“Ваши футболисты — хитрецы и симулянты”

Футбольную войну России и Уэльса предваряет война слов

Дмитрий НАВОША

Сегодня в 19.30 по Гринвичу (22.30 по Москве) на грандиозном кардиффском “Миллениум Стэйдиум” начнется футбольный матч, который в России аттестуют матчем года, а в Уэльсе, не страшась мелодраматического перебора, — матчем века. Россиян на главных европейских футбольных форумах не было 8 лет, валлийских “драконов” — никогда, и в Португалию в июне 2004-го поедет только одна из этих команд. На выяснение того, какая именно, есть 90 минут игрового времени плюс возможное при повторении московского счета 0:0 дополнительное и серия пенальти. А пока валлийцы решили нанести пропагандистский удар по нашей сборной.

“Мы привыкли уважать соперников, но ваши футболисты — хитрецы и симулянты”, — с ходу заявляет мне водитель такси на кардиффском вокзале; неожиданный, прямо скажем, переход от вежливо-необременительной болтовни в духе “как вам Кардифф?” и “откуда приехали?”. Сразу вспоминается то, как полдня назад другой таксист, московский, по дороге в “Шереметьево-2” с той же безапелляционностью толковал мне про вопиющую, требующую незамедлительной кары грубость валлийцев. Пора стыковых матчей отборочного турнира чемпионата Европы — не время для политеса, взаимоуважения и взвешенных суждений. Здесь цель оправдывает средства. Здесь за ценой не стоят. Здесь слово “враг” точнее, чем слово “соперник”.

Всяческими подтверждениями тому полны предматчевые газеты. Масштаб сегодняшнего события для Уэльса характеризует то, что во вторник утром все национальные газеты вышли с шапкой, посвященной теме возможной дисквалификации Гиггза дисциплинарным комитетом УЕФА, — пусть даже кто-то скажет, что на самом деле это больше характеризует масштаб тихой трехмиллионной страны. Основная интонация валлийских СМИ при освещении этой темы — возмущение. “Евсеев — симулянт, а российские руководители, жалующиеся в УЕФА, имеют отдаленное представление о спортивной чести. В Москве русские вели настоящую охоту за Гиггзом и сделали все, чтобы вывести его из себя”, — утверждает, например, экс-футболист сборной Уэльса Джой Джонс. “Если они отправляют кассету с отмашкой Гиггза, то пусть отправят кассету и с предварившим ее грязным подкатом Евсеева”, — говорит защитник валлийцев и “Астон Виллы” Марк Дилэйни.

Пока Александр Мостовой и Сергей Овчинников, оставшиеся из-за перебора карточек в Москве, аттестуют визави хамами и матерщинниками, страницы валлийских изданий и эфир валлийских телеканалов заполняют схожие по радикальности заявления. “Перед московской игрой русский форвард Булыкин обмолвился в интервью, что знает только одного валлийского игрока — Райана Гиггза, — говорит Дилэйни. — Вырезку из этого интервью кто-то повесил у нас на стене в раздевалке, и это посодействовало настрою ребят. Хотя, в принципе, мне наплевать, знает меня Булыкин или нет”.

“В среду мы попробуем сделать так, чтобы Булыкину пришлось съесть газету с этим своим высказыванием”, — добавляет защитник “Фулхэма” Энди Мэлвилл, одаряя кардиффскую The Western Mail сочным аршинным заголовком. “Мы не говорим по-русски, а русские слабы в английском. Тем не менее довелось немного пообщаться во время московского матча, и, я надеюсь, русские все поняли. Если не поняли — придется еще раз объяснить в Кардиффе”, — угрожающе заявляет полузащитник “Вест Бромвича” Энди Джонсон. И так далее в том же духе. Жанр сегодняшнего действа заявлен еще до его начала: прежде всего это будет битва и только потом — игра.

Георгию Ярцеву, кстати, теперь тоже есть что повесить на стене в раздевалке.

Двенадцатый игрок

Раз уж кардиффская арена с ее 72,5 тысячи мест и гарантированным аншлагом провозглашена двенадцатым игроком сборной Уэльса (а поди этот тезис оспорь: при ее содействии команда Марка Хьюза одержала исторические победы над Германией и Италией), есть резон рассказать об этом игроке чуть подробнее. Грандиозный “Миллениум Стэйдиум” — лучший стадион в Британии, уж поверьте человеку, смотревшему матчи с трибун манчестерского “Олд Траффорд”, ливерпульского “Энфилда”, лондонских “Стэмфорд Бридж” и “Хайберри”; или выбору английской футбольной ассоциации, со времени сноса “Уэмбли” проводящей все финалы внутрианглийских футбольных соревнований здесь, фактически за границей.

“Лучший” не только в смысле “самый большой”, а вообще во всех возможных смыслах: выдающееся произведение хай-текового дизайна со сдвигающейся крышей и общим весом металлоконструкций в 800 тонн немыслимым образом вписано в самое ядро городского центра (до украшенных иконическим красным драконом ворот средневекового кардиффского замка — сто метров), пусть даже для этого пришлось отвоевать немного пространства у реки Тафф и слегка “навесить” одну из трибун над ней. Помимо немыслимого комфорта знатоки хвалят хорошую акустику арены — на ней проводятся крупнейшие концерты. Вот уже четыре года, со времени своего возведения в 1999-м, “Миллениум Стэйдиум” служит полноправной эмблемой Уэльса, как Сиднейская опера служит эмблемой Австралии, а башня Эйфеля — эмблемой Парижа: знаменитые валлийские замки задвинуты на внутренние страницы туристических буклетов. Даже в неигровые дни посетить колоссальную кардиффскую арену можно только за несимволическую плату — 5 фунтов; достопримечательность. Как и во время своего последнего выезда — в Ирландию, сборная России выйдет на газон чуть шире обычного, с “полями” в несколько метров за пределами внешней разметки: “Миллениум Стэйдиум”, как и дублинский “Лэнсдаун Роуд”, — арена, изначально предназначенная для регби. Этот спорт в Уэльсе — безоговорочный “номер один”, но на время судьбоносного матча, да еще после поражения валлийской сборной на регбийном чемпионате мира футбол, несомненно, позаимствует у регби этот статус.

Составная часть

Сборная России прилетела в Кардифф во вторник чартером из “Внуково”. Полуторачасовая задержка с вылетом, вызванная снегопадом (в Кардиффе, кстати, +12, и снежинки присутствуют только на уже развешенной по городу рождественской иллюминации), привела к отмене традиционной предматчевой пресс-конференции. Зато тренировку, как и планировалось, подопечные Георгия Ярцева провели вечером вторника на “Миллениум Стэйдиум”. На поле вышли 20 игроков — из 23, вызванных на сбор перед московским матчем, дисквалификации вычли Овчинникова и Мостового, а травма — Каряку.

Лидирующие по числу повторений в российских и валлийских газетах слова “боевитость”, “самоотдача” и “характер”, похоже, действительно станут определяющими категориями в кардиффском матче. Однако многое зависит и от того, кого именно Георгий Ярцев отправит на поле проявлять все эти доблести. Учитывая читающуюся в его прежних шагах ставку на опыт, можно предсказать появление в воротах Вячеслава Малафеева, который элементарно взрослее Акинфеева. Оборонительный квартет Онопко — Игнашевич — Евсеев — Сенников наверняка останется без изменений. В нападении вполне вероятно появление Кержакова, если Ярцев решится сыграть в два форварда, — а если сыграет “в полтора”, то этим полунападающим может стать Измайлов. Состав полузащиты — вот самая сложная и самая увлекательная часть ярцевской задачи.

Не исключено, что перестановки в центре поля окажутся минимальными и все обойдется заменой дисквалифицированного Мостового на Гусева: одним из центральных хавбеков при таком раскладе станет меньше (останутся еще Лоськов и Смертин), зато появится отсутствовавший в дебюте московского матча правый хавбек. Но возможны и более замысловатые комбинации, как, например, выход в центре поля Титова, Измайлова или того же Аленичева, который перманентно неубедителен в сборной слева и, в принципе, подлинным левым хавбеком в своем “Порту” не является. В таком случае проблемный левый фланг могут вверить универсалу Измайлову или Алдонину (именно в этой позиции хавбек “Ротора” играл у Ярцева в Дублине): в зависимости от того, что — острота атаки или надежность обороны — явится приоритетом тренера сборной России в среду. Даже если бы не случилось дисквалификации Мостового, какие-то перемены в центре поля были бы необходимы: слабые действия этой линии в наибольшей степени предопределили московскую невыразительность нашей сборной.

В случае с валлийской командой состав угадывается куда проще. Все свои потери (Беллами, Дэйвис, Пембридж) Уэльс понес еще до первого матча — и теперь в составе “драконов” возможны только дополнения, если оборонительно-ориентированный полузащитник “Фулхэма” Марк Пембридж успеет набрать игровые кондиции. В таком случае он должен вытеснить из московского варианта состава Энди Джонсона. Возможно также, что последнего заменит молодой и довольно много обещающий форвард с замбийскими корнями Роберт Эрншоу (“Кардифф Сити”), на выходе которого настаивают все валлийские газеты и букмекеры. Самыми вероятными голеадорами, по мнению последних, являются Хартсон (5 к 1), Эрншоу (6 к 1), Гиггз (6,5 к 1), Сычев и Булыкин (7 к 1), Кержаков и Блэйк (8 к 1), Титов (12 к 1), а еще, что примечательно, Сергей Игнашевич (16 к 1). Именно факт (не)выхода второго форварда в лице Эрншоу в стартовом составе должен стать ключом к пониманию того, как собирается выигрывать кардиффскую битву Марк Хьюз — оборонительным усердием или атакующей агрессией.

Источник: “Известия”

Новости партнеров

Комментарии: