Олег ШЕЛАЕВ: “Выделил бы Эдгара Давидса. Ну и, пожалуй, Дженнаро Гаттузо”

Олег Шелаев (fcdnipro.dp.ua)  
Прямая линия читателей “КОМАНДЫ” с полузащитником “Днепра” и национальной сборной Украины состоялась  в офисе Днепропетровской областной федерации футбола.
   Олег немного задержался на тренировке, где даже успел получить небольшую ссадину на переносице, и примчался к месту общения с болельщиками, когда телефон уже был буквально раскален, так что общение началось очень живо. А звонки раздавались и после официального окончания прямой линии…

  
— Здравствуйте, Олег. Меня зовут Сергей. Как вам удалось достичь таких успехов в национальной сборной?
   — Судьба дала мне шанс, и я его использовал. Благодаря огромному желанию достиг определенных результатов и закрепился в составе команды Олега Блохина.
  
— А как оцениваете работу в “Днепре”?
   — Могло быть и лучше, и хуже. Но я доволен своими достижениями в “Днепре”. Команда стала для меня родной, поэтому я ни о чем не жалею.
  
— Хочу быть похожим на вас…
   — (Смеется) Кроме меня есть много других футболистов. Хочешь чего-то добиться—люби футбол, и он ответит тебе тем же. Главное — твое желание и трудолюбие. Это основное правило для всех. Так меня учил первый тренер. Поэтому желаю тебе удачи и настойчивости. Относись к футболу со всей душой, трепетно, бережно, а к мячу— как к живому существу.
  
— Прямая линия? Это звонит Роман из Харькова.
   — Приветик. А это Олег из Днепропетровска.
   —
Какой матч вам запомнился больше всего в этом году? И в составе “Днепра”, и в сборной. Но я почему-то уверен, что вы выберете поединок за национальную команду…
   — В нынешнем году в сборной Украины я, наверное, выделю поединок со Швейцарией. Пусть даже он не был столь ярким, но получился очень эмоциональным и дал результат, который позволил подвести определенную черту под работой за несколько лет. А из всех игр “Днепра” особняком стоит встреча с “Марселем”.
  
— Это Люба и Арина из Днепропетровска. Олег, как вы пришли в большой футбол? Что вас связывает с нашим городом?
   — С Днепропетровском меня многое связывает. Хочу здесь остаться жить, хотя родился я в Луганске. А в большой футбол привела судьба. Сначала родители определили меня в секцию, затем все благоприятно складывалось, и у меня все получилось.
  
— Вас приглашали в другие клубы?
   — Когда я уже играл в “Днепре”, то конкретных предложений не поступало.
  
— Сколько лет вашему сыну?
   — Даниилу 5 лет.
  
— Добрый день. Это Это Сергей из Днепропетровска. Начиная с 50-х годов, запорожская команда—наш принципиальный соперник. Меня интересует ваше мнение по поводу того, что во время игры с “Металлургом” на поле с капитанской повязкой вышел наш бывший капитан Дмитрий Михайленко. Считаете, что это нормально?
   — То есть чувства Димы должны были заставить его не выйти на игру?
  
– Нет. Выйти на поле, но не в качестве капитана.
   — Мне как-то не с руки давать советы чужой команде. Все-таки капитаном избрал его весь коллектив перед важной игрой. Замечательно, что Дима находился на ведущих ролях в “Днепре”, а сейчас и в “Металлурге”. Значит, он это заслужил, его признают, и в любом коллективе он становится своим. Честь ему и хвала. Мы все за него рады.
  
— Добрый день. Это Михаил из Ровно. Олег, что для вас означает быть капитаном “Днепра”?
   — Мне очень приятно выполнять эту почетную миссию. Это говорит о том, что ребята мне доверяют. Также для меня очень почетно выступать в “Днепре”.
  
— С кем в команде у вас наиболее дружеские отношения?
   — С теми, с кем давно играю. Это Костышин, Грицай, Русол, Назаренко, Куслий, Кернозенко, Радченко… Но кого-то наверняка пропустил.
  
— Здравствуйте. Это болельщик из Днепропетровска звонит. Но сначала хочу поздравить вас с прошедшим днем рождения и пожелать побольше голов! У меня вопросик. В матче сборных Украины и Дании у вас произошла стычка с Гравесеном. Расскажите, что там случилось? И еще. Какие у вас планы на будущее? Кем видите себя через 5–10 лет?
   — Как и любому футболисту, хотелось бы как можно больше играть на хорошем уровне. А это зависит от здоровья и других факторов. Было бы интересно попробовать себя в тренерской деятельности. Тем более, пока не представляю свою жизнь без футбола.
   А с Гравесеном? Перекинулись разными словами. Он—мне, я—ему. Был игровой эпизод, я его немного зацепил. Ему не понравилось. Он мне сказал пару ласковых, я ответил.
  
— А на каком языке вы общались?
   — Я — на русском.
  
— Он, наверное, вас не понял?
   — Думаю, понял.
  
— Говорят, что вы неплохо знаете английский?
   — Преувеличивают. Владею им в пределах школьного курса. Стараюсь поддерживать наших легионеров, поскольку у них дефицит общения, им тоскливо. Они, к слову, с радостью идут на контакт, так что знание иностранного языка—вещь необходимая. Да и за границей проще— не изображаешь из себя немого, можешь хотя бы в магазине что-то купить, дорогу спросить. Обязательно прослежу, чтобы сын выучил английский.
  
— Вы часто бываете за рубежом. Какая поездка больше всего запомнилась?
   — Первая. В 1994 году мы с луганской “Зарей” поехали в Испанию. Для меня это были первые полноценные сборы. Мы жили в ста километрах от Барселоны, ездили на экскурсию на стадион “Ноу Камп”. Осталась масса впечатлений. Хотя добирались в Испанию на автобусе. Туда 6 дней, а обратно — 4. Это тоже добавило впечатлений. Из туристического опыта запомнилась Юго-Восточная Азия. В Таиланде ощущаешь теплое отношение местных жителей к приезжим.
   —
Какая у вас мечта? Что бы вы хотели еще получить в жизни?
   — Хочется вырастить детей и дать им все, чтобы они стали хорошими людьми. Специальность для сына? Посмотрю, какие он проявит наклонности. Именно так меня воспитывали родители. Спасибо им большое. Также буду воспитывать и Даниила.
  
— Кого вы можете считать своим преемником на капитанском посту?
   — Сергея Назаренко и Андрея Русола. Они—старожилы “Днепра”. Своим отношением они заслужили это право.
  
— Я слышал высказывание Протасова о том, что и вы, и Андрей, и Сергей—хорошие футболисты, но вам не хватает лидерских качеств, умения, как говорят, наехать. Скажем, например, у Езерского это лучше получается.
   — Наезд наезду рознь.
  
— Вы по характеру не очень похожи на капитана. Слишком мягкий.
   — Да, я согласен, не могу закричать на партнера. Привык все доказывать личным примером. А кричать… Я не так воспитан, и себя уже не переделаю.
  
— Добрый день. Меня зовут Сергей. Я болельщик “Днепра” с 1970 года. И у меня такой вопрос. Мы переживаем, что команда мало забивает, ведь привыкли к другому. У Рыкуна заканчивается срок аренды в “Металлисте”. Будет ли “Днепр” продлевать контракт с ним?
   — Насколько мне известно, в декабре он возвращается в “Днепр”.
  
— Он точно собирается вернуться? Вы с ним об этом разговаривали?
   — Саша хочет играть в “Днепре”.
  
— Вячеслав Маркусов, Днепропетровск. Чего не хватает “Днепру”, чтобы команда могла добиваться побед. Все-таки 8 ничьих—многовато. Что это—потеря концентрации, игра на удержание счета?
   — Очевидно необходимо создавать больше голевых моментов и каждому брать больше инициативы на себя. Так учит нас Олег Валерьевич.
  
— Но для этого нужны высококлассные нападающие.
   — Селекционеры сейчас работают в этом направлении. Это дело времени. Зимой планируем усиливаться. Но многие команды уже наломали дров, приглашая легионеров. Вы согласны со мной?
  
— Конечно.
   — И у “Шахтера”, и у “Динамо” были как удачные, так и неудачные приобретения. Не застрахован от этого и “Днепр”.
  
— Андрей из Киева. У вас с Блохиным дни рождения совпадают…
   — Да. Я помню, когда впервые попал в сборную, Олег Блохин проверял список игроков и сверял даты рождения. Читает: “Русол— январь, кто-то—февраль, Шелаев — 5 ноября. Ты смотри— скажут, по блату взял”.
  
— А вы поздравили тренера сборной?
   — У меня нет номера его телефона. А спросить мне как-то неудобно.
  
— Кем вы мечтали стать в детстве?
   — Хирургом. Но для того, чтобы не идти в армию, учился в авиационном училище по специальности “Ремонт и эксплуатация приборов воздушных судов”. Тогда многие молодые игроки “Шахтера” таким образом армию обходили—Коваль, Воскобойник, Яксманицкий, Дранов, Спивак и Шищенко. Имею звание младшего лейтенанта.
  
— За штурвалом сидели?
   — Только в тренировочных самолетах. На земле.
  
— Вопрос из Интернета. Ты бы перешел в “Шахтер”?
   — (После паузы). Сразу не могу ответить. Надо основательно подумать. Можно, конечно, сейчас сказать, что ни за какие деньги не перешел бы. Но вы бы все равно, наверное, не поверили.
  
— Когда тебя в сборную пригласили, не подумал, что это розыгрыш?
   – О вызове мне сообщил Кучеревский в своем стиле: “Видно, в сборной действительно некому играть, если даже тебя, Шелаев, вызывают”. Мефодьичу не поверить я не мог. Но при этом все равно не поленился уточнить, так ли все обстоит.
   Но розыгрыши мне тоже нравятся, главное, чтобы было смешно и не очень обидно. Накануне первого апреля можем позвонить и перенести время тренировки, но только тем, от которых знаешь, чего ожидать, а то с битой могут ждать нас у ворот базы. Правда, в последнее время как-то не очень активно розыгрыши проходят. Вот когда Полтавец был, от того всегда какого-то подвоха приходилось ожидать.
  
— Здравствуйте. С днем рождения! Успехов вам на поле и в личной жизни. Чего не хватает “Днепру”, чтобы бороться за золотые медали чемпионата Украины наравне с “Динамо” и “Шахтером”?
   — Стабильности. Хотелось бы, чтобы была конкуренция за место в составе, как в “Динамо” и “Шахтере”. Необходимо увеличивать количество игроков, чтобы у тренера была возможность варьировать состав. Вот это мне кажется главным. Ведь и в других командах уже появились хорошие базы, нет задержек с выплатой зарплат. Так что люди, кадровый потенциал выходят на первое место.
  
— Можно задать вопрос Шелаеву? Меня зовут Константин. Я давно болею за “Днепр”. Во многих столкновениях вы себя ведете достойно, в отличие от других. Например, Тимощук у болельщиков заработал прозвище “симулянт”. Должны ли судьи пресекать такие хитрости?
   — Да, я с вами согласен. Рефери должен видеть моменты, когда игрок симулирует, и не останавливать поединок, чтобы игра не теряла зрелищности. Ведь все в руках арбитра.
  
— Скажите, а кто из футболистов вашего амплуа вам больше всего нравится?
   — В первую очередь выделил бы Эдгара Давидса. Ну и, пожалуй, Дженнаро Гаттузо.
  
— Здравствуйте, это Нина из Днепропетровска. Я хочу узнать, на чьей стороне вы были в конфликте между Костышиным и Езерским? И как капитан, что вы делаете, чтобы подобное не повторилось?
   — То есть, вы меня провоцируете?
  
— Думаю, это футболисты провоцируют вас.
   — Я выскажу свое мнение. На поле мы можем говорить друг другу что угодно. Конечно, Вове не следовало применять рукоприкладство в этой ситуации. Потому что на поле мы легко можем завестись и сказать обидные слова. Но это—на поле и во имя результата. А входя в раздевалку, необходимо забывать все и жить одной семьей. Впереди—второй тайм. Вова не должен был так поступать.
  
— А как с профилактикой?
   — Считаю, чтобы сплотить команду, надо чаще вместе отмечать праздники. Это объединяет коллектив. Надеюсь, подобное больше не повторится. Уверен, Вова и сам сожалеет о случившемся. Я представляю чувства Руслана и его близких, когда они читали в газетах и смотрели телерепортажи об этом инциденте. А если бы Руслан не сдержался и ответил? Представляете, что было бы?
  
— Прямая линия с Олегом Шелаевым? Это Дарья из Киева. Скажите, пожалуйста, какая ваша самая заветная футбольная мечта?
   — Еще раз добыть с “Днепром” какой-то комплект медалей, попасть, как минимум, в финал Кубка Украины и сыграть на чемпионате Европы.
  
— А самый памятный матч?
   — Это моя первый поединок за луганскую “Зарю”. Я навсегда его запомню, ведь именно с него все и началось. Мы в ноябре играли с винницкой “Нивой”, я вышел во втором тайме. Перед матчем массажисты растерли меня мазью. Пришел домой—тело горит, ноги жжет. Думаю: “Неужели так будет после каждой игры?” Расстроился очень, решил тогда, что растираться больше никогда не буду. (Смеется).
  
— Игорь, Днепропетровск. Поздравляю с прошедшим юбилеем! Когда “Днепр” сможет реально побороться за “золото”? Когда заканчивается у вас контракт? В каком клубе хотели бы завершить карьеру?
   — Начну с последнего вопроса. Хотел бы завершить карьеру в “Днепре”, контракт с которым у меня до 2009 года. А за чемпионство сможем бороться в следующем сезоне.
  
— Если зимой у “Днепра” будут новые приобретения, то теоретически вы могли бы побороться с лидерами за высшие награды?
   — Разрыв слишком большой. Поэтому третье место—в нынешнем чемпионате предел.
  
— Стоит ли задача перед “Днепром” выиграть Кубок Украины?
   — Да. Мы все хотим этого. Особенно после того, как уже попали в финал. Мечтаем еще раз ощутить подобную атмосферу.
  
— Болельщики “Днепра” активно заполняют стадион только во время еврокубковых матчей, а также игр с “Динамо” и “Шахтером”. Как можно привлечь фанов на рядовые встречи?
   — Нам грех жаловаться. Люди ходят на наши матчи, но стадион не заполнен. Впрочем, такая проблема не только у нас. У “Динамо” та же ситуация.
  
— Но “Шахтер” же как-то привлекает болельщиков…
   — Когда построят новый стадион, будут работать структуры, привлекающие зрителей. Появятся конкурсы, розыгрыши призов, чтобы люди отдыхали во время футбольных матчей, чтобы им было интересно, как это происходит на Западе.
  
— Прокомментируйте, пожалуйста, уровень судейства чемпионата Украины. Оправдано ли приглашение иностранных арбитров?
   — Во многих случаях оправдано. После таких игр меньше истерии. Если наши арбитры ошибаются, то гораздо больше страдают, и на них выливается много грязи. А рефери и у нас есть хорошие. Мне нравится манера судейства, например, Ищенко.
   Но иногда поведение наших арбитров мне не очень понятно. Бывает, что они просто настраивают против себя всю команду: ругаются, отвечают со “страшным” лицом, демонстрируя свою власть. Сколько раз я говорил судьям: “Футболисты кричат, ругаются на поле—они выражают эмоции. А вы должны вести себя спокойно и абстрагироваться от этого”.
   Мы знаем, чего ожидать от каждого арбитра. Они судят не первый год, знают многих игроков, знают, какие футболисты ругаются, какие симулируют, поэтому и подход должен быть индивидуальным.
  
— Болельщики считают тебя добрым человеком. Где ты черпаешь жизненную энергию и вдохновение?
   — Я стараюсь поддерживать отношения с теми людьми, которые дают мне душевное тепло и радость. Отношусь к другим так, как хотел бы, чтобы относились ко мне. Общаюсь со многими людьми, а не только с футболистами. И представляю, насколько тяжело сейчас всем жить и зарабатывать. Поэтому стараюсь нести людям добро.
  
— Кого ты считаешь своей группой поддержки?
   — Родителей и свою семью. Хочу, чтобы они были рады за меня и не расстраивались по пустякам. В свою очередь я бы хотел, чтобы и сын мной гордился, когда вырастет.

  
Дословно

   “В начале карьеры в меня не верили”
   “Что важнее в карьере футболиста—профессионализм, талант или счастливый случай? На первое место я бы поставил даже не случай, а удачное стечение обстоятельств, а уже затем—трудолюбие и талант.
   Если бы я пошел другим путем, то здесь бы не сидел, не стал бы футболистом. Но жизнь поворачивалась так, что снова и снова выходил на этот путь. Окончив школу, я не получил приглашения от какой-то команды. Мой тренер устроил меня в Харьковский инфиз. Сидел на замене в команде, выступающей в областных соревнованиях. Проучившись там еще буквально пару месяцев, я бы мог вообще распрощаться с футболом. В меня не верили.
   Но тут в Луганске начали вспоминать о своих воспитанниках, и я попал в “Зарю”. И играл там долгое время. Потом клуб остался без спонсора и вылетел в первую лигу. Именно тогда был установлен антирекорд по количеству проигранных матчей и пропущенных мячей. Команда разваливалась, но мне один умный человек сказал, что даже если все плохо, я непременно должен стараться и добиваться лучшего. Как в притче о двух мышах, попавших в банку со сметаной.
   Я тренировался по два—три раза в день. Во втором круге меня заметили и пригласили в Полтаву к Виктору Пожечевскому, затем мной заинтересовался “Шахтер”. Как-то на домашнюю игру приехали селекционеры из запорожского “Торпедо”. И один хороший знакомый в буквальном смысле вытащил меня из машины, в которой меня собирались везти в эту команду, и настойчиво порекомендовал перейти в “Шахтер”.
   Я так и сделал. А “Торпедо” через год развалилось. В Донецке мне показали, что такое настоящий футбол, закалили психологически. У меня были кое-какие конфликты с Валерием Яремченко. Некоторые его замечания я часто воспринимал в штыки, а он хотел меня перевоспитать. Зато впоследствии меня ничем уже нельзя было расстроить, задеть упреками. В Донецке получил хорошую школу и закалку. Как в армии.
   Многие молодые ребята из “Шахтера” тогда уезжали за игровой практикой в аренду—Спивак, Шищенко, Воскобойник, Дранов, Поцхверия. Вот и я, когда позвали в “Днепр”, с радостью согласился. И даже не хотел возвращаться, настолько понравился коллектив.
   А в Донецке побеседовал с Ринатом Ахметовым, и тот заверил, что если не смогу пробиться в основной состав и захочу вновь уйти, он меня обязательно отпустит. Именно тогда я на примере президента “Шахтера” понял, что не обязательно подписывать какие-то бумаги, что есть люди, которым можно безоговорочно верить. Я понял цену слова.
   После первого сбора я действительно встретился с Ахметовым, и он отпустил меня в донецкий “Металлург”, где у Семена Альтмана играло немало бывших футболистов “Шахтера”. А уже оттуда по приглашению Николая Федоренко вновь перешел в “Днепр”. Был период, когда возникали размолвки с Евгением Кучеревским, но он дал мне шанс, и я им воспользовался. Так что случай в моей жизни значит очень многое”.
  
  
“После первого удаления не откупился”
   В моей карьере был только один сезон, когда меня удаляли с поля. В 13-м чемпионате. И как после этого, скажите, не верить в магию чисел? Я вообще не мог представить, что когда-нибудь такое произойдет, а потому не выставился перед ребятами, не откупился, когда получил первую красную карточку. И потом пошло-поехало. Нет, меня не штрафовали, но было очень неприятно, ведь в некоторых играх подводил партнеров.
   Самый обидный случай—в финале Кубка Украины. Только-только удалили с поля Стойкана из “Шахтера”, мы получили численное преимущество, нужно было спокойно использовать лишнего игрока, ведь “Днепр” показывал хороший футбол. Уверен, у всех были мысли: “Зачем Шила так поступил?” Я это чувствовал и съедал изнутри себя за свой проступок.
   В матчасх с “Шахтером” меня в том сезоне вообще два раза удаляли. В чемпионате дома с ним играли. Я в запасе сижу, настрой боевой, зрителей много, с каждой минутой себя все больше и больше завожу. Мефодьич выпускает меня на замену. Спрашивает: “Шила, ты готов?” А Тищенко предупреждает: “Будь поаккуратней и поосторожней”. Я вышел, заряженный на борьбу. Поиграл шесть минут и… красная карточка! Я ничего не понял—только вышел и уже покидаю поле. Наблюдая за матчем с трибуны, очень боялся, чтобы нам не забили, а то ребята потом бы меня съели. Но, к счастью, мы выиграли. Саша Рыкун выручил, хороший гол забил.
   В поединке с “Кривбассом” вообще моей вины не было, но арбитр Коваленко показал красную. Мы тот матч тоже выиграли — 2:1, а судью я простил, ему пару игр оставалось отсудить до ухода на пенсию. Был еще кубковый поединок с ирпенской “Нафком-Академией”. Ребятам из-за двух моих предупреждений, вылившихся в удаление, пришлось проделать лишнюю беговую работу, а минимальную победу принес удар Михайленко.

Источник: ФК “Днепр”

Новости партнеров

Комментарии: