Ветераны советского и российского футбола вспоминают Бескова

6 мая около 19 часов вечера на 86-м году жизни скончался легендарный игрок и тренер советского и российского футбола Константин Бесков. Кажется, совсем недавно мы все радовались и искренне желали здоровья мэтру нашего футбола, когда он 18 ноября прошлого года отмечал 85-летний юбилей. Несмотря на болезнь, Бесков держался молодцом, шутил с окружающими. В начале апреля Константин Иванович с микроинсультом угодил в реанимацию. Врачи и постоянное присутствие рядом супруги Валерии Николаевны помогли Бескову выбраться, и, казалось, его здоровье пошло на поправку. Однако судьба распорядилась иначе: 6 мая сердце тренера остановилось.

Наверное, сейчас нет смысла в тысячный раз повторять слова о величии Бескова-тренера и Бескова-человека. Эти прописные истины лучше проиллюстрировать конкретными примерами. Тем более что судьба предоставила мне возможность довольно длительный срок работать вместе с этим замечательным человеком и специалистом.

В 1964 году меня вызвали на сбор олимпийской сборной Союза, которой предстоял товарищеский матч с командой Швеции. На тренировках я пахал за двоих, летал как на крыльях. В общем, был в отличной форме, что, кстати, подтверждала и моя очень неплохая результативность в чемпионате страны. И вдруг незадолго до установки на игру вызывает меня Константин Иванович и говорит: «Слушай, тут приехали начальники и говорят, чтобы я вместо тебя поставил в состав Понедельника». А Виктор в ту пору в ростовском СКА забивал очень мало. «Извини, – сказал мне Бесков, – но я все-таки поставлю Понедельника». И, представьте себе, наша сборная выиграла 3:0 или 3:1, а Витя сделал дубль! В этом, наверное, и заключается абсолютное тренерское чутье, отличавшее Константина Ивановича. Ведь если бы он не верил в Понедельника, никакие начальники не заставили его поменять свое решение.

Кстати, тогда же, в 1964-м, после проигрыша испанцам в финале Кубка Европы, Бесков сказал мне: «Будущее нашей сборной – за молодыми ребятами: за тобой, Володей Федотовым». Но создать новую команду Константину Ивановичу не дали, через два дня отправив его в отставку. За второе место на чемпионате Европы!

А вот другой случай. Был в свое время такой футболист — Олег Сергеев. Очень своеобразный игрок, из провинции. Водился за ним один грешок: мог иногда позволить себе нарушить режим. И вот однажды сидим мы на даче в Малаховке. Сергеев, слегка приняв «на грудь», поет популярную в те годы песенку про пчелку. И не видит, как к нам подходит Бесков. А когда замечает, то мигом замолкает, впадая в столбняк. «Ну, так что дает пчелка?» – улыбаясь, спрашивает Константин Иванович. «Мед, наверное», – неуверенно отвечает Сергеев. «Правильно, мед!» – ободряюще говорит Бесков. И все дружно хохочут.

О Бескове сложилось представление как о тренере-диктаторе. Но можно вспомнить немало случаев, когда этот человек прощал футболистам и невинные выходки, и серьезные проступки. Особенно часто Константин Иванович бывал лоялен к игрокам умным, техничным. Потому что сам всегда признавал только такой футбол, в котором на первом плане были мысль и творчество.

У Константина Ивановича было много друзей. «Советский спорт» попросил известных ветеранов, когда-либо пересекавшихся с Бесковым, вспомнить самые яркие впечатления о нем.

Владимир КЕСАРЕВ, защитник московского «Динамо» и сборной СССР 50—60-х годов:

— Когда просят рассказать историю про Бескова, вспоминаю то, как он давал установку. Константин Иванович был человеком требовательным, а потому и с подопечных спрашивал. «Ну почему вот в этом моменте так сыграл?» – спрашивает кого-то. «Константин Иваныч, ну не знал я, как лучше в этом моменте сыграть». «Не знаешь – отдай мяч Юрке Гаврилову – и все дела», — отвечал Бесков.

Да, не стало его… Некому теперь будет за нас, ветеранов, заступаться. Бесков же был самым опытным среди нас, махровым, можно сказать…

Федор ЧЕРЕНКОВ, полузащитник московского «Спартака» и сборной СССР 80-х годов:

— Я был совсем молодым — стеснялся и сильно робел, когда подходил к Константину Ивановичу. Этот человек многое сделал для меня. Бесков видел в футболисте больше, чем футболист видел в себе. Он всегда позволял мне импровизировать на поле, а я всегда чувствовал поддержку с его стороны. Был, правда, еще один футболист, к которому Бесков относился с особой теплотой, — это Ринат Дасаев. Благодаря Константину Бескову я, Ринат и еще много людей чего-то добились в футболе…

Геннадий ЛОГОФЕТ, полузащитник «Спартака» и сборной СССР:

— Первый раз воочию увидел Константина Ивановича в 1957 году в Лужниках. Я тогда занимался в футбольной школе. Пришел он с женой. Одет с иголочки, безукоризненно белая рубашка, идеальный пробор. Для нас, 15-летних мальчишек, это был шок. Мы обомлели, увидев кумира! Тренер нам сказал: «С этого дня вас будет тренировать Константин Иванович Бесков».

Проходит год. Вызывает меня Бесков как-то к себе в кабинет и говорит: «Бери метрику и живо в спорткомитет Москвы. Тебе там все объяснят». Я даже рта не успел раскрыть. Приехал и узнаю, что мне выделяют стипендию в размере восьмисот рублей. Что такое для учащегося 9-го класса такие деньги? Мои родители тысячу тогда получали. Как потом объяснили, стипендию получают по рекомендации Константина Ивановича, помимо меня, еще два воспитанника школы. Понятно, что в команде начались разговоры. Мол, почему нам не дали, чем они лучше. До Бескова дошли эти слухи. Он собрал всю команду перед тренировкой и сказал: «Почему стипендию получают только три футболиста? Потому, что они лучше играют. А кто лучше, тот дороже стоит». Как отрезал. После этого недовольные умолкли. Его мораль такова. Выполняй работу на совесть, все будет.

Александр ТОЧИЛИН, защитник «Динамо»:

— Смерть Константина Ивановича стала для меня ударом. Узнал я о ней только на футбольном поле в Нальчике, когда объявили минуту молчания. Именно Бесков сделал из меня футболиста, когда пригласил сначала в «Асмарал», а затем в «Динамо». Собственно, с ним и связаны главные достижения команды – серебро-94 и выигрыш Кубка России-95. Помню, когда я еще был девятнадцатилетним мальчишкой, он по-отечески обращался ко мне на тренировках: «Давай, сынок, терпи…». Он многое прощал, но и требовал немало. Любил он и пошутить на занятиях, но в основном с авторитетными игроками – Гавриловым, Терехиным, Черышевым.

Никогда не забуду один эпизод, связанный с ним. Как-то наша команда проиграла сопернику, и на разборе Константин Иванович решил узнать мнение каждого футболиста о причинах поражения. Дошла очередь и до меня. «Что думаешь, Саша?» – спросил он. «Наверное, плохо настроились», – единственное, что пришло мне в голову. Лучше бы этих слов не говорил, потому как Бесков моментально взорвался и криком объяснил мне, что нельзя выходить на поле без настроя. Тот урок я запомнил на всю жизнь.

Источник: “Советский Спорт”

Новости партнеров

Комментарии: