Испанский дневник Василия Уткина! Возвращение Хавьера Клементе

«АТЛЕТИК». В Стране басков убеждены, что место в низу турнирной таблицы – не для клуба из Бильбао, поклонники которого еще помнят времена его чемпионства. Тогда командой руководил Хавьер Клементе. Сегодня он должен спасти ее от вылета из примеры.

Я давно собирался об этом написать и все откладывал. В испанском первенстве, за которым мы регулярно следим, произошло событие знаменательное и по-своему сентиментальное – к активной тренерской практике вернулся классик цеха, но отнюдь не старейшина, Хавьер Клементе. Ему и лет-то всего пятьдесят пять. Клементе возглавил «Атлетик» из Бильбао – клуб, который, находясь на последнем месте в чемпионате, искал человека, способного на спасительные перемены. И вспомнил имя наставника, с которым в последний раз, двадцать один год назад, становился чемпионом Испании.

Я привожу эту историческую справку исключительно для того, чтобы, отняв двадцать один от пятидесяти пяти, обратить внимание на возраст, в котором Клементе привел к чемпионству главную команду своей баскской родины. Да, ему было тридцать четыре. Впечатляет? Подождите, это ещё цветы – то чемпионство «Бильбао» было вторым подряд…

ЕГО БЕССМЕРТНАЯ СХЕМА

Клементе – незаурядный человек. Закончив футбольную карьеру в двадцать четыре года из-за сложной травмы, он, естественно, решил стать тренером. Разумеется, в свете последующих успехов ту злополучную травму принято было преподносить как трагическую случайность, помешавшую реализовать себя чуть ли не гению. На самом деле к двадцати четырем годам Хавьер не слыл игроком многообещающим; собственная нереализованность, неисчерпанность на футбольном поле была видна прежде всего ему самому.

Эта нереализованность и становится часто движущей силой для того, чтобы завершившие карьеру футболисты продолжали занятия футболом в тренерской ипостаси. Вот, например, я множество раз слышал от очевидцев (сам в ту пору был еще слишком мал, чтобы обращать внимание на подобные тонкости), что в бытность свою защитником московского «Спартака», Олег Романцев был едва ли не самым «деревянным» игроком той замечательно техничной команды. Ну, вот не дал ему Бог блестяще в футбол ИГРАТЬ; но ПОНИМАТЬ игру, наоборот, дал. Романцев стал тренером, чтобы реализовать себя полностью. Истории разнятся сюжетом, но абсолютно идентичны моралью.

Клементе и сейчас – фигура для Испании в чем-то схожая с фигурой Романцева в России. Его точно так же не любит пресса, и точно так же Клементе испортил с ней отношения в бытность свою тренером национальной сборной. Кроме того, Клементе, как и Романцев, оставил по себе память в виде очень определенного стиля, который историческая правда требует даже назвать его именем.

Правда, в отличие от угрюмой российской легенды, Клементе сочинил модель, которая стала не исключением из правил, а самим правилом. Это именно он является автором схемы, по которой сегодня играет девяносто процентов испанских клубов, и которая широко распространена – после испанских успехов – во всей Европе. Знаменитые 4-2-3-1 придумал именно Клементе.

СТАВКА НА САЛИНАСА

Тогда он работал в национальной сборной. Придумывать приходится не от хорошей жизни. Воистину, нашу жизнь куда как серьезнее наших достоинств определяют наши недостатки. Может, и не стал бы Сирано де Бержерак великим поэтом, не будь он уродом – лишенный в стремлении обольщать главного оружия – мужской красоты, он превратил недостаток – длинный нос – в источник обаяния.

У Клементе в бытность его тренером сборной была совершенно непреодолимая проблема: в то время в Испании был только один нападающий, способный играть в основе сборной – сидевший, кстати, в резерве великой кройффовской «Барселоны» Хулио Салинас. Кстати, этот парень начинал когда-то именно у Клементе в «Атлетике». Кроме Салинаса – ну, шаром покати…

Мощный центрфорвард, а Салинаса Бог не обидел ни ростом, ни умением вести силовую борьбу, стал краеугольным камнем тактики сборной. В его обязанность входило обеспечить простор для тройки атакующих хавбеков, располагавшихся прямо за ним. Строго говоря, их даже и хавбеками уже называть было как-то не очень точно, и для этой тройственной шеренги было реанимировано старинное слово «инсайд». Троица располагалась по всей ширине атаки, и при этом все трое были нацелены именно на смещение в центр, на ворота – ответственность за обострение по бровке Клементе возложил на крайних защитников. Именно крайнего защитника в сборной Клементе играл один из выдающихся универсалов своего времени Луис Энрике, впоследствии звезда «Барселоны».

ОПЛЕУХА ОТ НИГЕРИИ

Что такое тренерский успех? Безусловно, это победы. Однако не существует успехов, достигнутых вопреки улыбке фортуны. На пике своих возможностей, на мировом первенстве во Франции команда Клементе попала под танк. В стартовом матче испанцы встречались с командой Нигерии. Образованные, сплоченные наигранной моделью испанцы возили беспечных неотесанных нигерийцев семьдесят минут, пока, ликвидируя обычный, в общем-то, прострел вдоль линии опытнейший вратарь Субисаррета не забросил мяч себе в ворота. А испанцы ведь остаются испанцами, и по какой бы науке они ни выстраивались, им свойственно дрожать в решающие, поворотные моменты. И им, и тренеру тоже – команда Клементе дрогнула. И сгубила выигранный матч, как губит партию зевком в цейтноте бывалый шахматист.

После чемпионата мира-1998 Клементе пришлось уйти. Это было время, когда футболу перестали быть нужны главные футбольные реформаторы 80-90-х, перестал тренировать Арриго Сакки, надломилась карьера Луи ван Галя, ушел и Клементе. Придуманные ими тренировочные новации, схемы и модели оставались, невостребованными остались они лично. Ведь оборотной стороной искусства сочинить схему всегда была и всегда останется готовность подогнать под эту схему, возможно, и не очень к этому склонных исполнителей. В те времена футбольные заработки, освобожденные «делом Босмана», пошли резко вверх, и это изменило менталитет футболистов. Они оказались на верхней статусной ступеньке общества, их уже нельзя было просто подчинять, с ними нужно было искать общий язык. А реформаторы не были дипломатами.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РЫВОК «АТЛЕТИКА»

Клементе трижды пробовал вернуться. Он три раза принимал валящиеся команды по ходу сезона. Примечательно, что позвать ершистого наставника с первых туров отчего-то никому не приходило в голову, и вспоминали Клементе только когда какой-то ломающейся на ходу команде требовалось чудо. На чудеса-то он способен; фигура почти уже фольклорная. И трижды Клементе, починив что-то на ходу, так или иначе уходил. Казалось, время его ушло.

Но возвращение возвращению, конечно, рознь. Придя в «Атлетик», Клементе вернулся домой. Наверное, этот ремонт на ходу будет самым сложным в его жизни – ведь в эту команду, которая не использует небаскских игроков, нельзя пригласить на слабые позиции новичков. Действовать можно только силой убеждения, волей наставника, опираться на характер игроков. А это его, в общем-то, методы. В последнем туре испанского чемпионата баски под руководством Клементе одержали вторую победу на своем поле, и «Атлетик» рывком ушел из зоны вылета – отличный подарок стране басков к Рождеству…

Источник: “Советский Спорт”

Новости партнеров

Комментарии: