Александр ГЛЕБ: “Рад за Шевченко, который осуществил свою мечту”

    В итоговом голосовании “Звезды”-2005 полузащитник “Арсенала” и сборной Белоруссии занял пятое место, сделав большой шаг вперед – год назад он был десятым.

    Полгода потребовалось талантливому полузащитнику из Белоруссии, чтобы открыть счет своим голам за “Арсенал”. И пусть мяч Глеба на исходе матча с “Мидлсбро” был для его команды седьмым (встреча закончилась с редким для премьер-лиги счетом 7:0), сил на радость за новичка хватило у всех “канониров”. Наутро лондонские газеты пестрели фотографиями, на которых ликующего Глеба бурно поздравляли капитан Тьерри Анри и остальные одноклубники.

    В бытность белоруса звездой “Штутгарта” о нем с восхищением говорили такие авторитеты, как Франц Беккенбауэр (“у Глеба – лучший дриблинг в бундеслиге”) и Красимир Балаков (“при должном отношении к работе он может вырасти до уровня Зидана”). В Англии легионеру все приходится доказывать заново. Ему пришлось пережить серьезную травму, выбившую его из строя более чем на два месяца. Но под комбинационный стиль “Арсенала” Глеб подходит идеально, и, если ему удастся быстро справиться с проблемами адаптации, при подведении итогов премии “Звезда” за 2006 год он наверняка окажется куда выше пятого места, которое занял в 2005-м.

    С одним из самых многообещающих легионеров из стран бывшего СССР побеседовал в английской столице специальный корреспондент “СЭ”.

У ШЕВЧЕНКО В ФУТБОЛЕ МОГЛА ОСТАТЬСЯ ТОЛЬКО ОДНА МЕЧТА

    – Исход борьбы за “Звезду”, которая второй год подряд досталась Андрею Шевченко, считаете справедливым?

    – Конечно. Он выиграл заслуженно, с чем я его и поздравляю. Шевченко – классный игрок, один из лучших форвардов мира, что доказывает каждый год, помногу забивая в любом турнире.

    – Вы с ним знакомы?

    – Нет.

    – Никогда не мечтали сыграть вместе? Представьте, какой была бы виртуальная сборная СССР – Шевченко, Глеб, Каладзе, Смертин, Аршавин…

    – Силу сборной СССР помнят все. Но Советского Союза давно уже нет, и о том, что мы все можем сыграть вместе, я никогда не задумывался. Надо жить настоящим, и то, что на чемпионат мира вышла Украина, – здорово. Тот же Шевченко на клубном уровне выиграл все, что только можно себе представить, и, думаю, настоящая мечта в футболе у него оставалась только одна – сыграть на мировом первенстве. Теперь она осуществится, и я рад за Андрея, который этого более чем заслужил.

    – Будете болеть за Украину?

    – Буду болеть за красивый футбол. Если такую игру покажут украинцы, очень за них порадуюсь. Пока в список моих предпочтений входят сборные Бразилии и Франции.

    – А как расцениваете шансы сборных Англии и Германии – стран, где играете сейчас и выступали раньше?

    – У англичан очень хорошая команда, которая имеет все шансы, чтобы претендовать на золото. В этой сборной сейчас много молодых, полных сил и мастерства игроков, она, что называется, в самом соку. Немцы на первый взгляд не так сильны, но они же – немцы! Их менталитет на крупных турнирах почти всегда им помогает, к тому же они играют дома. Так что списывать Германию со счетов я бы тоже не стал.

НАДО УЧИТЬСЯ ЧАЩЕ БИТЬ ПО ВОРОТАМ

    – “СЭ” поздравляет вас с первым голом в чемпионате Англии. На вас давило то, что не могли открыть лицевой счет в “Арсенале”?

    – Давить не давило, но пора уже было забить. Конечно, очень рад. И не важно, что гол получился довольно простым. Главное, он состоялся, что, надеюсь, поможет моей дальнейшей адаптации в “Арсенале” и в английском футболе.

    – Когда выходили на замену на 70-й минуте, было ощущение, что сделаете это?

    – Да. Игра складывалась легко, у команды все получалось, а “Мидлсбро”, наоборот, посыпался. Поэтому знал, что моменты у меня будут. Ощущения не подвели.

    – Во время предсезонных матчей вы дважды забили, а в чемпионате надолго как отрезало. Почему?

    – Я уж и не помню, что забивал на предсезонке.

    – В Германии вы ведь тоже на табло отмечались нечасто, предпочитая играть на партнеров?

    – Да. Мне вообще надо учиться чаще бить по воротам. Давняя проблема, но ничего с собой поделать не могу – привык между ударом и пасом выбирать второе. Но ни в коем случае не собираюсь говорить: мол, принимайте меня таким, какой есть. Должен прибавлять – в “Арсенале” без этого не обойтись.

    – Сложно пока приходится?

    – Сложно. Английский футбол быстрее немецкого, уровень игроков в “Арсенале” очень высок. Чтобы почувствовать себя на поле до конца комфортно, надо прибавлять во всем. Самое же сложное – раскрепоститься, почувствовать себя игроком, который может творить и не отягощен мыслью о возможной ошибке. Пока у меня этой свободы до конца нет.

    – Какие советы на сей счет дает Арсен Венгер?

    – Он верит в меня и очень поддерживает. Начал выпускать на поле, как только я восстановился после травмы. Понимает, что набирать форму мне непросто, но сделать это я могу, только играя. А насчет советов… Венгер говорит: “Алекс, все, что тебе надо – это много работать на тренировках и выкладываться до конца в игре. А уверенность со временем обязательно придет. Нужно только время”.

    – Едва вы осенью начали вести себя на поле смелее, как получили серьезную травму. Она вас отбросила назад?

    – Да, и далеко. Во-первых, пауза оказалась долгой, и наверстать упущенное было сложно. Во-вторых, травма в “Арсенале” переносится не так, как в “Штутгарте”. Там я, восстанавливаясь, чувствовал себя спокойно, зная, что все равно сразу вернусь в состав. Здесь же, если отдал кому-то свое место на поле, поди потом верни. Хороню, что Венгер играть все же дает, чувствую себя все лучше, а значит, оптимальную форму набрать должен.

    – А сейчас насколько готовы?

    – Процентов на 80.

ПРЕДСТАВИТЬ НЕ МОГ, ЧТО ОКАЖУСЬ В ОДНОЙ КОМАНДЕ С ТАКИМИ ЛЮДЬМИ

    – Как приняли вас в команде?

    – Никаких проблем! Пока не говорил по-английски, общался в основном с теми, кто знает немецкий, – с Леманном, Сендеросом, Венгером. Но сейчас языковой барьер все ниже, и я уже не замыкаюсь в каком-то кругу.

    – Анри не высокомерен?

    – Ни в коем случае! Он не просто один из лучших игроков премьер-лиги, а еще и капитан “Арсенала”, человек, иметь дело с которым очень приятно. Вообще до сих пор поверить трудно, с какими великолепными людьми я играю! Анри, Пирес, Бергкамп, Кэмпбелл… Даже представить себе такого не мог. У них можно учиться на каждой тренировке, что я и делаю. Атмосфера в “Арсенале” замечательная.

    – В рестораны вместе ходите?

    – Нет, такого пока не было.

    – Друзья настоящие среди “канониров” появились?

    – Для этого я здесь провел пока слишком мало времени. В Германии я отыграл пять лет, и там друзья появились.

    – Кураньи?

    – Нет. Враньеш, с которым мы созваниваемся. И некоторые другие.

    – Английским с преподавателем занимаетесь?

    – Да. Как только в “Арсенале” оказывается новый игрок из другой страны, к нему тут же прикрепляют переводчика. Мне нашли одну шотландку, которая когда-то изучала русский и знает немецкий.

    – С Венгером уже по-английски разговариваете?

    – Стараюсь. А установки понимаю уже полностью.

    – Перед сезоном он заявил журналистам, что команда у “Арсенала” молодая, и год скорее уйдет на постановку игры, чем на борьбу за чемпионский титул. Футболистам он говорил то же самое?

    – Нет. “Арсенал” всегда ставит только высшие задачи и на каждый матч настраивается как на последний. Да, команда молодая, игра только выстраивается, но потенциал огромный. В этом году с чемпионством у нас вряд ли получится, но во всех остальных турнирах постараемся добиться максимального результата.

    – Радует, что “МЮ” начал регулярно допускать осечки?

    – Мы в первую очередь должны не неудачам соперников радоваться, а о своей игре думать.

    – Вас никогда не удивляло, что “Арсенал”, будучи более чем успешным в Англии, регулярно проваливал кампании в Лиге чемпионов?

    – Еще как удивляло! Играя в “Штутгарте”, я с большим удовольствием смотрел матчи “Арсенала” и не мог понять, почему они рано вылетают из Лиги чемпионов. И сейчас не понимаю. Но, надеюсь, это невезение уже в ближайшее время закончится. Побьемся!

    – О матчах плей-офф Лиги с “Реалом” уже задумываетесь?

    – Обсуждали их только сразу после жеребьевки. Но у нас слишком напряженный календарь, чтобы все время думать о “Реале”. Идем от игры к игре и вперед не забегаем.

    – Тяжело пришлось в новогодние дни, когда команды премьер-лиги проводили по четыре матча за восемь дней?

    – Очень, очень тяжело. В Германии все было наоборот – перед Рождеством в чемпионате начиналась 15-дневная пауза. Что ж, к новому ритму надо привыкать. Как и к новой жизни вообще.

МАГАТ – СУПЕРТРЕНЕР И ЖЕЛАЛ МНЕ ТОЛЬКО ДОБРА

    – В ряде интервью вы называли первого вашего тренера в “Штутгарте” Феликса Магата деспотом, не скрывали и того, что в какой-то момент ухудшились отношения с его преемником Маттиасом Заммером. Сейчас мнения о них не изменили?

    – Тогда я действительно думал именно так, но со временем взгляды пересмотрел. Пришел к выводу, что Магат – супертренер. Предъявляя повышенные требования, он желал мне только добра. Тогда я этого не понимал, теперь же говорю огромное спасибо. Благодарен и Заммеру. Они оба сделали многое для того, чтобы я попал в лучшую, возможно, лигу в мире. Причем в один из сильнейших ее клубов.

    – Жозе Моуринью называет главным отличием премьер-лиги от чемпионатов стран южной Европы чистоту игры. По словам главного тренера “Челси”, если в Италии, Испании и Португалии симуляция считается свидетельством ума и хитрости футболиста, то на Британских островах – позором.

    – Так и есть – игра в Англии очень чиста. В Германии, кстати, тоже. Наверное, уместно сказать, что с точки зрения fair play это две самые чистые лиги в мире.

    – А как относитесь к пикировкам Венгера и Моуринью?

    – Это личное дело тренеров.

    – Что нового узнали, тренируясь у Венгера?

    – У него можно очень многому научиться. Венгер обладает какой-то даже, не побоюсь этого слова, магией. Понять это можно, только работая рядом. Он вселяет огромную уверенность в себя, заставляет, причем не окриком, тренироваться с максимальной концентрацией. То, что мне удалось оказаться у такого специалиста, нечто невероятное. В Англии мне надо все доказывать заново, и лучшего тренера, чем Венгер, в этой ситуации и пожелать трудно.

СО СМЕРТИНЫМ ПОЗНАКОМИЛСЯ ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ

    – Ко многому в Англии приходится привыкать?

    – Ко всему! Мне и сегодня тяжеловато психологически. С другой стороны, гораздо легче, чем в момент, когда я перебрался из Белоруссии в Германию. К ней я привыкал года два.

    – Англичане от немцев сильно отличаются?

    – Мне кажется, англичане потеплее. Но дополнительная сложность в том, что я никогда не жил в мегаполисах. Лондон – огромный город, и к его суете я пока не привык. Здесь, кажется, собран весь мир.

    – В мегаполисах – масса соблазнов. Например, ночные клубы.

    – Ходить туда нет ни времени, ни сил. Слишком устаю на тренировках и в играх, чтобы хватало энергии на что-то еще.

    – Живете где?

    – Снимаю квартиру. Люди из “Арсенала” подсказали удобный район.

    – Машину с правым рулем освоили?

    – А я с левым езжу. Из Германии авто перевез. Так мне удобнее.

    – По-русски есть с кем в Лондоне пообщаться?

    – С Лешей Смертиным и Марьяном Пахарем.

    – Со Смертиным давно знакомы?

    – Перед Новым годом познакомились.

    – Где?

    – Не скажу. Скажу другое: очень хороший, веселый и общительный человек. Рад, что мы познакомились.

    – А где сейчас ваш брат, летом приезжавший на просмотр в “Москву”?

    – Играет в Минске. В Россию ехать не хочет. Не понравилось.

    – Вы в свое время не откликнулись на предложение ЦСКА по той же причине?

    – Вовсе нет. ЦСКА – замечательный клуб, на хорошем счету в Европе. Но в тот момент, когда появилось это предложение, у меня все ладилось в “Штутгарте”. И я не видел смысла искать от добра добра.

Игорь РАБИНЕР

Источник: “Спорт-Экспресс”

Новости партнеров

Комментарии: