Руководство донецкого “Шахтера” о юбилее, ветеранах, призовых, бюджете клуба и перспективах

13 августа в пресс-центр РСК «Олимпийский» вслед за Невио Скалой прибыли генеральный директор ФК «Шахтер» Сергей Палкин и директор департамента маркетинга, продаж и коммуникаций клуба Дмитрий Ефимов. Они провели встречу с журналистами по уже наработанной схеме: вопрос – ответ.

– Прежде всего, хотел бы поприветствовать всех журналистов, – начал общение с приветственного слова Сергей Палкин. – Я думаю, что праздник всем понравился. Мы очень старались, что бы вам было максимально комфортно. Кроме того, хотел бы всех поздравить с 70-летием клуба и, в первую очередь, ветеранов «Шахтера». Именно они создавали славную историю этого клуба, мы чтим эти традиции и все, что будем делать дальше, будет основано на достижениях прошлых поколений футболистов, тренеров «Шахтера». Отдельно поздравляю наших болельщиков, которые на протяжении многих лет были с командой, я надеюсь и в будущем «Шахтер» будет вас радовать яркой и зрелищной игрой.

– Мы очень долго, почти год готовили этот праздник, – с этих слов начал свою речь Дмитрий Ефимов. – И, как мне кажется, он получился очень ярким и многогранным. Мы постарались никого не обойти вниманием: пригласили гостей со всей страны, очень много людей приехало из-за рубежа. Особое внимание клуб постарался уделить ветеранам, бывшим тренерам «Шахтера». Мы так же планируем сделать отдельное мероприятие для сотрудников клуба, которые трудились все это время. Мы очень надеемся, что вам, журналистам, понравилось, и вы оцените наши старания.

Кто был автором идеи награждения ветеранов к 70-летнему юбилею?

Д.Е.:
Мы начали думать о праздновании юбилея в августе прошлого года. Сразу было очевидно, что самым важным моментом будет чествование наших ветеранов. Понятно, что это люди разных эпох и поколений. Тогда мы определились, что орден – это то, что будет ценно и важно. Тем более, если они получат его из рук президента ФК «Шахтер». Безусловно, орден должен быть очень красивой и дорогой вещью. Мы искали организацию, которая могла бы изготовить его высочайшего класса и вышли на компанию «Интерхоббиэкспорт». Это предприятие еще в советские времена занималось выпуском государственных наград. Сейчас же это частная структура, но они продолжают заниматься тем же. Мы на протяжении нескольких месяцев с компанией «Интерхоббиэкспорт» обсуждали дизайн. Они представляли нам самые разные варианты и, наконец, родился вариант, который очень понравился и нам и президенту Ринату Леонидовичу. После чего было решено делать его в двух степенях. Их отличие в материалах, использованных в оформлении. На ордене первой степени больше золотых элементов, кроме того, там присутствуют четыре бриллианта. На ордене второй степени бриллиантов нет и больше серебряных деталей. Хотя внешне оба ордена очень похожи и, как нам кажется, он вышел очень удачным. Конечно, официально мы не можем назвать этот знак отличия орденом, потому, что это не государственная награда и не вручается президентом страны, но для себя в клубе, мы – называем его именно так.

Почему на вручение наград был приглашен Павел Буянов, который играл за «Стахановец» в 1946 году и провел около 50 матчей, но в тоже время обошли вниманием Николая Головко, который выигрывал с «Шахтером» кубок Советского Союза и провел более 100 матчей за «горняков»?

Д.Е.:
Много людей играло за клуб, поэтому нам нужно было выбрать какой-то единый критерий и наградить. К тому же просто пригласить всех ветеранов на праздник было бы нереально. Поэтому мы решили выбрать тех футболистов, которые сыграли 100 матчей и больше, но их оказалось не так много. В результате был установлен уровень в 90 и более игр. А Буянов – это футболист, который играл в 40-е годы. Ему сейчас 87 лет. Он смог приехать в Донецк из Израиля – поэтому мы посчитали очень правильным сделать такое исключение. Таких футболистов осталось только двое: он и Жуков. По поводу Головко я сейчас не готов ответить, нужно поговорить с нашим историком – Андреем Бабешко и если была допущена ошибка – мы ее, конечно же, исправим.

В начале хотел бы сказать, что масштаб и искренность того, что делает «Шахтер» существенно превышает то, что делает «Динамо» (Киев), как бы нам – киевлянам, это не обидно было признавать. За это вам отдельное спасибо. Вопрос мой будет касаться Тимощука. Анатолий стал очень важным игроком в украинском футболе, но если раньше он был мастером и разрушения и созидания, то теперь, при наличии в составе бразильцев, его функция больше направлена на защиту. Это, возможно, сдерживает его профессиональный рост. Смена клуба, очевидно, способствовала бы его дальнейшему росту. Но ФК «Шахтер» выставил, как многие думают, не реальную трасферную сумму, как вам кажется, может человек, который 8 лет отдал «Шахтеру» заслужил большего снисхождения при формировании трансферной цены. Как пример можно назвать Александра Шовковского, которому руководство «Динамо» заявило, что если появится клуб, который его устроит, то его отпустят, не зарабатывая на этом трансфере денег.

С.П.:
По поводу Шовковского, скажу так. Когда это действительно произойдет, тогда об этом можно будет говорить. А по поводу Тимощука вы совершенно правы, он много сделал для клуба, вложил в него свою душу и сердце, но давайте не будем забывать, что и клуб много сделал для Анатолия. И это нормальные рыночные отношения, когда три стороны: клубы и футболист договариваются о трансфере, когда мнения всех сторон сходятся – тогда принимается решение. Если на данный момент были предложения, которые устраивали Тимощука, но не устраивали нас, то завтра ситуация может быть обратная, когда предложения будут приемлемы для клуба, но не устроят Анатолия. В настоящий момент поступали предложения, которые более или менее устраивали Тимощука, но не устраивали клуб, потому что мы оцениваем нашего капитана гораздо выше. Следует отметить, что клубы, выходившие на нас по вопросу продажи Анатолия, своих игроков продают по 12-15 миллионов, а у «Шахтера» хотят купить футболиста за 3-4 миллиона. Это неправильно, я считаю, что такой подход – это не уважение к клубу и нашим игрокам. И вы очень правильно отметили, что Анатолий Тимощук заслуживает большего. Более того, я уверен, что и сам Анатолий не пошел бы в клуб, который за него дает 3-4 миллиона, потому что это влечет за собой и отношение будущего клуба к футболисту. Если Шевченко перешел в «Челси» за 60 миллионов, то и отношение к нему, его имидж в футбольном мире соответственный. Поэтому не понятно, почему мы должны оценивать Тимощука в пару миллионов, ведь мы хотим, чтобы футболисты уходящие из «Шахтера» в западные клубы имели там хороший имидж и чувствовали себя достойно. Мне кажется, что и сам Анатолий не согласится с такой оценкой своего трансфера, потому что заботиться о своем имидже в мире футбола и знает – насколько велика к нему любовь украинских болельщиков. В любом случае, предложения на уровне 2-3 миллионов – это не серьезно, когда будут предложения 10, или хотя бы 8 миллионов, тогда клуб начнет переговорный процесс. А в переговоры это сложный процесс и стоимость футболиста не складывается из одной цифры трасфера. Есть много составляющих, играет ли клуб в групповом турнире Лиги чемпионов. Это сразу повышает стоимость, предположим, на 2 миллиона, проходит дальше еще плюс к цене. Другими словами очень важно как клуб участвует в Еврокубках. Ведь футболисты приобретаются клубами для того, что бы пройти в европейских турнирах как можно дальше. Поэтому трасферный контракт не стоит оценивать как одну сумму, вбитую в договор. Клуб готов обсуждать многие аспекты, но при нормальной сумме.

Как идет строительство нового стадиона, и вкладываетесь ли вы в намеченные сроки?

С.П.:
На сегодняшний момент у нас все нормально, во все сроки мы вкладываемся. Более того, хочу сказать, что работать с турецкой компанией «ENKA» одно удовольствие, потому что все договорные сроки и суммы выдерживаются. По всем критериям контракта все в порядке. Надеемся, что в 2008 году мы будем играть на новой арене.

Какие финансовые поступления от телетрансляций, продажи атрибутики и прочего ожидает клуб, в случае выхода в групповой турнир Лиги Чемпионов?

С.П.:
Если «Шахтер» проходит в групповой турнир Лиги чемпионов, то все права на телетрансляции принадлежат УЕФА. Это маркетинговый пул, на котором они, собственно, и зарабатывают деньги. Исходя из заработанных средств, они распределяют прибыль по клубам – участникам Лиги, в зависимости от того, сколько страна принесла денег за трансляции. Естественно, что 80% всех доходов приходится на клубы Италии, Англии, Испании и других европейских грандов, так как их страны больше других покупают у УЕФА телетрансляции. Кроме этого есть постоянная сумма за выход в групповой турнир – 4,5 миллиона швейцарских франков, далее за выигрыш клуб получает 500 тысяч франков, а за ничейный результат – 200 тысяч. Так что считайте сами.

В условиях нашей действительности вы верите, что профессиональный клуб может покрывать свои расходы за счет традиционных источников финансирования?

С.П.:
Я уже говорил по этому поводу, сегодня это невозможно по одной причине – наш клуб в своем развитии лет на 10 опередил уровень развития Украины. Мы надеемся, что через 5-10 лет наша страна наберет тот экономический потенциал, который позволит каждому болельщику заплатить, условно говоря, 5 долларов за билет. К примеру, в Англии самый дешевый билет стоит 20 фунтов и стадионы постоянно забиты. Поэтому мы понимаем насколько нам еще далеко до такого уровня. Будет нормальным экономическое состояние страны, я уверен, что футбольные клубы будут прибыльными.

Каков бюджет клуба и сколько было потрачено на празднования 70-летия?

Д.Е.:
По бюджету праздника я могу сказать следующее, когда дарят подарок – то обычно ценник срезают.

С.П.: Я хотел бы дать возможность журналистам самим оценить праздник. И что бы там была не только цифра, но качественная оценка. А что касается бюджета клуба, за позапрошлый сезон он составил 84,5 миллиона долларов. Финансовые показатели прошлого сезона еще не выстроены, мы сейчас заканчиваем эту работу. В ближайшее время будем знать окончательную цифру. Футбольный клуб в своих показателях не опирается на финотчетность по результатам календарного года, у нас все расчеты ведутся по игровым сезонам. Естественно, по финотчетности у нас убытки в связи с теми инвестициями, которые делает клуб. Исходя из этого, я бы хотел, чтобы вы оперировали цифрами, которые показывают содержание и развитие инфраструктуры клуба, покупку новых игроков и т.д. А простая бухгалтерская отчетность не позволяет понять, что на самом деле происходит в клубе.

Пул спонсоров закрыт или вы продолжаете переговоры, например с «life:)»?

С.П.:
Переговоры продолжаются и с «life:)» в том числе. Наш отдел маркетинга ведет эти переговоры постоянно, можно сказать круглосуточно. Это их главная задача находить спонсоров и зарабатывать деньги.

Д.Е.: Хочу подчеркнуть, что у нас есть спонсоры игр чемпионата Украины, а есть спонсоры игр Еврокубков. Процесс переговоров со спонсорами действительно идет круглый год.

Новый стадион будет вмещать 50 тысяч зрителей, в два раза больше чем сейчас РСК «Олимпийский». Планирует ли клуб дополнительную работу с болельщиками, чтобы в 2008 году он был заполнен. И будет ли осуществляться такая работа в Макеевке, где ожидается экспансия донецкого «Металлурга»?

С.П.:
Для этого в клубе есть департамент маркетинга, в чью задачу входит работа с болельщиками. У клуба «Шахтер» две главные стратегические задачи – это болельщики и спортивные результаты. Ради этого и существует футбольный клуб. Наша задача, что бы через два года, когда мы перейдем на 50-тысячный стадион – он был полон.

Д.Е.: В этом вопросе нет особенной привязки к стадиону. Наша задача работать с болельщиками, фанами постоянно, без привязки к дате открытия нового стадиона. Делать посещение стадиона приятным и удобным для всех – это наш приоритет номер один. Вы вчера слышали, что президент ФК «Шахтер» Ринат Ахметов сказал, что без болельщиков никто не построит клуб.

Сколько работников в футбольном клубе «Шахтер» и какова средняя зарплата?

С.П.:
Давайте мы остановимся на количестве работников. За исключением футболистов первой команды и академии, в клубе работают 570 человек. Основная масса, более 50% приходится на нашу спортиво-тренировочную базу, так как там 42 гектара, 9 полей и все это нужно обслуживать.

Сергей Анатольевич, с вашим приходом в клуб возросли ли расходы «Шахтера»? И второй вопрос к Дмитрию Ефимову. В Бухаресте на стадионе в широком ассортименте продавали воздушные колотушки, которые создают невероятный шумовой эффект. Не задумывались ли вы над закупкой подобной продукции?

С.П.:
На этот вопрос я могу ответить. Мы пробовали и даже закупили образцы такой продукции у одной отечественной компании. Но качество оказалось не очень хорошим, то есть они надувались, но почему-то не хлопали. Поэтому мы отказались от дальнейшего сотрудничества. А по поводу первого вопроса могу сказать, что увеличение или уменьшение затрат не связанно с приходом одного человека. Затраты в первую очередь связанны с принятой стратегией развития клуба или предприятия. Когда мы ставим задачу построения клуба европейского уровня, для этого на всех позициях нужны люди, которые это будут осуществлять. Естественно, когда начинается работа по формированию новых направлений деятельности, необходимы затраты.

Когда выйдет фильм Василия Пичула о «Шахтере» и сколько он будет стоить? И второй вопрос намечаются ли новые медия-проекты в ФК «Шахтер»?

С.П.:
Мы хотим после окончания празднования 70-летия клуба обсудить возможную стоимость, носители и пути распространения этого фильма. Сам фильм был закончен за 15 дней до праздника, и у нас еще не было времени все эти моменты обсудить.

Д.Е.: По медиа-проектам могу сказать, что скоро, где-то в первой половине осени выйдет фильм о прошлом сезоне «Шахтера».

С.П.: Ждите наши новые медия-проекты через 2-3 месяца. Они готовятся.

Как клуб работает с ветеранами? Если можно скажите, в каких суммах выражается помощь ветеранам?

С.П.:
У нас есть совет ветеранов. До последнего момента его возглавлял Михаил Соколовский, однако его пригласили в один из украинских клубов на должность ассистента тренера. Поэтому сейчас эта должность вакантна. Мы ищем ветерана, который хотел бы заниматься такой деятельностью, так как только ветеран, как ни кто другой может понять их нужды и заботы. Конечно, самое главное направление помощи – это финансовая поддержка ветеранов, но кроме этого мы проводим встречи, футбольные матчи ветеранов, что для них очень важно. Финансовая поддержка осуществляется главным образом на лечение и медикаменты для ветеранов.

Можете ли вы назвать конкретные суммы помощи? В киевском «Динамо», к примеру, платят по 100 гривен пенсии.

С.П.: Мы платим на порядок больше. Потому что 100 гривен – это очень мало, при современных ценах, особенно на лекарства. Конечно, мы подходим дифференцированно к каждому случаю, так как, могу вас уверить, есть ветераны, которые не нуждаются в материальной помощи. Но в любом случае мы находимся в тесном контакте со всеми нашими ветеранами и стараемся быть в курсе их проблем. Одним словом, чем можем – мы помогаем.

Вы озвучили свой бюджет в размере 84,5 миллионов, а «Динамо» в свою очередь заявило, что их бюджет составил 30 миллионов. Разница в 50 миллионов, как вы считаете это не совсем достоверная информация со стороны киевлян? И когда ваши бюджеты могут сравняться?

С.П.:
Наверное, нужно сесть с «Динамо» и договориться о том, чтобы наши бюджеты сравнялись. А если серьезно, то очень сложно в данном вопросе делать какие-то выводы, потому что сегодня мы потратили 80 – они 30, а завтра мы потратим 50 – они 80. Все зависит от затрат клуба на приобретение футболистов, на инвестиционные проекты за последний год. Для того чтобы получить объективную картину затрат клубов, на мой взгляд, необходимо брать затраты за последние 10 лет. Но насколько я знаю, эти цифры не оглашаются. В связи со строительством стадиона бюджет «Шахтера» существенно возрастет?

С.П.:
Здесь просто посчитать. Бюджет строительства 185 миллионов. Эту сумму можно разделить на время строительства и посчитать ежегодные затраты клуба по этой статье.

За последнее время «Шахтер» приобрел много легионеров. Можно ли ожидать, что «Шахтер» когда-нибудь станет чисто украинским клубом?

С.П.:
Мы являемся украинским клубом не зависимо от того, кто играет в составе «Шахтера». Кроме того, клуб очень много средств и сил вкладывает в развитие детского футбола, я говорю, об академии ФК «Шахтер». Это свидетельствует о том, что мы хотим иметь своих высококлассных украинских игроков, а не тратить деньги на приобретение легионеров. Кроме того, я уверен, что этому вопросу должны большое внимание уделять и Федерация футбола Украины, и все другие профессиональные клубы.

Вы сказали, что год готовились к этому празднику. Хотелось бы уточнить, вы справлялись своими силами или пришлось привлекать другие организации? И сколько людей работало над созданием и проведением юбилейных мероприятий? Д.Е.: Конечно, нам пришлось привлекать различные организации и людей, мы же футбольный клуб и это не наша функция – организовывать такие шоу. Над праздником работало много профессионалов. К примеру, шоу, которое вы смогли увидеть на Центральном стадионе «Шахтер» организовывал очень известный постановщик, наш земляк – Александр Ревзин. Кстати есть очень интересный факт, он родился в том самом доме, где сейчас находится главный офис клуба «Шахтер». Группа специалистов, которые работали с ним, состоит из сотен людей. Кроме того, для праздника привезены были сотни тон металлоконструкций, чтобы соорудить сцены и установить декорации. Безусловно, очень много людей помогали нам в организационных вопросах: транспорт, гостиницы и прочее. Еще раз повторю, мы – футбольный клуб и наша работа это футбол.

Вы готовы через десять лет сделать еще более грандиозное шоу?

С.П.:
Я скажу так, мы не только готовы, но мы сделаем его гораздо раньше, потому что у нас будет открытие нового стадиона и это произойдет через пару лет.

Источник: ФК “Шахтер”

Новости партнеров

Комментарии: