Александр ГОРЯИНОВ: «Был как раз на том матче, когда Блохин забил 200-й гол»

Немногие знают, что слову «вратарь» как минимум пара сотен лет, и пришло оно в современную литературу из древнерусского языка. В старину «вратарями» называли монахов, охранявших вход (ворота) в монастырь. На поясе у вратаря обязательно висел ключ, которым он запирал замок, скрывая от глаз мирских секреты священные. В 20-м веке это слово вернулось в наш лексикон, но уже в совсем другой интерпретации, спортивной. Вратарь «Металлиста» Александр Горяинов тоже недавно вернулся в родную команду после почти двухлетнего отсутствия. Интересно было узнать, какие «тайны» хранит «на замке» от посторонних ушей этот вратарь. Как говорится, «стучите, и вам обязательно откроют». Мы постучали по клавишам телефона, договорились о встрече, а Саша открыл нам кое-какие секреты. Помещение для беседы любезно предоставил пресс-атташе клуба Владимир Марков. Сам он делал вид, что работал с текстами, но на самом деле ни одно слово не прошло мимо него. О чем свидетельствовали редкие, но «точные» вопросы. Я же начал с начала…

— Саша, когда ты начал увлекаться футболом?

— Сколько помню, все детство мы с пацанами играли в футбол. Я тогда возле завода Малышева жил. Там площадка есть, за мостом сразу направо, вот там и играли. В школу я еще точно не ходил тогда.

— А на стадион болеть ходил?

— Да, был как раз на том матче, когда Блохин забил 200-й гол (1985 год, матч «Металлист» — «Динамо». — прим. ред.). Это я совершенно отчетливо помню. Тогда еще под восточной трибуной раздевалки были, и мы там бегали смотреть на Блохина.

— А в составе «Металлиста» кто был твоим кумиром?

— Юрий Сивуха.

— То есть, ты уже тогда хотел стать вратарем?

— А куда деваться? Я во дворе самым маленьким был, и взрослые пацаны меня постоянно ставили в ворота. А мне нравилось: постоянно представлял себя кем-то… сначала мне Пфафф нравился, потом — Дзенга…

— Получается, и в СДЮШОР «Металлист» ты пришел сознательно?

— Абсолютно нет. У нас в 46-й школе тренеры просматривали детей и советовали, в какую секцию идти. Я тогда и мяч далеко бросал, и бегал быстро. Кажется, я пошел на легкую атлетику, а попал в футбол.

— И сразу стал в «рамку»?

— Опять не угадал. Сначала защитником был. Но тянуло все время в ворота.

— И с тех пор принадлежишь к вратарской касте.Действительно ли, что вратари — народ особенный?

— Мое личное мнение такое: вратарь должен быть более психологически устойчив, чем полевой игрок. Нападающий может не забить, полузащитник — отдать плохой пас, защитника может подстраховать вратарь, а вот если вратарь ошибется, может случиться надлом. Тот, кто выдерживает это давление, тот и достоин места в воротах.

— Часто комментаторы говорят: «Не будем винить вратаря, он ничего не мог сделать». Бывают ли по-настоящему «мертвые» мячи?

— Теоретически — нет. Практически — бывают. Теоретики говорят: «Вот если бы он заранее туда пошел, то достал бы мяч». Но они не делают поправку на реальную обстановку на поле.

— Бывает такое, что партнеры «наезжают» на тебя после пропущенного гола?

— Нет, не бывает. Может быть раньше, когда только начинал, такое случалось. Каждый может ошибиться. Просто ошибки вратарей «виднее». Я считаю так: выигрывает — команда, проигрывает — команда.

(В. Марков) Ты помнишь последний матч с «Металлистом», когда ты стоял в воротах «Кривбасса»? Вы в Кривом Роге выиграли 3:1. Сейчас ты можешь сказать — был там второй гол, когда «Металлист» забил при счете 1:0 в свою пользу?

— Не было, однозначно. Там выбили с линии. Я серьезно — сейчас-то мне все равно, я сказал бы.

— В этой связи, как ты относишься к идее просмотра арбитром видеоповтора?

— Иногда смотришь — вроде бы и неплохо, если бы он повтор посмотрел, и, скажем, отменил гол. Смотря за кого болеешь. Я считаю, что идея мячей с чипами имеет право на жизнь — будет меньше скандалов. Или, как в хоккее — повесили камеру сверху и увидели: пересек — не пересек мяч линию. Во Франции бегают же судьи с микрофончиками. Понятно, это пока не везде доступная технология, но хотя бы в Лиге Чемпионов, на чемпионатах мира и Европы такое воплотить можно.

— Все вратари рано или поздно ошибаются. Какой смысл тогда увольнять одного вратаря и нанимать другого? Полевой игрок — понятно: может подойти под тренерскую схему, может не подойти? А как может «не подойти» вратарь?!

— Выходит, может. Тренер-то смотрит, кто ему подходит. И не последнюю роль здесь играет «человеческий» фактор. Ведь даже если вратарь не то, чтобы ошибается, а просто неуверенно действует — команда начинает нервничать и «ломаться». Возможно именно смена обстановки, клуба, коллектива иногда помогает быть увереннее.

— Послушай, а как, такие молодые вратари, как, например, Касильяс, могут «командовать» дядьками, которым по 30—35 лет?

— Вот, так и появились Касильяс, Акинфеев… это люди психологически устойчивые, уверенные в своих силах. Поэтому и начали играть в 17-18 лет. А кто характером помягче, кто не может кричать на партнеров, те ждут двадцати пяти. И упускают свое время. Вот только он был молодым и перспективным, а вот ему уже 26, а он, если разобраться, еще нигде толком и не играл.

— У тебя есть среди знакомых такие «нераскрытые» вратари?

— Есть, конечно, но фамилий называть не буду. Назову обратный пример. Меня часто спрашивают твои коллеги: «В чем феномен Шовковского?». Да именно в том, что он начал играть в 17 лет. И не просто играть, а играть в «Динамо» (Киев)! У них там с малых лет вырабатывается психология победителей. У нас в «Металлисте» тоже такое было пару сезонов, когда мы занимали 5-6 место. Особенно в домашних матчах, когда мы выходили на поле, я просто был уверен, что выиграем. Проигрыш считался катастрофой. А Саша Шовковский… он же тоже ошибался. И критика была такая в его адрес, что ни дай Бог. Но он выдержал этот напор, не сломался.

— Может, потому и получается, что «полевых» легионеров в украинском футболе много, а вратарей-иностранцев почти нет. Только наши могут выдержать вратарскую нагрузку?

— Во-первых, в Украине всегда была хорошая вратарская школа, которая стабильно давала стражей ворот высокого класса. Во-вторых, языковой барьер: вратарь должен руководить действиями защитников на понятном им языке. Молчание — недостаток для голкиперов. Вот поэтому, скорее всего, вратарей и не везут из-за границы. Лично мне все равно, кем руководить. А сербы, «юги» они и русский отлично понимают.

— А как ты относишься к легионерам в принципе?

— Если он игрок высокого уровня и приносит пользу команде — я не против, пусть играет.

— Вот как раз о «высоком уровне». Ведь не секрет, что большинство легионеров в чемпионате Украины далеко не превосходят в мастерстве наших ребят. А места в основных составах занимают…

— Это спорный вопрос. Тренер же сам себе не враг? Такого не бывает, что он держит человека в составе только потому, что тот иностранец, в то время как украинец, претендующий на это место, играет лучше. Это проблемы украинца — пусть доказывает, что он сильнее. Я не думаю, что есть команда, в которой закрывают дорогу местной молодежи. Да возьми российский чемпионат. Они еще два года назад были такие же, как мы. А потом легионеров понакупали…

(В. Марков) …и не попали на чемпионат мира.

— Тут я согласен. Но уровень чемпионата у них повыше. В этом году там 4-5 команд боролись за «золото». И в Турции то же самое было. Легионеров очень много было, за счет этого чемпионат поднялся, на чемпионате мира третье место заняли. Просто «свои» тянулись за иностранцами, хотели доказать пригодность. Это сейчас им не повезло — Украина попалась. Поэтому я не против легионеров. Пусть он получает больше меня в несколько раз, лишь бы пользу приносил команде. И мне хорошо будет.

— Но есть же такие «кадры», которые сидят в «Шахтере», «Динамо» на «лавке», или играют во второй или третьей команде из-за высоких зарплат. А они могли бы усилить другие клубы, развивать футбольный талант…

— Все зависит от человека. Один, имея квартиру-машину-зарплату, на этом не остановится, и дальше будет повышать свой уровень. А некоторые, получив блага, сидят пять лет и курят сигарету. А через пять лет хорошо, если его еще куда-то пригласят или продлят контракт, а если нет? Получается, он сам себя погубил.

— А тебе за «дубль» выходить не зазорно?

— А что тут такого? Если тренер говорит «тебе надо поиграть за дубль», значит, он видит, что с тобой что-то не так. Это, как в армии — пункт первый: командир всегда прав. Пункт второй: если командир неправ, смотри пункт первый.

— Кстати, об армии. Ты играл в свое время за ЦСКА…

— Да, но в части я ни дня не был. Присягу только принимал. Одет при этом был в спортивное.

— Ты долгое время был капитаном «Металлиста». Вышел с капитанской повязкой в последней игре и может сложиться так, что останешься капитаном и в новом году. В чем заключаются обязанности капитана? Ведь не только же смотреть, как судья монетку бросает…

— Не только. Капитан должен поддержать в трудную минуту, повести за собой команду…

— Как может вратарь повести за собой команду?

— Опять же, своей уверенностью. Если игроки спокойны за «тылы», им в поле играется легче. Конечно, лучше, чтобы капитаном был полевой игрок: он и судьей может поговорить, да и вообще в гуще событий находится. Но такого игрока еще поискать — который смог бы поменять игру команды в нужный момент. А насчет меня… себя капитаном не выберешь. Если ребята за меня проголосовали, значит, они мне верят.

— А тем, что ты — вратарь «Металлиста» доводилось «козырять»?

— Раньше такое было. Например, если ГАИшник останавливал, я говорил, что играю в «Металлисте». Некоторые нормально относились — отпускали, но однажды попался один, говорит: «А мне все равно — я бокс люблю!». Сейчас я наоборот стараюсь быть скромнее.

(В. Марков) Саша, как ты думаешь, почему болельщики «Металлиста» так легко «приняли» тебя обратно в команду?

— Когда я уходил, много слухов нехороших было. Но раздували их не болельщики, а бывшее руководство клуба, которому нужно было «прикрыть» этой шумихой другие проблемы. Уходил я спокойно. Потом уже узнал, что я, оказывается, и игры «сдавал», что я рвач, потому что много денег просил… хотя я просил те же условия, которые и были. То, что команда «вылетела» в первую лигу для меня не имело никакого значения. Я просто не договорился с руководителями по условиям личного контракта, а они начали раздувать скандал.

(В. Марков) Ну дело такое — не договорились. В цивилизованной «загранице» вообще не принято спрашивать «Сколько ты зарабатываешь?». А у нас это первый вопрос. Постоянно просят — напишите, сколько тот получает, а сколько этот…

— А вот вы у этого болельщика спросите — если он работает в одной фирме, а в другой за ту же работу платят в несколько раз больше. Он что, останется на прежней работе? Я так не думаю. Мне тоже нужно думать, как содержать семью, как детей кормить. На сегодняшний день у меня идеальное совпадение: я — харьковчанин, хочу играть здесь, и у меня это получается. А еще в последнее время почему-то модным стало выражение «сдали игру». Так вот, я вам клянусь — за всю жизнь я ни одной игры не сдал. Ни один, ни с кем-то, ни пять, ни шесть человек — не было такого.

— Ладно, давай о хорошем. К тебе вот теща скоро приезжает. Именно поэтому вы с Нелей решили никуда не уезжать?

— Да и поэтому, и потому что Новый год лучше встречать дома.

— Ну, говорят, 31-е декабря — это единственный день, когда вратарь может «пропустить»…

— Фужер шампанского — почему бы и нет. Так сказать, в рамках спортивного режима.

— Что пожелаешь любителям спорта в канун праздника?

– Удачи, счастья, здоровья. Чтобы болели за «Металлист» всегда: и в хорошие, и в плохие времена, чтобы они были истинными болельщиками, как в Англии!

Александр Григоров, газ. «Овертайм»

Источник: ФК Металлист Харьков

Новости партнеров

Комментарии: