Элистер МАКИНТОШ: Деньги Абрамовича спасли не только “Челси”, но и весь английский футбол

Когда говорят о футбольном бизнесе, в первую очередь вспоминают об Англии: премьер-лига считается образцом футбольных технологий. Заполненные до отказа стадионы, организованная работа с болельщиками, финансовое благополучие многих клубов — все это английский футбол. Чтобы узнать, как всего этого можно добиться, корреспондент “Известий” Юрий ДУДЬ встретился с исполнительным директором английского клуба “Манчестер Сити” Элистером МАКИНТОШЕМ, который рассказал немало интересного о деньгах, болельщиках и футбольной пропаганде.

— Если верить официальному сайту вашего клуба, то в Россию вы приехали в поисках нового инвестора. Это так?

— Не совсем. Главной целью нашего визита в Россию является продвижение бренда. Сейчас, когда во всем мире по понятным причинам набирает популярность “Челси”, мы подумали, что есть много людей, который не собираются болеть за клуб Романа Абрамовича, но при этом хотят поддерживать кого-то еще. Вот на это самое место “кого-то еще” мы и хотим предложить “Манчестер Сити”. Помимо Москвы мы уже побывали в Китае, скоро едем в США. Ну а поиск инвестора — лишь одна из наших целей.

— А со стороны, признаться, казалось, что вы приехали в Москву попробовать найти второго Романа Абрамовича…

— Вы знаете, мы не исключаем того, что на нас может обратить внимание крупный российский бизнесмен. Мы пропагандируем себя довольно интенсивно. Да и путь, проложенный Абрамовичем, может считаться неким фарватером — теперь люди знают, в каком направлении двигаться. Я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы кто-нибудь из российских миллионеров обратил внимание на очень недорогой клуб премьер-лиги. Имею в виду нас. В США, например, к нам интерес проявляют.

— Как проигрыш “Манчестер Сити” в 1/32 финала Кубка УЕФА скромному “Гроцлину” из Польши отразился на финансовом благосостоянии клуба?

— Пока никакого очевидного эффекта нет. Да, нам стыдно, что мы упустили возможность пройти дальше. Но мы не особенно переживаем. Если говорить о потенциальном заработке в Кубке УЕФА, то в этом турнире это можно сделать благодаря телевизионным трансляциям. Если повезет с жеребьевкой и выпадет серьезный соперник, то каналы будут проявлять повышенный интерес к матчам. Но на ранних стадиях соревнований нам такие соперники редко попадаются.

— Можете назвать, сколько в месяц получают главный тренер “Сити” Кевин Киган и главная звезда команды Николя Анелька?

— Нет, это конфиденциальная информация. Я же не буду спрашивать у вас о вашем ежемесячном жалованье и сообщать об этом другой газете.

— Пожалуй, не стоит. Тогда скажите, что с планами Анелька? К нему сейчас проявляет интерес ряд клубов, поэтому любопытно, останется ли он в “Сити”?

— Останется. Мы очень заинтересованы в нем. Сам Николя чувствует себя отлично в клубе и никуда не собирается.

— Давайте поговорим о деньгах в футболе в целом. Чем объясните финансовый кризис в европейском футболе, который наблюдается в последние годы?

— Когда в футбол стали привлекаться медиа-компании, они стали вкладывать большие деньги, чтобы увеличить свое преимущество. Если ты хотел бороться с ними на поле, то должен был делать то же самое. Сейчас же у многих деньги закончились, и тратить стало нечего. Цены на футболистов соответственно упали. Приходилось ждать новых ресурсов, и в этом плане деньги Абрамовича — просто спасение. Нет сомнений, что его инвестиции помогли всем английским клубам, а не только “Челси”.

— Объясните, почему английский футбол является прибыльным делом? Вот в России футбол бизнесом нельзя будет назвать еще довольно долгое время.

— Во-первых, нужны вместительные стадионы, которые в Англии почти всегда заполнены до предела. Именно для этого мы построили себе недавно новую арену вместимостью 48 тысяч человек. Кроме того, работу по привлечению денег можно вести не только на стадионе, но и за его пределами. Всевозможные акции, лотереи и тому подобное — тоже очень разумный бизнес. Вот нам работа за пределами арены приносит 5 миллионов фунтов в год.

— Что же нужно российским клубам, чтобы также приносить прибыль?

— В первую очередь продвигать свой бренд. Сначала в рамках страны, а потом уже можно замахнуться и на заграницу. Мы делали именно так: сначала привлекли под свои знамена болельщиков в городе — а их у нас больше, чем у “Манчестер Юнайтед”, — а потом уже вышли на мировой уровень. Ну а про то, насколько важна болельщицкая составляющая, я уже сказал.

— Не знаю, известно ли вам, но в России средняя посещаемость не превышает 10 тысяч зрителей на одном матче. Какими же путями прикажете привлекать их на трибуны?

— О, тут много способов! Главное — это, пожалуй, цена. Ее нужно рассчитать с уровнем жизни в стране и, кроме того, ввести такую вещь, как абонемент. У “Манчестер Сити” 36 тысяч болельщиков имеют сезонные абонементы, что позволяет им существенно экономить. Больше этой цифры мы не поднимаемся, потому что, сами понимаете, надо, чтобы какая-то часть публики постоянно была новой и варьировалась. Помимо этого мы ведем большую работу с молодежью. На нашем стадионе, например, есть что-то вроде школы, куда приходят дети по субботам и учатся там самообороне и информационным технологиям. Мы пытаемся держаться с болельщиками в постоянном контакте, есть специальный офис, информирующий их о новостях в клубе. Мы имеем свою юношескую команду. К этому можно прибавить еще множество идей, придуманных самостоятельно. В большинстве случаев эти задумки легко выполнить.

— Когда столичный “Локомотив” презентовал летом прошлого года свой новый стадион, он проводил забавное шоу: после игры около десятка болельщиков выходили на поле и пытались забить пенальти вратарям команды. В награду могли получить приз, равнявшийся нескольким сотням долларов. Такая идея, по-вашему, эффективна?

— Вполне. Болельщика надо приобщать к команде, держаться одной семьей. Они потом отблагодарят: даже когда наш клуб вылетел во второй дивизион, старый 25-тысячный стадион заполнялся до отказа в каждом матче. Можно устраивать конкурсы, победители которых могли бы проводить день на базе вместе с игроками. Или вот ребята, которые особенным усердием отличаются в юношеской футбольной школе, могут стать маскотами, то есть выводить перед матчами клуба игроков на поле. У вас есть маскоты? Нет? Ну! Это очень полезная вещь. Мне представилась такая честь в девятилетнем возрасте. Непередаваемые ощущения, скажу я вам.

— А как у вас обстоят дела с ресурсом болельщиков в Манчестере? Разве успехи “Юнайтед” последних полутора десятков лет не переманили у вас аудиторию?

— Нет. За “Сити” болеют коренные жители города, тогда как “Юнайтед” поддерживают те, чьи предки когда-то перебрались в Манчестер из Лондона. Если же говорить о молодежи, которая наиболее падка на текущие успехи команды, то тут все довольно просто: если в одном классе четверо болеют за “Юнайтед”, то один обязательно будет хотеть выделиться и поэтому будет поддерживать нас. Это часть детской психологии. Что касается соперничества с “Юнайтед” на футбольных полях, то мы делаем все, чтобы приближаться к более именитым землякам. Есть же в Милане два гранда, почему не может быть в Манчестере? Мы развиваем клуб во всех отношениях, чтобы подниматься выше. Стать еще одним суперклубом Англии — в наших планах на ближайшие годы.

Источник: “Известия”

Новости партнеров

Комментарии: