Евгений КУЧЕРЕВСКИЙ: “Многим нашим футбольным руководителям деньги мешают рассуждать здраво”

С тренером днепропетровского “Днепра” ЕВГЕНИЕМ КУЧЕРЕВСКИМ корреспонденты “2000” встретились как раз в тот день, когда уволили наставника, поверженного подопечными нашего героя немецкого “Гамбурга” Курта Яру. Так что первый вопрос напрашивался сам собой…

название фото

       – После игры в Днепропетровске, – рассказывает Евгений Мефодиевич, – Яра прислал мне в клуб факс, мол, спасибо за “помощь”. Я же ему еще на послематчевой пресс-конференции сказал: не обижайся, что на твой день рождения мы такой “подарок” преподнесли. У нас, тренеров, судьба такая. Подумаешь – отставка. В нашей сегодняшней жизни нет ничего смертельного. Кого-то увольняют, других, наоборот, приглашают возглавить более сильную команду. Такие повороты событий нужно воспринимать как должное.

“Вампир” Венглинский

       – В этом плане с вас можно даже брать пример. Свои эмоции на людях вообще не выплескиваете?

       – Бегать, прыгать и “танцевать” во время матча – ниже моего достоинства. Я же ведь не шоумен. Стараюсь относиться к происходящему на поле философски. Раньше сидел на скамейке как монумент, сейчас вот нервишки начинают пошаливать. Ну ничего, у моих коллег по высшей лиге они, бывает, совсем сдают. Послушаешь, о чем тренеры говорят после матча, просто диву даешься: как они могут так и своих, и чужих, как бы это помягче сказать, ругать?! Я себе этого не позволяю. В шутку могу назвать Венглинского кровопийцей. Он ведь 85 минут поединка с меня кровь пьет, а потом забивает. Олег в ответ тоже не обижается – на следующий день на базе спрашивает, дескать, не всю ли еще, Мефодиевич, кровушку выпил.

       – А ведь вы не так давно во всеуслышание назвали его “золотым мальчиком”…

       – Это прозвище было для него своего рода авансом, который он, нужно сказать, оправдывает сполна. Главное, чтобы у Олега хватило пороху в пороховницах и в заключительных матчах этого года. Как в национальном чемпионате, так и на евроарене.

       – Как считаете, “Днепру” реально повторить достижение 18-летней давности, когда команда дошла до 1/8 финала Кубка УЕФА?

       – На мой взгляд, “Гамбург” был посильнее нашего следующего соперника – загребского “Динамо”. Главное, чтобы ребята сохранили тот настрой, который был у них в повторной игре с немцами. Перед ней, когда наш тренерский штаб анализировал первый матч, я сказал футболистам: смотрите, мы играли в нелучшем своем состоянии, поэтому в родных стенах можем прибавить. В отличие от “Гамбурга”. Так оно и получилось. Поэтому хорватов нужно проходить.

       Шапкозакидательных настроений у игроков нет, в “Днепре” уже отсутствуют люди с ограниченным менталитетом. А когда у кого-то такие задатки проявляются, глушу их на корню. Один парень после “Гамбурга” на некоторое время перестал адекватно воспринимать окружающую реальность. Смотрю: вроде меня и слушает, но в глазах пустота. Не доходит сказанное до глубины сознания. Уже начал выводить его из такого состояния – на матч с “Арсеналом” не выпускал.

       Откровенно говоря, у некоторых моих подопечных есть одна очень плохая черта – они привыкли довольствоваться малым. Как-то команда во Львове сыграла с “Карпатами” вничью. Я устроил ребятам разбор полетов. Они удивляются: “Мефодиевич, на выезде ведь играли”. А я им говорю: “Карпаты” сейчас никакие, вы им должны были 3:0 делать”. Еще пример: когда проиграют “Шахтеру” или “Динамо”, все повторяют: мы уступили сильной команде. Потихоньку меняю их психологию. Есть уже позитивные сдвиги.

О шансах для всех и “Русском радио”

       – Когда команда выходит на поле заряженной на борьбу – хорошо. Но для решения серьезных задач этого мало. Нужны соответствующие исполнители. А “Днепр” часто именуют командой одного нападающего…

       – Понял, что хотите сказать. Действительно, еще бы один квалифицированный форвард команде не помешал. Постоянно просматриваем, ищем игроков этого амплуа. Но пока достойных не находим.

       Вот пригласили одного футболиста. Долго раздумывали: брать или не брать? В конце концов решились. У парня и скорость хорошая, и бьет с обеих ног. Все есть, но почему-то не играет. Никак себе этого объяснить не мог, потом понял: у человека нет характера. На тренировках выглядел неплохо, ставлю в состав – ничего не показывает. Переживаю за него, спрашиваю: “Ты как?” А он в ответ улыбается, мол, все будет хорошо. Проходит месяц, другой, отдаю его в “Днепр-2” (думаю, характер должен сыграть). Через некоторое время опять спрашиваю: “Как дела?” Снова улыбается: “Мефодиевич, все будет хорошо”. Уже и во второй команде не попадает в число одиннадцати. Еще раз его вызываю. У него улыбка с лица все равно не сходит, опять повторяет прежнее. Я ему: “Знаешь “Русское радио”? Собирай вещи и дуй к генеральному директору, ему рассказывай, что все будет хорошо”. На прошлой неделе выставили этого футболиста на трансфер.

       – За те два года, которые вы руководите “Днепром”, та же участь постигла и многих других игроков.

       – Когда я сюда приехал, на контрактах с клубом было более 60 человек. Шанс дал всем. Затем “лишних” начал потихонечку отсеивать. С кем-то расстались, некоторых отдали в аренду. Многие из них на меня и по сей день обижаются. Но, скажите мне, где все эти ребята выступают сейчас? Хоть один из них играет в высшей лиге? Что-то о них не слышно. Значит, моя совесть чиста. Я сторонник того, чтобы делать ставку на местных воспитанников.

“Деньги вперед – смерть для команды”

       – Кстати, о доморощенных игроках. Многие специалисты считают, что именно благодаря их командному духу “Днепр” взял верх над “Гамбургом”. А “Шахтеру” со всеми его “звездными” легионерами этого самого духу как раз и не хватило. Согласны?

       – С иностранцами я столкнулся, работая в тульском “Арсенале”. Во второй половине 1990-х легионеров из дальнего зарубежья в России (да и в Украине) еще не было. Я очень хорошо изучил психологию приглашенных в Тулу бразильцев. Что могу сказать: ребята просто выполняли свою работу. Без особого напряжения. Избегая травм. Сыграть через “не могу” – о таком они не слышали. Тех “талантов” я быстро раскусил.

       Сегодня и в киевском “Динамо”, и в “Шахтере”, и во многих московских клубах с легионерами постоянно возникают проблемы. Когда тренеры увеличивают интенсивность нагрузок, те звонят своим агентам, мол, над нами здесь издеваются. Если украинец или русский может потерпеть, то они – нет.

       Самое же страшное – давать им деньги вперед. Проверил самолично. Мой “Арсенал” год играл шикарно – на каждом матче полные трибуны собирали. А стадион вмещал 25000 зрителей. Посмотреть на нашу игру приезжали болельщики и специалисты из Орла, Рязани, Курска и Москвы. Прилетали и Романцев, и Игнатьев, и Тарханов. У них журналисты спрашивали: “Зачем ездите в Тулу?” – “Футбол смотреть”, – отвечали они. А зрители наблюдали за играми стоя! Когда команда “ловила” кураж, было любо-дорого смотреть.

       Игроков этих, кстати, сам выбирал. Месяц в Бразилии просматривал. Там каждую неделю специальная газета выходит, в ней указаны все ведущие в стране клубы со своим “живым товаром”. И напротив фамилии игрока – его трансферная цена. Покупай кого хочешь. Плати деньги, “заворачивай” и увози. Мы и увезли нескольких.

       Сначала я ими управлял. Первый круг закончили в лидерах – никто не сомневался, что выйдем в высшую лигу. Но в зимнее межсезонье бразильцы (наверное, их агенты “проконсультировали”) попросили денег в счет будущей зарплаты. Причины называли очень веские: одному срочно нужно было купить фазенду, у другого заболела мама, третьего на родине ждали восемь голодных детей. Я был категорически против этого, но учредители по доброй своей натуре меня не послушали.

       Как только деньги выдали, сказал руководству: “Все, команды во втором круге видно не будет”. Так и получилось. Из отпуска бразильцы вернулись на месяц позже назначенного срока. У одного – 11, у второго – 9, у третьего – 8 лишних килограммов. Сильно гонять их тоже нельзя – сразу все болит. В итоге еле-еле пятое место заняли.

       Сейчас из стана донецкого “Шахтера” раздаются реплики, дескать, мы не готовы играть в еврокубках. Поэтому их и провалили. Позвольте, когда руководство ФК “Шахтер” с этими легионерами подписывало контракты (если бы мои игроки знали о фигурировавших в договорах цифрах, они бы с ума сошли), о чем они думали? Многим нашим футбольным руководителям деньги мешают рассуждать здраво. Они думают: Кучеревский рассказывает сказки. А я ведь пекусь о нашем украинском футболе. Хочу, чтобы и другие команды не повторяли тульских ошибок.

Ответ Романцеву

       – Украинским командам, перед которыми поставлена задача успешно выступить на евроарене, нужны высококлассные игроки. Где им черпать кадры?

       – Тут вы правы. Сегодня отечественный детско-юношеский футбол – далеко не кузница талантов. Многие наши руководители уходят от этой проблемной темы. А ведь навести порядок в этом вопросе не так уж и тяжело.

       Когда я еще тренировал никопольский “Колос”, совместными усилиями в этом небольшом городишке был построен интернат на 250 человек. Давайте посчитаем, сколько игроков Никополь дал нашему футболу: Павел Яковенко, Николай Кудрицкий, Дмитрий Топчиев, Николай Медин, причем это далеко не полный перечень. Я еще пятнадцать лет назад говорил, что работа ДЮСШ – вопрос выживания большого футбола в стране. Некоторые клубы покупают футболистов за суммы с шестью нулями. Неужели трудно выделить четвертую часть этих денег на развитие детско-юношеского футбола?

       Еще одна проблема (она актуальна на всем постсоветском пространстве) – своевременно выявить одаренных ребят. Когда я работал главным тренером олимпийской сборной России, за три года просмотрел около 350 игроков. Нигматулина нашел в Набережных Челнах, Борзенкова – в Волжском, Кечинова – в “Спартаке4”, Беркетова – в “Роторе-9”.

       Как-то после одной из игр Олег Романцев ко мне подходит: “Мефодиевич, где этого пацана откопал?” А я ему: “Олег Иванович, он у тебя в четвертой команде играет!” Почему такое происходит? Многие наставники не отслеживают даже свой ближайший резерв. Я же, когда уже перешел в “Торпедо-ЗИЛ”, ни одной встречи его дублирующего состава не пропустил. Набрал туда ребят из любительских коллективов, и в дебютном сезоне в высшей лиге мой дубль занял второе место. Через полгода половина футболистов выступала уже в основном составе: Белецкий, братья Березуцкие, Пиюк, Леонов и Трипутень. И во многом благодаря именно им “Торпедо-ЗИЛ” тогда остался в высшей лиге. Вот это показатель. А покупать за миллионы иностранцев… Это каждый может, были бы деньги.

       Когда в 1994-м вернулся в Украину, был поражен царившей здесь разрухой. Все пущено на самотек. В России ситуация аналогичная. Приехал в Москву: на стадионе “Динамо” – рынок, ЦСКА – рынок, “Лужники” – то же самое. В этом плане ситуация стала меняться в лучшую сторону только два-три года назад. Но далеко не везде. Стыдно сказать, но в Днепропетровском регионе только два нормальных поля – на “Метеоре” и на “Монтажнике” (этот стадион полностью за свой счет капитально реконструировал энтузиаст футбола Александр Брыскин). Газоны же в Никополе, Павлограде и Новомосковске просто кошмарные.

“Все молодые таланты под колпаком Киева и Донецка”

       – Правда ли, что в ФК “Днепр” отсутствует селекционная служба?

       – Правда. Все равно конкурировать с киевлянами и донетчанами мы не сможем. В Украине у них все перспективные ребята после 10 лет под колпаком. А к легионерам мое отношение вы знаете. Хотя тренер-селекционер действительно должен быть в любом клубе. Может, с нового года и у нас появится.

       – Было бы неплохо. Тот же Владимир Геращенко, бывший капитан команды, неоднократно заявлял, что хочет попробовать себя на тренерской стезе в родном клубе. Кстати, как получилось, что он как будто испарился из “Днепра”?..

       – Володя получил одну травму, только восстановился – последовала вторая. Руководство клуба предложило ему пост наставника “Днепра-3”. Но Геращенко еще хотел поиграть. Я его прекрасно понимаю, страшно менять профессию футболиста на тренера – совсем не те зарплаты. На вакансии, которые были в клубе, пришли Горилый и Багмут. Потом Геращенко все-таки решился, но у нас уже штат был укомплектован.

       Он уехал в луганскую “Зарю”, сейчас, по-моему, опять травмировался. В любом случае мы его не бросим. Как только у нас будет возможность, пригласим в свой штаб.

“Все торжества отметим после первого круга”

       – 27 октября на стадионе “Метеор” прошел праздник, посвященный 20-летию первой победы днепропетровцев в чемпионатах СССР. Его увенчала встреча ветеранов “Днепра” и московского “Спартака”. Но в то же время организаторы как-то забыли, что этой осенью исполнилось и пятнадцать лет, как днепряне под вашим руководством во второй раз стали сильнейшими в Советском Союзе. Не лучше ли было сделать два праздника в одном: чемпионы 1983 года, скажем, вышли бы на поле в первом тайме, а 1988-го – во втором?

       – Наверное, так было бы справедливо. Но еще лучше, если мы выиграем чемпионат Украины. Вот тогда все вместе и отпразднуем.

       – Вы вообще как к праздникам относитесь?

       – Шумные компании не люблю. Так же, как и быть на виду. Лучше понаблюдаю за развитием событий со стороны. Но поддержать смогу любую компанию. И пошутим, и посмеемся. Как отпраздновал победу над “Гамбургом”? Пришел домой и сразу включил телевизор (там по российскому каналу в записи транслировали наш матч). С ребятами же решили, что все праздники и именины отметим после окончания первого круга.

Футбол на завтрак, обед и ужин

       – Евгений Мефодиевич, в завершение беседы давайте выйдем за бровку поля. Какой у вас распорядок дня?

       – Подъем – в 6.00. Спать ложусь где-то к трем ночи. Все остальное время занимает футбол.

       За два дня до матча у меня начинаются целые “сериалы”: какую тактику избрать, чем удивить соперника, кого поставить в “старте” и т. д. Футбол смотрю весь – все, что транслируют на российских и наших телеканалах. Дома спрашиваю жену: “Будем завтракать или смотреть футбол?” Она предпочитает последнее. Вместе садимся и смотрим. Так что футбол у меня на завтрак, на обед и на ужин.

Источник: Динамо Киев от Шурика

Новости партнеров

Комментарии: