Андрей БАЛЬ: “Вполне возможно, что к началу ЧМ в сборной Украины появятся новые имена”

       Бразилец Зико, минувшей осенью привозивший в Киев сборную Японии, признался, что из футболистов сб. СССР, против которых он играл на ЧМ-82, запомнил Олега Блохина и особенно Андрея Баля – благодаря чудо-голу, забитому полузащитником 14 июня 1982 г. в Севилье в ворота бразильского голкипера Валдира Переса с 35 метров.

ФУТБОЛ СО СКАМЬИ

       Сегодня 47-летний Баль – правая рука Блохина в сборной Украины. Их связывает общее игровое прошлое – почти шесть лет вместе выходили на поле в футболках киевского “Динамо”. Дальше тоже легко обнаружить параллели в судьбах: оба доигрывали за рубежом и там же плавно и естественно пересели на тренерскую скамейку.

       – Андрей Михайлович, Блохин сильно изменился со времен вашей футбольной молодости?

       – По характеру – нет. Такой же открытый и заводной, как раньше. Душа компании, как принято говорить. Но в чем-то мы все изменились – благодаря обстоятельствам, в которых живем, новым задачам, которые подбрасывает быстротекущая жизнь. Играть в футбол и руководить футболом – две совершенно разные вещи. Когда были игроками, за нас думали тренеры, теперь сами сидим на скамейке, откуда футбол видится несколько по-иному, нежели на поле. Тем более, наверное, на таком турнире, как мировой чемпионат.

       – Поделитесь тогда своими игроцкими воспоминаниями о чемпионатах мира. Каково Ваше мнение по поводу невыразительной игры сборной СССР на ЧМ-82?

       – Многие болельщики с долгой памятью до сих пор объясняют выступление той нашей сборной необычным тренерским триумвиратом, руководившим командой в Испании – Константин Бесков, Валерий Лобановский и Нодар Ахалкаци. Трех выдающихся и более чем самодостаточных специалистов даже сравнивали с персонажами крыловской басни. Мол, чего можно было ожидать от оказавшихся в одной упряжке лебедя, рака и щуки?

       Конечно, тогда я мог судить обо всем этом с невысокой колокольни игрока, откуда, уверяю Вас, никакого раздрая между тренерами не наблюдалось. В тренерском штабе существовала строгая субординация. Бесков был главным, на нем лежала ответственность за результат, он принимал окончательные решения по поставу и тактике на игру. А иметь рядом еще и Лобановского с Ахалкаци – о таком, по-моему, можно только мечтать! И это было логично, поскольку сборная СССР, в основном, состояла из игроков московского “Спартака”, киевского и тбилисского “Динамо”. Мне трудно представить, чтобы кто-то их этих трех футбольных титанов, профессионалов высшей пробы, тянул на себя одеяло, забывая об интересах общего дела. Между прочим, при “невыразительной”, как Вы выразились, игре на ЧМ-82, сборная СССР заняла пятое место. Тогда команду подвергли остракизму, а сегодня, думаю, все было бы наоборот. У каждого времени свои ценностные ориентиры, свой порог амбиций.

ДЛИННЫЕ УШИ БЕЛЬГИЙЦЕВ

       – Однако после чемпионата мира-86 в Мексике не было никакого остракизма, хотя сборная СССР остановилась в четвертьфинале?

       – Даже напротив. Благодаря яркой игре нашей команды многие до сих пор вспоминают тот турнир с ностальгией.

       Это была совсем другая сборная, практически – синоним киевского “Динамо”. Не забывайте, что в Мексике мы играли на колоссальном эмоциональном подъеме, который переживали после выигрыша Кубка кубков. Всё тогда было за нас, кроме шведского арбитра Фредрикссона, чье имя в истории советского футбола стало почти нарицательным. С умыслом или невольно, даже сейчас, по прошествии стольких лет, судить не берусь, только именно арбитр “за уши” вытащил тогда бельгийцев в четвертьфинал. Мы проиграли – 3:4, и ровно половину своих мячей соперники забили в ворота сборной СССР из офсайда.

ВОЙНА ФУТБОЛУ НЕ ПОМЕХА

       – Как полагаете, только многолетняя дружба с Балем сподвигла Блохина пригласить Вас в тренерский штаб сборной или было что-то еще?

       – Надеюсь, и дружба, и “что-то еще”. Смею предположить, что для Блохина, долго работавшего в Греции, имел значение мой зарубежный опыт, обретенный в Израиле, где после завершения игровой карьеры, я проработал несколько лет тренером.

       Причем, признаюсь, уйти с поля и сесть на тренерскую скамейку в чужой стране было не очень сложно. Во-первых, я достаточно хорошо прижился на Земле Обетованной, будучи еще футболистом. Во-вторых, никуда не уехал, когда в 1991 г. случилась война в Заливе, и мы с Виктором Чановым остались в Израиле, чем, полагаю, упрочили уважение к себе местных специалистов футбола и приумножили симпатии болельщиков.

       В стране, где “на четверть наш народ”, мне не пришлось подтверждать диплом выпускника Киевского института физкультуры, он там котируется. Единственное, что к нему пришлось приложить – это свидетельство об окончании двухнедельных тренерских курсов в Израиле.

       Условиям для повышения квалификации, к слову сказать, там уделяется самое серьезное внимание. Мне посчастливилось слушать лекции таких приезжих корифеев тренерского цеха, как Константин Бесков, Бобби Робсон, Луи ван Галь. А в межсезонье при желании можно было самому отправиться на стажировку, скажем, в “Барселону” или “Манчестер Юнайтед”.

УСТАЛОСТЬ – ВРАГ №1

       – Интересно, у первого помощника главного тренера сборной Украины много “бумажной” работы?

       – Ровно столько, сколько необходимо для дела. И конспекты тренировок приходится писать, и перспективным планированием заниматься. На меня возложены и организационные вопросы, связанные с проведением сборов, вызовом футболистов из клубов, своевременной – ровно за две недели, с этим у ФИФА строго – подачей именной заявки на очередной официальный матч. Недаром же говорят, что в большом футболе нет мелочей.

       – Почему товарищеский матч с Японией оказался последним для сборной Украины в 2005 году, и вполне футбольный еще ноябрь оказался для нее “мертвым” месяцем?

       – Это он для сборной стал “мертвым”, однако не для футболистов, надевавших в отборочном цикле майки национальной команды. Внутренний календарь был спланирован так, что, закончив 7 ноября первый круг чемпионата Украины, клубы сразу начали вторую часть первенства и провели еще четыре тура. Плюс к этому кандидаты в сборную из “Шахтера” и “Днепра” несли серьезные нагрузки в матчах Кубка УЕФА. Составители календаря на сей раз проявили прозорливость: чемпион Украины определился уже в мае, и благодаря этому мы получим достаточно времени на подготовку к чемпионату мира. Осенью же заставлять играть уставших футболистов за сборную через “не могу” не имеет никакого смысла.

       – Выполнив турнирную задачу, сборная Украины несколько смазала впечатление от яркого в целом сезона: проиграла в Киеве туркам и не без труда добыла ничью в Днепропетровске в матче с албанцами. Расслабились?

       – Я бы так не сказал. А матч с Турцией, пусть и проигранный, в пассив команде не заносил бы. Играли в целом хорошо, с большим желанием понравиться публике, но, во-первых, игровое преимущество в футболе далеко не всегда находит отражение на табло, а, во-вторых, турки все-таки были больше мотивированы, надеясь попасть хотя бы в плей-офф.

В АФРИКУ ЗИМОЙ

       – Сборная Украины заслужила комплименты за результат, показанный в отборочном цикле, но вместе с тем многие сетуют на не слишком зрелищную игру, которую демонстрировала команда…

       – Интересно, что говорили бы эти “многие”, если бы мы со “зрелищной” игрой не поехали на чемпионат мира? В данном случае результат был превыше всего, и каждый добивается его так, как умеет и как позволяет соперник. Разумеется, я не стану отрицать, что в действиях наших футболистов было немало шероховатостей, над устранением которых предстоит работать, но они проявили незаурядный характер, которому в футболе отводится не последняя роль.

       – У тренеров сборной Украины довольно ограниченный выбор игроков. Как вы думаете, к чемпионату мира в команде появятся новые имена?

       – Вполне возможно, хотя никаких имен я сейчас называть не стану.

       – Каковы планы на межсезонье?

       – В первую очередь будем наблюдать за уже зарекомендовавшими себя в отборочном цикле кандидатами на поездку в Германию. Вполне вероятно, что побываем на зарубежных сборах наших ведущих клубов. Обязательно проследим за поведением потенциальных соперников.

       С европейскими сборными мы знакомы достаточно хорошо, азиатские команды тоже не представляют большого секрета, а вот африканцев знаем слабо. Поэтому кто-то из тренеров обязательно отправится зимой в Египет на Кубок Африки.

Юрий ЮРИС

(жур. “Футбол в лицах”, декабрь 2005 г.)

Источник: Динамо Киев от Шурика

Новости партнеров

Комментарии: