Юрии МАКСИМОВ: “Прошли те времена, когда мы играли за футболку при зарплате 10 долларов в месяц”

название фото

      Грандиозные были планы у “Ростова” на завершившийся сезон. Выигрыш Кубка России и медали чемпионата – такой была обязательная программа Ивана Саввиди, президента клуба и директора табачной фабрики “Донской Табак”, на которой он трудится уже 23 года. Шаг назад – считай, “расстрел”, точнее – увольнение. Так привык работать Саввиди. Вкладывать свои средства в заведомо проигрышное дело он не рискнул бы. Но и ожидаемых дивидендов от новой работы так и не получил. Поражение в кубковом финале от “Спартака” и 11-е место в премьер-лиге – таков скромный урожай “Ростова” в сезоне-2003.

       “Наш человек” в Ростове-на-Дону – Юрий Максимов – уверен, что замахнуться на большее команде было нереально. Возможности клуба не соответствуют амбициям президента. Однако время, проведенное в чемпионате России, потерянным зря не считает. Хотя бы потому, что уровень футбола в стране в последние годы сделал большой скачок вперед.

“Блохин в “Ростове” не задержался”

       – И тем не менее вы решили вернуться в Украину? – спрашиваю у Максимова, с которым мы встретились в одном из киевских клубов.

       – Да. Контракт с “Ростовом” был рассчитан до конца чемпионата. Сыграли последний матч, после которого я и вернулся в Киев. Пока – в отпуск.

       – С президентом все вопросы решили?

       – Я с ним не встречался.

       – А между тем, Иван Игнатьевич Саввиди – весьма колоритная личность. Всерьез вознамерился вывести “Ростов” в лидеры отечественного футбола. Откуда у президента такие непомерные амбиции?

       – Не знаю. Говорить каждый может… Саввиди думает, что он один такой в России: вздумалось ему видеть команду наверху, значит, так оно и будет. Четвертое место – уже провал, поражение в финале Кубка – катастрофа. Однако он почему-то забывает, что у команды нет нормальной базы, для тренировок есть только одно поле, по-прежнему до конца не отремонтирован стадион. Да и в финансовом отношении “Ростов” далеко не самый благополучный клуб в России.

       – И все-таки от своих замыслов Саввиди не отказывается. Одно время хотел даже Блохина в Ростов-на-Дону перевезти…

       – Было дело. Тогда Олег Владимирович еще не получил предложение возглавить сборную Украины. Вот и вел переговоры с руководством “Ростова” о возможном сотрудничестве. Но, видимо, понял, что на данном этапе решать поставленные президентом задачи команда не в состоянии. Приезжали в Ростов-на-Дону и другие специалисты, но, как и Блохин, надолго там не задерживались.

       – После неудачи в Кубке России хотел оставить клуб и сам Саввиди…

       – Во-первых, не стал бы называть наше выступление в Кубке неудачей. В финале мы вполне могли обыграть “Спартак”, но не использовали свои моменты. А во-вторых, не думаю, что Саввиди говорил об этом всерьез. С такого места по собственной воле не уходят.

       – ФК “Ростов” – выгодное вложение капитала?

       – Было бы иначе – Саввиди не заинтересовался бы клубом. Он ведь далекий от футбола человек. Всю жизнь работал на табачной фабрике. Сейчас решил (или за него решили) заняться футболом. Втянулся, почувствовал, что дело это прибыльное, поэтому уходить с тепленького местечка не спешит. Продаст несколько футболистов за рубеж – и окупит все предыдущие затраты.

       – Помнится, Саввиди так и говорил: “Нужны будут Деньги, продам Бута”.

       – Ну вот. Правда, пока у него ничего не получилось. Губернатор на распродажу наложил вето. Впрочем, все это только до следующего сезона.

       – Областные структуры уделяют команде большое внимание?

       – Мне кажется, что основное финансирование как раз и шло именно от губернатора. Хотя Саввиди в своих интервью и фигурировал какими-то суммами, в которые ему обходится содержание “Ростова”.

       – Интересно, какой же годовой бюджет клуба?

       – 7-8 миллионов долларов. Это – по слухам. Как-то Саввиди также говорил, что тратит на команду свои полтора миллиона. Но это тоже недостоверный факт.

“Тренера могли уволить после… победы над “Спартаком”

       – Как же команде удалось дойти до финала Кубка?

       – Балахнин оказался замечательным человеком и тренером, да и ребята хотели о себе заявить. Жаль, конечно, что в решающий момент удача от нас отвернулась.

       – Саввиди после этого обвинил Балахнина в приверженности “закрытому” футболу. Заявил, что, мол, лучше пропустить четыре, но забить на один больше, чем побелить с минимальным преимуществом.

       – А он все время тренера критиковал. И постоянно искал ему замену. Помню, после победы над “Спартаком” в чемпионате Саввиди в раздевалке сказал: “Если бы сегодня сыграли не 3:2, а 1:0, Балахнин с командой больше не работал бы”. Упрекал президент наставника и в мягкохарактерности, говорил, что ему “озверина” не хватает, мало кричит на футболистов. А зачем на нас кричать? Мы и сами прекрасно понимаем, что от нас требуется.

       – “Ростов” кто-то назвал “Африканской колонией”.

       – Верное определение. Хоть я и не расист, отрицательно реагировал на перебор в команде иностранцев. И дело не в человеческих качествах легионеров: я с ними толком не общался – преградой становился языковой барьер, дело в том, что мы играли в разный футбол. Мы – по-своему, они – так, как их научили в Африке. Отсюда и не всегда положительные результаты.

       – Приглашение варягов – тоже прихоть президента?

       – Его и тренера. Когда Балахнин понял, что легионеры не вписываются в игру “Ростова”, было уже поздно. К тому же приезжие оказались ничем не лучше местных. Как по мне, то если уж и приглашать футболистов из-за рубежа, то только с безупречной репутацией. Как, например, это делают в Германии. Там человек из Восточной Европы по уровню должен быть на голову выше местного конкурента, но получать при этом он будет в три раза меньше. В “Ростове” же легионеры были, как на курорте. Крайние полузащитники, темнокожие, за весь сезон ни одного мяча не забили, но зарабатывали в несколько раз больше россиян. На этой почве, естественно, возникали разногласия.

“Меня пытались обвинить в “сговоре” с соперником”

       – В последнее время с запада в нашем направлении потянулись и тренеры. В России их уже четверо: Петржела – в “Зените”, Гжебик – в “Динамо”, Скала – в “Спартаке”, Жорже – в ЦСКА. Что, на ваш взгляд, привлекает их в сотрудничестве с командами из Восточной Европы? Только ли материальная выгода?

       – Мне кажется, что, приглашая тренера из-за рубежа, президенты клубов работают на свое имя. Видали, мол, какой я “крутой”, какого специалиста “оторвал”?! А ведь этот специалист, которому, кстати, платят полтора миллиона “баксов” в год, ничем не лучше своего, отечественного. Иностранец приезжает сюда не навсегда. Поработает несколько лет, и – домой. А на его место опять возьмут того же Балахнина, только за гораздо меньшие деньги.

       – Но ведь “Зенит” с Петржелой явно попал в “яблочко”.

       – А что, собственно, сделал Петржела? Не побоялся ввести в основной состав молодых? Так до этого и русский бы додумался. Просто в Питере собралась такая команда, с которой проигрывать было бы грех. Когда есть сильные исполнители, которым созданы все условия для работы, можно любого тренера ставить. Главное – чтобы не мешач. Игроки все сами сделают.

       – Однако вы не станете отрицать, что уровень футбола в России заметно вырос?

       – С этим трудно спорить. Если в Украине только 3-4 команды борются за место в Европе, то в России любой аутсайдер может испортить настроение фавориту. От этого чемпионат становится только интереснее.

       – Как же тогда реагировать на разговоры о “странных” матчах, которые на финише сезона звучали едва ли не после каждого тура?

       – (После паузы). Наверное, что-то такое было, раз об этом так много говорили. Команды, которые уже решили свои задачи, начинали строить планы на следующий год, и чтобы улучшить финансовое положение, шли на “сговор”. Однако доказать факт “сдачи” очень сложно.

       – К вам с подобными предложениями обращались?

       – Нет. Я в такие игры не играю. Правда, был один случай, когда помощник президента Батраз Битаров пытался обвинить меня в попытке “сдачи”. За день до игры с “Черноморцем” я встретился на тренировке новороссийцев с их наставником – Игорем Гамулой, мы с ним хорошо знакомы. Поздоровались, поговорили… А после этого Битаров сказал, что я буду “плавить” команду. В состав на этот матч меня не поставили.

“Немецкий учил”, за карточным столом”

       – Ростов-на-Дону после стольких лет жизни в Германии не показался провинцией?

       – Город действительно серенький. Но я особо по этому поводу не переживал. Труднее было обходиться без общения. Я – человек компанейский, а в “Ростове”, как я уже говорил, из-за перебора иностранцев даже поговорить особо не с кем было.

       – С Германией вас еще что-то связывает?

       – Теплые воспоминания. Футбол там – настоящий праздник. В какой бы город ни приехал, стадион всегда забит до отказа. Люди живут игрой. Что еще? Дом у меня там, собираюсь его продать. Одно время было желание остаться, занимался оформлением виз. Но потом изменились законы: для получения вида на жительство вместо пяти лет надо было прожить уже семь, Визы так и не получил – решил вернуться. Да и не смог бы я там жить. Германия – страна для пенсионеров. Тишина, спокойствие. Как раз то, что надо, чтобы встретить старость. А я еще молодой. Мне по душе активный образ жизни.

       – И с кем же общались в “загранкомандировке”?

       – В основном – с немцами. Партнерами по команде.

       – Языковой барьер переступили легко?

       – Не сказал бы, но немецкий знаю хорошо. За карточным столом учил. Садились я, Фрингс – он сейчас в дортмундской “Боруссии”, Пиццаро – тот, что уже в “Баварии”, играли в карты, разговаривали. Потихоньку начал все понимать.

       – Играли на деньги?

       – Естественно. Но ставки были небольшие.

       – И кто выигрывал?

       – По-разному бывало. В “Вердере” тогда в карты все играли. В автобусе, в аэропорту, во время полета – даже если в воздухе мы всего час. Есть свободная минута – тут же на столе появляется колода. Картами даже тренеры увлекались. Садился Шааф с помощником, администратор и доктор – такая у них компания была. Иногда футболисты подключались. Если Шааф проигрывал, приходилось расплачиваться. Это было в порядке вещей. Обстановка, в общем, была прекрасная. Чем мне Шааф нравился? Он не держал футболистов на расстоянии. Всегда был доступен для игроков: с ним можно было поговорить, обсудить свои проблемы.

       – Даже за бокалом пива?

       – Так пиво нас вообще заставляли пить! Феликс Магат, который сейчас в “Штутгарте” главный, за день до выезда на игру вечером собирал всех в баре, выпивали по бокалу, чтобы сон был крепким, и – в кровать. У них там никто не смотрит – где ты пьешь и сколько ты пьешь. Я, наверное, не первый, кто об этом говорит, но так оно и есть. Главное – твоя игра.

       Баслер в “Вердере” мог не тренироваться, пить пиво, а потом выйти на поле и забить. Аилтон на тренировках ничего не делал: наденет перчатки, шапку на глаза натянет – стоит, с ноги на ногу переминается. Но как только получает мяч, вратарю становится худо. Скорость у него такая, что ни один защитник не догонит. В каждой игре забивач, зачем тренироваться? Надо чувствовать свой организм. Иногда лучше позволить себе расслабиться, но компенсировать все во время матча, чем переусердствовать на тренировке, а затем выйти на поле с “ватными” ногами.

“Жаль, что не оказался в “Вердере” раньше…”

       – Почему решили уехать из Бремена?

       – Мог, наверное, остаться, найти контакт с руководством. Но я не такой человек, который будет молчать. Что думаю, то и говорю. Возможно, это и помешало мне задержаться в Бремене подольше. А вообще, приехал бы я туда раньше, скажем, лет в 25, играл бы, наверное, по сей день. Там ведь ни о чем постороннем задумываться не надо. Играешь в свое удовольствие, а все проблемы за тебя решат другие.

       – Во второй немецкой бундеслиге чувствовали себя неуютно?

       – Там совсем другой футбол, другие исполнители, другие деньги. Когда наша команда начала валиться, деньги закончились. Урезали зарплату. Пришлось искать другое место работы.

       – Почему в России?

       – Хотел себя попробовать именно там. В Украине уже играл, интересно было узнать, что там у соседей. В целом, остался доволен. Появились в России деньги, вот и футбол начал подниматься на новый уровень. Хотя и у них есть повод завидовать нам. Когда в “Ростове” играл, все время раздавались разговоры: почему, мол, Украина в Лиге чемпионов двумя командами представлена, а Россия – одной? Обидно, правда, что за всю страну приходится “отдуваться” одному “Динамо”. Сейчас вот “выстрелил” “Днепр”. А “Шахтер” по-прежнему решает свои задачи на внутренней арене.

       – Не получается пробиться в элиту и нашей сборной.

       – Тоже парадокс. Латвия – на чемпионате Европы, а мы опять будем наблюдать за всем этим по телевизору. И самое печальное – перспектива не просвечивается. Не может же один Шевченко тянуть на себе всю команду! Таких, как он, в Украине, к сожалению, нет, а на одном патриотизме далеко не уедешь. Уже не те времена, когда кто-то будет играть “за футболку”. Это было возможно в “Днепре” в 93-м, когда мы под руководством Николая Павлова готовы были “грызть землю” за 10 долларов зарплаты и 10 марок премиальных. Клуб тогда выживал, в основном, за счет продажи футболистов. Сейчас многое изменилось, жизнь стала другой. А достойной смены поколению, которое еще совсем недавно добивалось каких-то успехов на уровне сборной, а хорошие результаты у нас были, я лично не вижу. Поэтому и не завидую Блохину. Решить задачу выхода на ЧМ-2006 ему будет очень сложно.

“Прыгнуть с парашютом? Нет проблем!”

       – Что же тогда вас потянуло на родину?

       – Захотелось быть ближе к дому, уже устал от переездов. Если удастся найти команду в Киеве, буду играть здесь. Нет – все равно хотел бы остаться в Украине. Футбол в любом случае пока бросать не буду. Пока ноги бегают, надо играть. Главное для меня – оставаться в коллективе, общаться с людьми. Дома сидеть не смогу.

       – А отпуск где проведете?

       – Зимой всегда хочется поехать туда, где потеплее. Я уже один раз на горных лыжах покатался – это Белькевич с Хацкевичем нас с Коноваловым на Протасов Яр вытащили – хватит! Потом колени несколько дней болели. Старшему сыну понравилось, а я теперь только наблюдаю.

       – Может, что-то более экстремальное? Прыгнуть с парашютом, например?

       – А что? Я бы смог. Только такой возможности пока не было.

       – Нырнуть с аквалангом?

       – О-о-о! Это – мое! Я в детстве, знаешь, каких раков со дна Днепра доставал?! Сейчас, конечно, времени на это не хватает, но если бы представилась возможность, с удовольствием понырял бы.

       – Вы – азартный человек?

       – Да. Но в казино не часто играю. Выброшенные деньги. По-мелкому будешь ставить, никогда ничего крупного не выиграешь, если играть, то по-крупному! А мне без копейки остаться как-то не хочется.

Источник: Динамо Киев от Шурика

Новости партнеров

Комментарии: