Что тебе снится, Марко Матерации?

FAIR PLAY НАИЗНАНКУ

А СОВЕСТЬ ЕСТЬ?

    Интересно, что думает сейчас о самом себе защитник сборной Италии Марко Матерацци? Гордится ли тем, как удачно спровоцировал Зинедина Зидана на безумный удар головой в солнечное сплетение на глазах у всего мира? Или откуда-то из глубины души слышит слабый голос остатков совести: “Парень, признайся, и все-таки тебе немного стыдно!”?

    Когда шла серия пенальти, Матерацци стоял отдельно от партнеров, с обратной стороны поля, вцепившись в угловой флажок. Он пошел бить свой 11-метровый – и многие, уверен, надеялись, что уж сейчас-то футбольный бог ниспошлет ему расплату Но расплаты не последовало, и Матерацци с облегчением вернулся к своему флажку, а спустя несколько минут слюнявил Кубок мира так обильно, что партнерам приходилось вытереть трофей рукавом, прежде чем поцеловать его.

    Глядя на это, я вспоминал фрагмент телеповтора, врезавшийся в память фотографическим стоп-кадром. Зидан, опустив голову и со слезами на глазах, уходит в раздевалку мимо стоявшего в сантиметрах от него Кубка мира. Великий мастер покидал нас навсегда, получив в своем последнем матче красную карточку. Жизнь порой бывает чудовищно несправедлива.

    В какой-то момент я поймал себя на циничном ощущении, что удаление Зидана – единственный эпизод, который придает этому матчу оттенок величия. Об этой красной карточке будут помнить всегда. А об игре – быстро забудут. В том и заключается страшный смысл финала-2006, что в разгар официально декларируемой ФИФА борьбы за fair play мы увидели иллюстрацию того, что в современном футболе ради победы все средства хороши. “Нырок” Малуда – получите пенальти и первый гол. Незаметный захват Матерацци плеча Виейра – будьте любезны, гол ответный. Грубость в итальянской штрафной Дзамбротты против того же Малуда – пенальти нет. Словесная провокация Матерацци – и, как венец, “удар быка” в исполнении Зидана. Каждый из ключевых эпизодов финала был пропитан бесчестием и стремлением к выигрышу любой ценой.

    Потому и не испытал я ожидаемых ощущений, когда спустя полчаса после финала мне каким-то чудом удалось миновать посты секьюрити, ступить на поле “Олимпиаштадиона”, все еще усыпанное серпантином и конфетти, и даже встать на подиум, где только что итальянцы получали золотые медали. Чувство причастности к чему-то великому, как я ни пытался его в себе вызвать, не было. Была лишь внутренняя констатация: здесь кипели страсти, за которыми следил весь мир. Но чего-то такого, чему хотелось бы на всю жизнь научиться, о чем с замиранием сердца потом будешь вспоминать, о чем захочешь рассказать детям, – не было такого. Финал получился таким же, как и весь чемпионат. Разве что судья Элисондо искусственно придал игре интриги…

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

    На что мог повлиять уход Зидана за 11 минут до конца овертайма? – спросите вы. Убежден, мог – и повлиял. Когда команда вот так внезапно, да еще таким способом лишается своего капитана, своей звезды, от которой даже в 34 года на поле зависит почти все, когда прощальный матч великого футболиста за какое-то мгновение оборачивается его же позором, – любая команда сломается. И не в том дело, что Зидан – штатный пенальтист сборной Франции. Это всего лишь деталь. Из “Трехцветных” в момент удаления Зизу был выпущен воздух, а с ним улетучилась и вера в победу, которой они по игре, думаю, заслужили чуть больше итальянцев.

    Не зная Матерацци лично, не рискну утверждать, что он плохой человек. Помню лишь, как в матче с Чехией он заменил травмированного Несту и забил победный гол. После игры на моих глазах Матерацци произнес долгий монолог, в котором посвятил этот гол своему партнеру Де Росси, удаленному в игре с США и подвергшемуся на родине жестокой обструкции. Это был достойный поступок – в момент личного триумфа вспомнить о товарище, которому плохо. Потом ведь и о тебе так вспомнят. Что вы думали о том же Де Росси, когда тот ударом локтя раскроил полчерепа американцу Макбрайду? А между прочим, в прошлом сезоне тот же хавбек “Ромы” в матче с “Мессиной”, забив гол, подошел к судье и честно сказал, что сделал это рукой. Гол был отменен, а Де Росси вручили медаль за fair play.

    Подчас необъяснимо, как одни и те же люди совершают, казалось бы, взаимоисключающие поступки.

    Матерацци повел себя в воскресенье подло. Он знал, какое значение имеет для Зидана этот матч – от того его поступок выглядит подлым вдвойне. Ни на секунду не сомневаюсь, что защитник “Интера” сказал что-то из ряда вон выходящее. Иначе у спокойного, флегматичного француза никогда в жизни не “сорвало бы крышу”. Пускай и на мгновение, которое Зидан, вполне возможно, сейчас не смог бы объяснить сам для себя.

    Но Матерацци произнес слово – и Зизу, полагаю, на секунду вернулся в свое непростое детство, в неблагополучный район Марселя, населенный бедными эмигрантами с севера Африки. Туда, где свою правоту нужно было доказывать кулаками и где за оскорбление а-ля Матерацци могли и зарезать…

Источник: “Спорт-Экспресс”

Новости партнеров

Комментарии: