Зачем футбольному агенту справка из «психушки»?

Это знает Константин Сарсания, который опекает большинство игроков «Зенита»

В футбольной среде об агентах сложились противоречивые мнения. Одни видят в них «жучков, которые крутятся возле команды и переманивают игроков». Другие же, наоборот, считают их «футбольными адвокатами». Тайны профессии «Вечёрке» приоткрыл, пожалуй, ее самый знаменитый российский представитель – Константин Сарсания, который опекает большинство футболистов «Зенита».

– Итак, чем же занимается современный футбольный агент?

– Защитой интересов футболистов. Агент ведет все их дела, решает вопросы, связанные с заключением контрактов, следит за соблюдением условий этих соглашений. Иногда даже подыскивает своему клиенту жилье. Если не агент, то кто еще поможет игроку освоиться в новой команде?

– Должен ли агент иметь специальное образование?

– Раньше, чтобы стать агентом, нужно было сдать экзамены в ФИФА и заплатить этой организации двести тысяч швейцарских франков. Но положение о денежном залоге противоречило законам ЕС, и его отменили. ФИФА, лишившись финансовой выгоды, передала права на лицензирование национальным федерациям. Российский футбольный союз требует предоставить автобиографию, справки о том, что вы «не судимы», «не состояли», «не привлекались». Плюс справку из психиатрического диспансера – о полной вменяемости. После чего кандидата экзаменуют на знание документов ФИФА и отечественного трудового законодательства.

– Футбольного агента часто путают с хоккейным скаутом. Как вы подбираете клиентов?

– В Москве у меня есть собственная футбольная академия «Академика», а также «Спортакадемклуб», который выступает во втором дивизионе. Наши селекционеры просматривают юных игроков по всей России, и футболистам, которые мне приглянутся, предлагается заключить агентский договор. Но обычно игроки сами выходят на меня.

– …И вы пристраиваете их в ту или иную команду. Как строятся ваши отношения с руководством «Зенита»? Говорят, именно вы курируете в питерском клубе «чешское направление»…

– И не только в «Зените». Когда московское «Динамо» возглавлял Виктор Прокопенко, я привез в эту команду Брабеца и Хиски. Я же «сосватал» в ЦСКА Иржи Ярошика, в «Зенит» – главного тренера Властимила Петржелу, а также Павла Мареша, Радека Ширла и Мартина Горака.

– В нынешнем году Иржи Ярошика звали в «Зенит». Вы имели отношение к этим переговорам?

– Они изначально были обречены на провал. «Челси», которому Ярошик принадлежал, отдал футболиста в аренду. «Зенит» стал бы для Иржи уже третьей по счету командой, а по британским футбольным законам игрок не вправе за один сезон дважды менять место работы.

– Зато «Зенит» пополнили кореец Хон Юн Мин и чех Ярослав Несвадьба. Кто «сосватал» их в питерский клуб?

– Мина – я. А Несвадьбу Петржела знал и раньше. Если вам так интересно, расскажу одну историю о Хон Юн Мине. Он не владеет ни английским, ни русским языком. Поэтому ему нашли переводчицу – девушку-кореянку, которая на родине работала в одной из авиакомпаний. По-русски она говорит неплохо, но путает некоторые слова. И вот подходит к Мину Петржела. Спрашивает: «На какой позиции играешь?» Мин отвечает: «В последнее время – на левом фланге». – «А на правом сможешь?» – «Да, играл и на правом, иногда». Тут эта девочка и переводит… «никогда». «Кого же вы мне привезли?!» – возмутился Петржела.

– Самый известный ваш клиент в «Зените» – Александр Кержаков. Правда ли, что он может уйти в английский «Тоттенхэм»? И с какими клубами велись переговоры о его возможной продаже?

– В последние два года Кержаковым интересовались «Лион» и «Бетис». Французы предлагали за него 7 миллионов евро, испанцы – на миллион больше. Но цену диктует «Зенит», и, по мнению руководства питерского клуба, Александр стоит дороже… В 2003 году Кержаков был близок к тому, чтобы перейти в лондонский «Арсенал». Я встречался с тренером «канониров» Арсеном Венгером и обо всем договорился. В первых числах декабря Кержаков должен был лететь в столицу Англии для оформления контракта. Но в итоге Александр не смог трудоустроиться в Британии – ему не хватило энного количества игр за сборную России.

– Агенты конкурируют друг с другом за игроков?

– Думаю, да.

– И у вас пытались увести клиентов?

– Нет. Все-таки в нашем сообществе соблюдают принципы «честной игры». Кроме того, между агентом и футболистом заключается договор. Если же игрок захочет от меня уйти, неволить не стану.

– Несколько лет назад футбольный мир потрясло убийство Юрия Тишкова, который занимался агентским бизнесом. Киллер воткнул в него заточку 33 раза. И это «честная игра»?

– Я уверен, что заказчик этого убийства не принадлежит к агентской среде. Мы обычно договариваемся…

Борис ОСЬКИН

Источник: “Вечерний Петербург”

Новости партнеров

Комментарии: