Евгений КУЧЕРЕВСКИЙ: “Выступление Украины на ЧМ-2006 не произвело никакого впечатления”

Известный в прошлом тренер, а ныне – спортивный директор “Днепра” Евгений Кучеревский в беседе с корреспондентом “Спорт уик-энда” поделился своими размышлениями относительно выступления сборной Украины на чемпионате мира в Германии и перспектив сборной России в отборочном цикле ЧЕ-2008.

Разговор же мы начали с последнего матча “Днепра” в Кубке Интертото против словацкого клуба “Нитра”, в котором украинская команда, одержав победу со счетом 2:0 (первый матч был проигран – 1:2), вышла в следующий раунд, где встретится со старым знакомым питерских болельщиков – французским “Марселем”.

Пройти “Марсель” будет тяжело

– Как прошла ответная игра с “Нитрой”?

– Вполне нормально. Победили без каких-либо проблем. Счет мог быть гораздо крупнее того, что зафиксировал протокол.

– Словом, лично у вас сомнений относительно положительного итога по сумме двух встреч не возникало?

– У меня – нет. А вот у футболистов, на мой взгляд, первые минут десять были сомнения. Вышли на поле какие-то перепуганные, затем разобрались что к чему и забили два гола. Соперник раскрылся, пошел в атаку, и мы могли еще увеличить счет, однако Балабанов не попал в пустые ворота, упустили свои возможности Костышин и Лисицкий. Так что, повторяю, 2:0 по такой игре – это мало.

– Поражение в первой игре было закономерным?

– Скорее – случайным. Когда мы играли с командой из Люксембурга и “Артмедией”, я ребятам даже кассеты не показывал. Вот если бы нам “Гамбург” попался, тогда другое дело…

– Как долго руководство клуба принимало решение относительно целесообразности выступления команды в Кубке Интертото?

– Думаю, недолго, но лично я был против.

– За кем же тогда было решающее слово?

– За главным тренером – Олегом Протасовым. Ему нужно готовиться к сезону, просмотреть игроков, которых он не до конца хорошо знает. Поэтому руководство клуба пошло навстречу наставнику и решило включиться в борьбу за Кубок Интертото.

– Ну а вы-то почему были против? Опасались печальных последствий?

– Да. Их, как известно, очень много. Я, например, будучи главным тренером, всегда старался избегать подобных турниров, поскольку они нарушают планомерную подготовку. Однако каждый человек имеет свое мнение и видение ситуации. Стало быть, ничего страшного в том, что накануне чемпионата мы проведем две хорошие игры, в которых многое проявится, нет. В этом, как говорится, есть свой резон.

– Есть ли у “Днепра” шанс пройти французскую команду?

– Нам будет очень тяжело, однако в данный момент никто перед командой не ставит больших задач. Пройдем – попадем в Кубок УЕФА. Не получится – никто из этого трагедии делать не будет, поскольку она никому не нужна. Сейчас у нас идет комплектация и смена поколения. Как сказал наш учредитель: лучше год-полтора потерять, чем потерять затем все. Так что все пойдет на пользу.

– Будете ли перед матчем с “Марселем” консультироваться у “Зенита”?

– Не знаю. Но, полагаю, что такая помощь нам бы не помешала. Хотя Тищенко и Луценко полетят смотреть “Марсель” на выезде. Так что проблем не будет.

Сборная Украины и так многого добилась

– Какое впечатление произвело на вас выступление сборной Украины на чемпионате мира?

– Откровенно говоря, никакого. Впечатлил только результат, хотя лично я ничего сверхъестественного не увидел. Первая игра спутала карты всем соперникам украинской сборной. Они стали думать о ней, как о слабой команде. И первыми за это поплатились аравийцы. Они, видимо, посчитали, украинская сборная не может измениться за три-четыре дня. Тренерам соперников и в голову не могло прийти, что во встрече с испанцами можно выглядеть одним образом, а во встрече с Саудовской Аравией и Тунисом совершенно по-другому. Но все равно

задачу по выходу из группы украинцы решали с большим напряжением сил. Не будь поставлен пенальти в последней игре группового турнира в ворота Туниса, подопечным Блохина пришлось бы туго. Все-таки психология выходит на первое место, когда начинаются ответственные поединки.

– Видимо, она стала решающим фактором в серии после-матчевых пенальти поединка Украина – Швейцария?

– Так в лотерее – психология и есть самое главное. Хотел бы отметить, что огромный заряд этой уверенности придал фокус Милевского. Хотя по натуре он немного пофигист. После того как Шевченко не забил, к “точке” подошел молодой парень и спокойно развел мяч и вратаря по разным углам. Чем все закончилось, вы прекрасно видели.

– Что же тогда произошло во встрече с Италией? Создалось впечатление, что будущие чемпионы мира выиграли “на классе”?

– Думаю, что Италия играла против Украины, что называется, в полноги. “Голубая эскадра” уже держала в уме следующий матч. Складывалось такое впечатление, что Италия давала сопернику понять: вы, мол, забьете сколько сможете, а мы – сколько захотим. Потенциал итальянцев был четко виден, когда подопечные Марчелло Липпи прибавляли, создавая много проблем украинской обороне. Хотя не спорю, Украина имела моменты, но ведь Италия могла забить не три, а все шесть голов. Это тоже не стоит забывать. Были моменты, когда удачно сыграл Шовковский. В каком-то смысле итальянцы при счете 2:0 расслабились, исходя из принципа, что победа со счетом 5:0 им не нужна. Тем более что после второго гола всем стало ясно, как закончится этот матч.

– Что вы имеете в виду?

– Наш славянский менталитет. В СССР всех называли русскими. Отсюда и менталитет у нас общий. Главной задачей сборной Украины был выход из группы. Футболисты знали, что цель достигнута. Не зря ведь в прессу просочилась информация о том, что кого-то в баре видели, кто-то почудил немного.

– Как оцениваете выступление “сборников” из “Днепра”?

– Русол в первой игре действовал неуверенно. Хотел поучаствовать во всех игровых эпизодах, но очень много ошибался. В принципе, он играл за счет своей самоотдачи и бойцовских качеств – этого у него не отнимешь. Парень он молодой. Так что для первого раза, участвуя в таком турнире, Андрей сыграл неплохо.

Шелаев тоже “пахал”, как говорится, “за себя и за того парня”, в силу своих возможностей. Думаю, к этим двум игрокам у Блохина не должно быть претензий. Езерский сыграл только один матч, получил травму. И на этом турнир для него закончился. Относительно Назаренко я вообще не понимаю, почему ему не дали шанса себя проявить. Но, с другой стороны, когда ты не присутствуешь в команде и не знаешь обстановки, то о чем-то конкретном тяжело судить.

– Могла ли сборная Украины добиться большего в Германии?

– Думаю, она и так очень многого добилась. Недаром западная пресса, анализируя выступление украинской команды, отметила, что она прыгнула выше головы. Одна газета даже назвала ее “командой украинских лесорубов”, а один агент ФИФА сказал, что вряд ли какой из известных европейских клубов купит игрока этой сборной. Больше анализировать нечего. Хотя, конечно, есть люди, которые на волне эйфории будут еще полгода праздновать и кричать, что, мол, вот мы какие герои. Поэтому хочу сразу же всем напомнить, что сборная СССР неоднократно выходила на чемпионатах мира из группы, но никогда по этому поводу не было подобной истерии.

Не удивлюсь, если голландцы уедут через полгода

– Кстати, теперь уже пошли разговоры о том, что России нужно брать пример с Украины, мол, последняя с первого попадания на чемпионат мира оказалась в восьмерке, а Россия за все время участия на мундиалях ни разу не выходила из группы.

– Так теперь можно и с Эквадора брать пример или с других команд, которые впервые попали на чемпионат мира и неплохо выступили. У нас Украина всегда показывает пальцем на Россию, когда у нее что-то получается, а у России – нет. Менталитет еще тот – совковый. Но надо не тыкать, а заниматься делом. Сейчас вот в сборную России пригласили Хиддинка. Ну и что дальше?

– Судя по вашей интонации, вы отрицательно относитесь к подобному назначению?

– В принципе, я никак не отношусь, поскольку работал с иностранцами за рубежом и видел, что это такое. Думаю, Хиддинку будет очень сложно работать в России. У россиян и украинцев совершенно особый менталитет. С ними надо беседовать, растолковывать и прочее. Футболисты любят, когда тренер их понимает, и сами хотят понимать его. Так что пригласите вы хоть восемь Хиддинков, посадите на казарменное положение весь РФС – это ни к чему не приведет. Нужно начинать с подрастающего поколения, с подготовки квалифицированного резерва, а то получается, что кандидатам в сборную впору уже за ветеранов играть.

– Но у России есть уважительная причина – круг своих специалистов исчерпан…

(Эмоционально. – В.Ф.) А у нас вообще никого нет – все тренеры тупые, ограниченные, некомпетентные. При этом хотя бы одному тренеру дали время поработать, как, например, Луческу в “Шахтере”? Человеку сказали, что он будет руководить командой четыре года, независимо от того, есть результат или успех. Хотя перед ним снимали и Скалу, и Шустера. Теперь же Ринат Ахметов успокоился, поскольку понял, что замена тренера через каждые полгода себя не оправдывает. Поэтому проблема, на мой взгляд, заключается в том, что нашим отечественным специалистам просто не дают работать, у руководителей клубов не хватает элементарного терпения, ну и, видимо, уважения к людям этой специальности. Стало быть, нужно и с них спрашивать, все ли они сделали для того, чтобы тренер мог полноценно работать.

– Осенью вы говорили, что не видите большого будущего у иностранных тренеров, которые работают в России. Следовательно, вас не удивило и то, как они закончили?

– Абсолютно. Правда, я думал, что они еще раньше закончат. Многие ведь из них показушники и карьеристы. Если Хиддинк или Адвокат покинут страну через полгода, то я тоже нисколько не удивлюсь. Еще раз повторяю, я видел, что представляют из себя иностранные тренеры.

– И что же вы видели?

– Одним словом: или блеф, или бутафория. Поэтому хотелось бы еще раз напомнить слова Пеле, которого однажды спросили: смогут ли русские когда-нибудь выиграть чемпионат мира? Он ответил: только когда бразильцы станут чемпионами мира по хоккею. С тех пор так все оно и катится. Как только попадаем на чемпионат мира, так обязательно начинаются скандалы.

– Но ведь Хиддинк добился результатов с другими командами…

– Каких он успехов добился? В Корее все было ясно: выхода в полуфинал сборная этой страны не заслуживала. Голландия – футбольная страна. Там люди умеют играть в футбол из поколения в поколение. В Австралии все футболисты процентов на 90 играют в зарубежных клубах, адаптированы к европейским условиям. Хотя хочу сказать, что я проникся к ним уважением после той игры, которую они показали на чемпионате мира. Поэтому, конечно, дай Бог, чтобы я ошибся. Если Россия станет финалистом следующего чемпионата мира, то я буду только рад.

– Как вы считаете, языковая проблема играет большую роль?

– Значительную. Я же работал с бразильцами, после чего понял, что сначала их надо обучить русскому и самому при этом научиться португальскому. С переводчиком я не мог разговаривать так, как они меня должны понимать. С ними у меня по три-четыре часа “разбор полетов” был, по два часа установка проходила. Им нужно все рассказать, нарисовать, на макете объяснить и втолковать. У них свой менталитет. Проиграли – хи-хи, ха-ха. Едут на матч – музыка, танцуют, веселятся. Наши смотрят на них, как на дикарей. А ведь у таких тренеров, как Бесков, Лобановский, Морозов, всегда перед поездкой на игру в автобусе тишина была. Никто подобным образом на матчи не настраивался.

Простой пример. Олег Протасов недавно вернулся в Днепропетровск. Так у него совсем другой менталитет, поскольку он прожил пятнадцать лет за рубежом. И теперь ему нужно перестраиваться. Где-то его не понимают, где-то он. Словом, я не думаю, что у Протасова все будет гладко и легко.

– За чемпионатом России следите?

– Да. ЦСКА мне нравится. “Локомотив”, полагаю, поправит свои дела. В “Спартаке” – люди думают на поле, соображают. Словом, симпатичная команда. “Зенит” всегда мне очень нравился, но у команды не было стабильности, потому что ее должен создавать тренер. Отсюда и успехи питерцев, и их неудачи.

Источник: Dynamomania

Новости партнеров

Комментарии: