Олег ЛУЖНЫЙ: “Моя тренерская концепция отличается от взглядов Демьяненко”

Многолетний капитан “Динамо” Олег Лужный надеется вписать новую страницу в историю клуба, вернувшись в лагерь киевлян в качестве ассистента главного тренера.

       С Лужным я встретился на динамовской базе в Конча-Заспе, где мы расположились в одной из уютных беседок. Просматривая статью “Welcome до-дому, Олег!” в одном из прошлых номеров “Матча”, он первым делом поблагодарил болельщиков и журналистов, которые так тепло его встретили. “Возникло ощущение, что никуда и не уезжал”.

СОМНЕНИЯ БЫЛИ

      

– Тем не менее, семь лет – серьезный срок, за который “Динамо” претерпело огромные изменения. Долго решали, возвращаться ли уже в совсем другую команду?

– Недельки две, предоставленные для размышлений Игорем Суркисом.

      

– Инициатива исходила от президента клуба?

– Да, мы встретились на матче “Карпаты” – “Динамо-2”, и он предложил поработать в штабе Анатолия Демьяненко, заверив, что главный тренер полностью поддерживает эту идею. Взвесив все “за” и “против”, я согласился, о чем пока не жалею.

      

– Выходит, сомнения все-таки были?

– Да, возникли некоторые нюансы.

      

– Расскажете?

– Нет, это секрет.

      

– В команде выступает немало игроков, с которыми вы выходили на поле. Как они восприняли вас в роли тренера, а вы их – как подчиненных?

– Подчиненные есть у начальников, а я для футболистов – человек, способный что-нибудь подсказать, посоветовать. Считаю, ко всем нужно относиться по-дружески, как к равным.

      

– Но все же в клубной иерархии вы находитесь на ступеньку выше…

– Только на тренировках и во время матчей. В быту мы по-прежнему остаемся товарищами. Другое дело, молодые игроки…

      

– …для которых вы уже Олег Романович. Привыкли к такому обращению?

– Немного, хотя поначалу было неловко.

      

– Приглашая Лужного, полагаю, Игорь Суркис надеялся не только заполучить классного специалиста, но и поспособствовать возрождению истинного динамовского духа. Это возможно в команде, в основном состоящей из иностранцев?

– За это время, признаться, не увидел у наших легионеров хотя бы желания узнать, что это понятие означает. На мой взгляд, очень важно осознавать, что ты защищаешь честь действительно великого клуба. Не буду распространяться о клубном патриотизме – от приезжих игроков требовать этого, по меньшей мере, наивно, – тем не менее, уважение к истории и традициям клуба должно присутствовать.

      

– Динамовские легионеры осознают масштабы авторитета нового тренера?

– Честно говоря, не интересовался, но подозреваю, что да.

      

– Почему спрашиваю: в недавнем разговоре с ветераном “Шахтера” Дмитрием Шутковым, узнал, что его былые заслуги пустой звук для донецких варягов…

– Но ведь Дима всю карьеру провел в Украине, изредка выступая в еврокубках (и в основном – безуспешно), откуда, скажем, бразильцам знать о его регалиях.

      

– Другое дело, выступления Лужного в лондонском “Арсенале”, не так ли?

– Да, даже для бразильских футболистов это впечатляющее достижение.

      

– Вы рьяный приверженец украинизации “Динамо”. На ваш взгляд, сейчас для этого есть реальные предпосылки, особенно ввиду успешного выступления сборной на чемпионате мира?

– Увеличение процента доморощенных исполнителей в ведущих коллективах, уверен, пойдет на пользу не только национальной команде, но в дальнейшей перспективе и самим клубам. Однако на данный момент приходится констатировать, что воспитанники той же динамовской школы пока не готовы усилить первую команду. Не видно в них того старания, самоотдачи, готовности выкладываться на сто процентов, жертвовать своими интересами ради профессионального роста, которые были присущи моему поколению.

ЯЗЫКОВАЯ ПРОБЛЕМА

      

– В многонациональных коллективах неизменно возникает языковая проблема. Насколько она актуальна для “Динамо”?

– Не знаю, стоит ли это считать проблемой, но некоторые трудности в тренировочном процессе и непосредственно игре многоязычие, разумеется, создает.

      

– В клубах Западной Европы знание местного языка необходимое условия для успешного развития карьеры, не так ли?

– Конечно, хотя даже в Англии, или, скажем, Италии случаются исключения – но только для суперзвезд, и лишь на первых порах. А так, никого не волнует вопрос, хорошо ли футболист понимает тренера или партнеров. Это его проблемы – пусть нанимает репетитора или покупает словарь и зубрит по ночам.

       В интересах легионера в кратчайшие сроки научиться свободно общаться в коллективе. Иначе он не усвоит установку наставника, а значит – не сумеет ее выполнить, или не среагирует на подсказку партнера – и совершит ошибку, каждая из которых понижает шансы на попадание в основной состав. Нам же пока приходится держать на скамейке запасных переводчика, разъясняющего футболисту, прожившему уже несколько лет в Киеве, что от него требуется. Это смешно! Впрочем, есть и приятные исключения в виде сознательных игроков, по собственной инициативе выучивших язык.

      

– Почему, на ваш взгляд, иностранные исполнители в украинских клубах, преимущественно ведущих, столь снисходительно относятся к необходимости изучать язык?

– Видимо, причиной является изначальное отсутствие принципиальной позиции руководства клубов по этому вопросу. Если бы у легионеров в контрактах был прописан пункт об обязательном изучении языка, скажем в течение полугода – со штрафами в случае невыполнения – этой проблемы бы никогда не существовало. Финансовая мотивация, поверьте, для них наиболее эффективна.

      

– На каком языке общаетесь в команде?

– Естественно, по-украински. Разумеется, с теми, кто уж совсем украинский язык не понимает, перехожу на русский, а с некоторыми, например, Юссуфом и Родолфо, разговариваю на английском.

НЕ ТРЕНЕР ПО ЗАЩИТНИКАМ

– В чем состоят ваши обязанности в команде?

– По большому счету, мы не оговаривали какой-то определенный их круг. Все вместе занимаемся общим делом.

      

– Но если четко не распределять сферы действий, заниматься понемногу всем, то может выйти как в басне о лебеде, раке и щуке…

– Вы правы, но все равно нельзя однозначно определить мои обязанности. Помогаю Анатолию Демьяненко и в тактических, и в кадровых вопросах, совместно с остальными ассистентами разрабатываем систему подготовки команды.

      

– Теперь вы проводите разминку игроков перед матчами, и ее концепция существенно изменилась. Это была ваша инициатива?

– Да, дело в том, что ранее разминка была нерациональной. Акцент на беговую работу на длинные дистанции не разогревал игроков, а больше их утомлял. Того эффекта, что раньше достигался 15-минутной беготней, сейчас можно добиться за 3-4 минуты. Отныне разминка короче, но намного интенсивнее.

      

– Вы неоднократно ставили в пример украинским клубам систему лондонского “Арсенала”, в котором с защитниками работает отдельный тренер. Честно говоря, моей первой мыслью о вашем возвращении было: теперь и в “Динамо” будет специалист по защитникам…

– Действительно, это прогрессивный и очень эффективный подход, однако в “Динамо” совсем иная система подготовки, и перекраивать ее под тренера, который будет работать исключительно с игроками обороны, было бы бессмысленно. К тому же для этого необходимо время, посему лучше начинать специальную работу с защитниками во время зимнего межсезонья, а не летом, когда едва хватает дней, чтобы определиться с основным составом и хотя бы немного его наиграть.

В СИСТЕМЕ ЛОБАНОВСКОГО

      

– Вы говорили, что главной проблемой “Динамо” является то, что оно уже 20 лет в основном работает по одним и тем самым методикам – Валерия Лобановского.

– Да, это действительно так.

      

– В таком случае, какая разница между Демьяненко и, скажем, Буряком или Михайличенко?

– Не мне судить. Вероятно, в подходе к футболистам, в основах кадровой политики, в степени уважения игроков к наставнику. Главная черта тренера – это его характер. Впрочем, не подумайте, что я выступаю с критикой системы Лобановского. Просто считаю, что она давала максимальный результат только когда по ней работал сам Валерий Васильевич.

      

– Ваш приход означает смену акцентов в подготовке команды?

– Нет, моя тренерская концепция отличается от взглядов Демьяненко, но ведь именно Анатолий несет ответственность за результат. Хотя он постоянно советуется с ассистентами, но все же последнее слово – за ним.

      

– Насколько вам помог опыт работы в латвийской “Венте”?

– Очень, хотя он был весьма недолгим – менее четырех месяцев. Прежде всего, научился адекватно вести себя на тренировках именно в роли наставника, ведь оценка действий футболиста с позиции тренера существенно отличается от той, которую я бы дал в бытность игроком.

      

– Латвийские коллеги рассказывали, что вы своим подопечным не давали спуску ни на занятиях, ни во время матчей…

– Не надо считать, что я стараюсь “напихать” игроку при любом проступке. Сначала раз пять объясню, а уж если и тогда не доходит – ничего не поделаешь, придется прикрикнуть для пущей убедительности. Впрочем, я сторонник индивидуального подхода к исполнителям. На одного можно накричать – и это подействует, он заиграет лучше, увереннее, а на другого повысишь голос – он сразу же и “потух”.

      

– Вы уже поняли, исходя из латвийского опыта, чего вам еще нужно научиться, чтобы стать успешным тренером?

– Думаю, мне еще не хватает тактической грамотности, впрочем, эту мудрость наставники постигают на протяжении всей карьеры. Что касается собственно тренировочного процесса, принципов функциональной подготовки команды, в этом уже могу дать фору многим более авторитетным специалистам.

      

– Вы очень экспрессивно ведете себя во время матчей: постоянно вскакиваете со скамейки, подсказываете футболистам. Делаете это интуитивно или вас Демьяненко просит “завести” ребят?

– Нет, просто не могу смотреть, как футболисты бегают по полю без мысли, без четкого плана действий, не придерживаясь установки тренера.

В ЛИЦО НИКОГДА НЕ БИЛ

      

– Вы жесткий человек, не так ли?

– Почему? Совсем наоборот. На поле, признаю, всегда вел себя достаточно жестко – но по иному в футболе нельзя. Ты должен заставить соперника уважать себя, а еще лучше – бояться. За пределами поля игроки, и я в том числе, часто производят противоположное впечатление.

      

– Допустима ли подобная суровость к партнерам по команде, и до какой степени?

– Если футболист выполняет установку тренера, делает все возможное для победы, но видит, что из-за постоянных ошибок партнера его старания, равно как и всего коллектива, идут насмарку, считаю, он в полном праве высказать свои претензии.

      

– В бытность игроком, особенно когда вы надели капитанскую повязку “Динамо”, часто позволяли себе проводить воспитательную работу с молодыми?

– Было дело, признаю (смеется). Считаю, что в каждой команде должны присутствовать три-четыре исполнителя, которые, имея достаточный авторитет, не позволяют менее опытным партнерам расслабиться или расклеиться. Они могут просто посоветовать, а при необходимости и растормошить остальных. Не буду скрывать, от меня доставалось едва ли не всем юным динамовцам, в том числе и Андрею Шевченко.

       В “Арсенале”, к слову, тоже были подобные “крикуны” – Тони Адаме, Ли Диксон, Дэвид Симэн, тот же Патрик Виейра.

      

– А вы? Как-никак, а выводили команду в роли капитана…

– Всего лишь в одной игре, но действительно после нескольких лет в Лондоне, и я присоединился к этой когорте.

      

– Уже с позиции тренера, как оцените поступок защитника “Днепра” Владимира Бзерского, ударившего Руслана Костышина в перерыве матча с “Марселем”?

– Не знаю подробностей инцидента, поэтому мое мнение может быть ошибочным. Но я знаю Вову, и если он ударил партнера, на это имелись веские основания. Если Костышин действительно не выполнял установку на игру, да еще и грубо отзывался на замечания более опытного игрока, то Езерский, скорее всего, поступил правильно. Повторюсь, если иного выхода не было. Я так скажу: ударить ведь тоже можно по-разному…

      

– Какие удары позволял себе Лужный?

– Я никого не бил, по крайней мере, в лицо. Мог накричать, иногда схватить за руку да потрясти хорошенько, чтобы лучше смысл слов доходил. А что, Езерского выгнали за это из команды?

      

– Пока нет – перевели в дубль и выставили на трансфер.

– Вот это зря. Глупо расставаться с высококлассным игроком из-за подобных мелочей.

      

– Знаю, для наставника “Арсенала” Арсена Венгера чрезвычайно важна атмосфера в коллективе. Как бы он, на ваш взгляд, поступил в такой ситуации?

– Думаете в “Арсенале” не случалось похожих историй? Ни в одной команде без этого не обойтись – когда на кону престиж, успех, серьезные деньги, в конце концов. И среди “канониров” на тренировках иногда случались разного рода стычки, но тренер при этом ни разу не вмешался, предоставляя решение конфликта его участникам. А уж чтобы он выгнал кого-либо из команды за такое, не может быть и речи. Игроки в первую очередь должны быть профессионалами, и во время матчей оставлять свои личные отношения за кромкой поля.

ЗАДАЧА – ПОЛУФИНАЛ ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ

      

– Вернемся к “Динамо”. В целом, вам нравится игра команды?

– В целом – да, но над некоторыми компонентами надо еще очень много работать, особенно в тактическом плане. Взаимопонимание между игроками разных звеньев пока на недостаточном уровне: пришли новые исполнители, некоторые футболисты значительно уступают своим партнерам в мастерстве, а от них требуется с полуслова понимать, что в том или ином эпизоде сделают один или группа партнеров.

      

– Это похоже на определение идеальной команды.

– К этому надо стремиться, если она хочет решать большие задачи.

      

– В понимании Лужного, это…

– .. .хотя бы полуфинал Лиги чемпионов, как было у нас в 1999-м.

      

– Нынешнему “Динамо” это под силу?

– Почему нет? У нас подобрались отличные исполнители, все работают с огромным энтузиазмом. Впрочем, усиление некоторых позиций не помешало бы.

– Каких именно?

– Хотелось бы еще по одному классному игроку в каждую линию.

      

– В последних матчах наибольшие опасения вызывала игра обороны, особенно ее центрального звена. Понимаю, в лазарете находится квартет ведущих центрбеков, однако Гавранчича с Родриго никак нельзя назвать неопытными дублерами, а ошибки они иногда допускают просто детские…

– В целом этот дуэт действует на высоком уровне, однако ребята зачастую позволяют себе вольно трактовать тренерскую установку. Если конкретнее, несмотря на указание наставника, они время от времени переходят на игру в линию (преимущественно по инициативе Гавранчича).

       В принципе по такой схеме им действовать не в новинку, но, к примеру, когда в паре с Гораном действовал Тарас Михалик, всегда игравший с либеро, количество ошибок резко возросло. К тому же фланговые защитники не привыкли играть по зонному принципу.

ЛУЧШЕ “ФЕНЕР”, ЧЕМ “РАБОТНИЧКИ”

      

– Это особенно беспокоит в преддверии матчей третьего квалифайна Евролиги с “Фенербахче”…

– А что, “Фенербахче” – гранд европейского футбола? Просто хорошая команда, с которой нам вполне по силам бороться. Наоборот, каким-то “Работничкам”, изначально выходящим на поле с огромным желанием лечь костьми у своих ворот, было бы намного сложнее противостоять. Турки же довольно мастеровиты и опытны, постараются сыграть с нами на равных, переиграть тактически, и это намного расширит наш диапазон действий. Честно говоря, если охать по поводу “Фенербахче”, то зачем вообще о плей-офф Лиги чемпионов помышлять?

      

– Футболисты понимают, что второй провальный год в еврокубках в Киеве им не простят?

– Конечно, и горят желанием как минимум пробиться в групповой раунд Лиги чемпионов.

      

– Киев уже два года не видел “золота” первенства Украины. Помнится, вы говорили, что не понимаете игру главного конкурента динамовцев – “Шахтера”. По долгу службы, вероятно, уже изучили стиль горняков?

– Все равно не возьму в толк, в чем состоит их тактика, какой у них рисунок игры. Создается впечатление, что дончане полагаются преимущественно на индивидуальное мастерство игроков. В плане командной игры “Динамо” выглядит на порядок выше.

      

– За счет чего тогда “Шахтер” в последние два года обыгрывал киевлян?

– Трудно сказать, ведь я недостаточно внимательно следил за их противостоянием. Возможно, сказались ошибки отдельных исполнителей.

ИЗ “ЭМИРЕЙТС” – ВО ЛЬВОВ

      

– Недавно вы приняли участие в прощальном матче Денниса Берпсампа. Впечатления, небось, незабываемые?

– Конечно, сыграть с такими легендами футбола, как Симэн, Райт, Кану, Диксон, Кройфф, Рейкард, братья де Буры, ван Бастен и другие было очень почетно. После встречи в одном из ресторанов стадиона состоялся банкет, на котором присутствовали все участники матча.

      

– С кем больше общались?

– Естественно, с партнерами по “Арсеналу”. Что касается великих Кройффа, ван Бастена, Рейкарда, то с ними попили кофе и перебросились парой фраз.

      

– Свой прощальный матч вы проведете во Львове. Почему?

– Это мой родной город, там провел свой первый матч, там состоится и последний. К тому же Киев уже видел немало подобных поединков, а для Львова это станет настоящим праздником.

      

– Кого из звезд нам ожидать на стадионе “Украина”?

– На прощальном матче Бергкампа переговорил с ветеранами “Арсенала”, и почти все дали согласие приехать. С нашей стороны выступят известные футболисты 1980-90-х гг., в том числе Протасов, Литовченко, Демьяненко, к которым присоединятся партнеры по сборной СССР – Колыванов, Добровольский, Харин и другие.

Богдан БУГА

Источник: Динамо Киев от Шурика

Новости партнеров

Комментарии: