сдержал – пошел в парикмахерскую и покрасился! Правда, такой краской, чтобы ее можно было легко смыть.

«Светлый» Старков появился перед фото- и видеокамерами на торжественном вечере, посвященном окончанию сезона. А уже на следующий день вернулся к привычному облику.

Олег СОКОЛ

Источник: “Советский Спорт”

Новости партнеров

Комментарии: