Экспертиза! Почему на Западе почти не осталось русских футболистов?

Алексей Смертин – эталонный персонаж современной российской сборной – фактически возвращается после успешных лет, проведенных на чужбине. И кажется, что человек явно недоиграл там у них. А сколько же их таких у нас – голодных до большого футбола? Игорь Шалимов в своем «Мастер-классе» для наших читателей как-то сказал: «Раньше нас учили биться за коллектив. За границей же пришлось биться за самого себя». Сейчас прежнего упора на коллективность уже нет, но похоже, что нет еще очень многого, чтобы Сычев играл в «Интере», Аршавин в «Барселоне», а Каряка привел «Бенфику» ну хотя бы к победе в Кубке УЕФА.

АНДРЕЙ КАНЧЕЛЬСКИС

Во-первых, для тех, кто все-таки уехал, стоит существенный барьер в виде, наверное, общей готовности к совершенно другой жизни. Конечно, менталитет чужой ты сразу не примешь, не адаптируешься к различного рода иноземным странностям, поэтому человеку необходимо такое колоссальное рвение, чтобы на его фоне все остальное померкло. Вот этого самого рвения, этого желания доказать миру, что ты чего-то стоишь, нашим ребятам и не хватает. Прежнее поколение было все-таки больше продуктом советской школы, и для нас заграница являлась шансом… Она и сейчас им является для игрока, ставящего перед собой высокие цели, однако в данное время и в России хватает соблазнов, да и возможностей для самореализации. Поэтому довольно тяжело рвать жилы. Здесь если ты себя проявил хотя бы относительно, наверняка будешь спокойно занимать свое место в составе, что успокаивает, а иногда и усыпляет. А там только попробуй упусти какую-нибудь мелочь, так осядешь, что потом заплачешь и побежишь домой. Тяжело там.

АНАТОЛИЙ БЫШОВЕЦ

Обстоятельства действительно очень часто мешают реализации возможностей. Нужные игровые качества можно разглядеть во многих футболистах, однако ты ничего не сделаешь без уймы усилий самого игрока. Для того чтобы реализоваться за рубежом, помимо мощного желания человек должен обладать внутренней культурой, которая поможет ему организоваться.

КАНЧЕЛЬСКИС

Я сам, когда уезжал, вполне мог не оказаться в «Манчестер Юнайтед», а проиграть всю карьеру где-нибудь в «Саутгемптоне». Что выручило? Да везение сопутствовало и то самое рвение. Причем еще до пика карьеры я ведь потрясающую команду покинул – киевское «Динамо», перейдя в тогда еще намного более скромный «Шахтер». Шаг назад сделал, а потом два вперед, получается. Это я к тому, что воспитание наше было каким-то определенным, чего не увидишь у нынешней молодежи. Ни мне, ни кому-то другому никто ничего не гарантировал. Допустим, тот же Пименов, который еще недавно считался одним из самых перспективных российских форвардов, мог претендовать на хорошую европейскую карьеру – данные ведь его признаны многими специалистами! Но, видать, в какой-то момент сломался, и теперь мучается в не самом лучшем клубе Франции.

БЫШОВЕЦ

Вообще, наших игроков сейчас мало за рубежом не столько потому, что в России настали шикарные времена, сколько потому, что сказался неудачный опыт ребят из прошлого поколения. Посмотрите сами: Канчельскис, Мостовой, Карпин – это ведь исключения. Остальные выступили неважно, если исходить из серьезных соображений. Такая невеселая причина возникла на основе, я бы сказал, ностальгического фактора.

КАНЧЕЛЬСКИС

Кстати, я не склонен сегодняшнее поколение ругать. Оно мне нравится. Думаю, человек 10-15 смогли бы заиграть в Европе, а, скажем так, пятеро из них могут по праву стремиться в суперклуб.

БЫШОВЕЦ

Трудно сказать, кто туда сможет из нынешних ребят стремиться, нюансов ведь очень много. Было бы идеально, чтобы российские дарования уезжали не поодиночке. Допустим, у Аршавина с Кержаковым было бы больше шансов зарекомендовать себя в Европе, окажись они вместе в одной команде. Но это идеальный вариант, очень образный.

КАНЧЕЛЬСКИС

Сычев у нас парень с серьезными данными, способный, по идее, дорасти до клуба-гранда. Неудачный его опыт в «Марселе» – наверняка следствие слишком раннего отъезда. Ведь паковать чемоданы следует не просто, когда тебя зовут, а когда ты готов ответить взаимностью. Причем я считаю, что в профессиональную готовность лучше себя приводить на родине. Конечно, это не общее правило, но с обычным, что ли, менталитетом лучше этим заняться дома. Дома за твой талант наверняка будет ратовать собственный тренер, а вот на Западе от тебя будут требовать готовый продукт. Там никому не будет дела до возни с твоими дарами природы. Сычев сегодня более похож на нападающего евроуровня, чем тогдашний паренек, покинувший «Спартак». Правда, соответствующего желания у него, видимо, нет. Но это явление не может считаться однозначно негативным.

БЫШОВЕЦ

Безусловно, против Сычева сыграли обстоятельства, с которыми молодой парень, видимо, не справился. Но имеется и обратный пример – Смертин, которого я бы также причислил, пусть и не в полной мере, к компании Мостового, Карпина и Канчельскиса.

КАНЧЕЛЬСКИС

Говоря о Сычеве, я хотел бы акцентировать внимание вот еще на чем: такие футболисты очень нужны современной российской премьер-лиге, потому как только при условии повышения уровня нашего чемпионата мы сможем поставить качественный отъезд россиян за рубеж, что пойдет на пользу как им самим, так и национальной сборной России, на своеобразный поток. Кадры должны утекать конструктивно, но необходимо создавать из отечественного первенства солидное футбольное предприятие. Это, пожалуй, главный стратегический нюанс нашей темы.

БЫШОВЕЦ

Кстати, вот Смертин своим возвращением в Россию может на это повлиять положительно. Смертин добрался до европейского суперклуба, очень прилично пройдя испытания в не самых ведущих командах Старого Света, но весьма крепких – «Бордо» и «Портсмуте». Думаю, он еще мог бы оставаться в Европе, добиваться там успехов, но сложно это сделать, когда рядом нет твоего товарища-соотечественника.

КАНЧЕЛЬСКИС

Кстати, такое печальное положение дел может в существенной степени спасти лимит на легионеров. Ведь как показывает практика, в должной мере мы не в состоянии усилиться за счет притока иностранцев. Процентов 60 зарубежных игроков, может, и решают задачи в своих клубах, но они не способствуют росту уровня премьер-лиги. С такой проблемой, кстати, сталкивались и в ведущих футбольных державах. Поэтому у нас нет выбора, кроме как больше доверять молодым. И здесь же хочу вернуться к проблеме Пименова – возможно, в том, что он простоял на месте несколько лет, виновато еще и традиционное отечественное недоверие к молодежи. Это еще одна локальная проблема, которая приводит как к глобальным проблемам роста российских клубов, так и к отсутствию наших ребят на виду у всей Европы.

Анатолий САМОХВАЛОВ

Источник: “Футбол. Хоккей.”

Новости партнеров

Комментарии: