Сергей ПАЛКИН: “Футбол – и работа, и хобби, и вся жизнь”


Сергей Палкин (shakhtar.com)2006 год прошел в праздничных мероприятиях, посвященных 70-летию футбольного клуба «Шахтер». Темпы, с которыми клуб завоевывает симпатии своих болельщиков, стремительны. За успехом «Шахтера» стоит большое число людей, точно знающих, что и как нужно делать. Их победы на поле маркетинга не так известны, но от этого не менее ощутимы. Для Сергея Палкина – генерального директора клуба – футбол и работа, и хобби, и вся жизнь.
 

 – В начале 2006 года вы планировали масштабные акции по празднованию 70-летия клуба. Все ли получилось, нет ли желания продолжить праздничные мероприятия и в следующем году?
 – Год насыщен разными событиями. Отмечая 70-летие «Шахтера», мы провели на порядок больше мероприятий, чем планировали. Потому что на протяжении всего года была такая высокая активность участников праздника, что некоторые проекты возникали по ходу. Выставки фотографии, детского рисунка, рисунков на асфальте, конкурс на лучшее оформление своих балконов фанатами клуба, не говоря уже о кульминации праздника, который состоялся на стадионе «Шахтер». У нас есть с чем сравнить. Беседуя с менеджерами «Интера» и других клубов, мы узнали, что в свой юбилей они ограничились лишь выпуском праздничной атрибутики. Тот уровень чествования клуба, который мы показали, несопоставимо выше. И на сегодняшний момент мы еще не остановились в организации акций к 70-летию клуба. Совсем скоро будет представлена книга, посвященной юбилею «Шахтер». И, конечно, мы будем продолжать награждать нашим клубным орденом всех тех ветеранов, которые не смогли присутствовать на официальной церемонии.

 – Руководство клуба продолжит делать яркие пиар-ходы для продвижения бренда «Шахтер»?
 – У нас такой принцип: с «Шахтером» нужно вставать и с «Шахтером» нужно ложиться. Только при условии постоянного присутствия в доме каждого, возможно воспитание болельщиков и поддержание интереса тех людей, которые давно уже симпатизируют «Шахтеру». Мы потеряем контакт с болельщиками, если будем заявлять о себе только во время матча, а потом исчезать на пару недель. Футбол – это очень модный и эмоциональный вид спорта. Во времена Советского Союза стадион был полон, масса людей жила игрой. В течение десяти лет перехода к независимой Украине, начиная с 1991 года, этот интерес был потерян. Мы пытаемся его возобновить, воспитать молодое поколение любителей футбола. За плечами клуба семидесятилетняя история, нам есть что вспомнить, и это лишний аргумент для болельщиков, поддержка которых нужна игрокам. Футбол ради футбола, без зрителей – забава для ненормальных. На встрече Профессиональной футбольной лиги, которая проходила месяц назад, обсуждался вопрос: как долго еще наши команды будут играть перед пустыми трибунами? Ведь когда приезжают европейские клубы, стадион забит, несмотря на позднее время проведения матчей. Значит, у публики есть интерес к футболу и проблема в нашем внутреннем чемпионате. Сейчас многие заняты тем, чтобы вернуть народ на стадионы, и это очень сложный процесс. Любовь ни за что не купишь, но все равно нужно прилагать усилия, чтобы освежить восприятие футбола, клуба, игроков у самых широких слоев населения.

 – Распространенное мнение, что современный мировой футбол стал частью шоу-бизнеса…
 – Может быть, шоу-бизнес – это там на западе. Когда он станет шоу-бизнесом у нас, тогда решатся проблемы с финансированием, которые имеются у 70 % украинских клубов. У нас пока что это просто шоу, которое мы пытаемся создавать. Футбол – это ведь не только 90 минут матча. Когда человек решает пойти на футбол, он фактически посвящает этому делу полдня. Мы пытаемся создать все условия, чтобы в чаше стадиона было интересно за 30 минут до начала матча, во время игры и в перерыве посредством многих механизмов. Ребенку, который учится в 3 – 4 классе трудно оценить все тонкости игры, его нужно окружить другими элементами шоу. Мы сейчас много внимания уделяем детям. Стараемся привить им любовь к спорту, футболу, команде. На матче у нас несколько школьных секторов, семейный сектор, где учтены все вопросы безопасности и здоровья.
Возвращаюсь к вашему вопросу, к сожалению, в нашей стране шоу-бизнеса пока не получается. Страна находится на одном уровне, а развитие футбольного клуба совсем на другом. Между ними – пропасть. И пока ситуация в стране не поменяется, все разговоры о шоу-бизнесе безосновательны.

 – Но ведь финансовые проблемы многих украинских клубов начинают решаться.
 – По большому счету, есть пятерка клубов с нормальным финансированием. Этот вопрос к самому чемпионату, в котором участвуют 16 команд. Нашим болельщикам интересно ходить только на матчи с «Динамо», «Черноморцем», «Карпатами», «Днепром», на другие игры неинтересно, потому что результат предсказуем на 100 процентов. Это все равно, как если бы вам перед походом в кинотеатр рассказали, чем закончится фильм. Очевидно, чемпионат Украины нуждается в больших реформах, для того чтобы зрители не теряли к нему интерес и чтобы интрига игры сохранялась до конца.

 – Почему, на ваш взгляд, «Шахтер» показывает разную игру в Лиге чемпионов и в украинском чемпионате?
 – Когда вы выходите на поле и знаете, что перед вами сильная команда, нужно максимально выкладываться все 90 минут. Становятся другими и психологический настрой, и даже тренировочный процесс, когда вы знаете – соперник не простит ни малейшей ошибки. Это другие скорости, совсем другая красота футбола, интрига игры. Если противник заведомо слабый, вы выйдете играть в полсилы, так как знаете, что все равно победите. Каждый настраивается на игру по-своему. Это человеческий фактор, и от него никуда нельзя уйти. Винить наших футболистов, что они не показывают такой же по красоте футбол, как в Лиге, мы не в праве, станет сильнее украинский чемпионат – будет совсем другая игра.

 – Мотивацией может стать первое место в турнирной таблице, чтобы не было такого противостояния между двумя клубами, выходящего за грани футбола.
 – Наш чемпионат, я считаю, не между шестнадцатью командами, а между двумя – «Динамо» и «Шахтером». Что же это за чемпионат, когда мы не можем проиграть даже две игры, а мне уже журналисты звонят: «Что вы будете с Луческу делать?». Посмотрите европейские чемпионаты – проигрывают все, даже самые именитые команды. Мы еще посмотрим, кто станет в этом году чемпионом, даже несмотря на разницу в 4 очка на сегодняшний день. Если мы говорим о последней игре с «Динамо», то это была «игра» судейского состава. Это, как менеджмент в крупной компании, когда менеджеру доверили руководить, а он не знает как и не умеет. Здесь то же самое, судья не только не справился с руководством игры, но и был на стороне определенной команды, доказательство этому уже показали по всем каналам.

 – Мы плавно подошли к менеджменту. Вы в течение двух лет являетесь генеральным директором футбольного клуба «Шахтер». Расскажите, пожалуйста, как делают такую стремительную карьеру в столь молодом возрасте.
 – Иногда нужно сделать шаг назад, чтобы потом сделать два, а то и три шага вперед. Сейчас многие рвутся в Киев. Я же принял для себя решение поехать в Кривой Рог, где в 26 лет прошел по конкурсу и стал финансовым директором двух цементных заводов. До этого я 5 лет работал в английской компании, которая занимается корпоративными финансами, аудитом и налогообложением. В иностранной компании «Хайдерберг цемент групп», которая купила два завода в Кривом Роге и Днепродзержинске, я стал делать первые шаги по управлению людьми, организации отделов. Эти предприятия были развалены после распада Союза. В течение двух лет мы их реструктуризировали, ввели в кратчайшие сроки системы управления производством и затратами. Затем начались серые будни. Сидеть в Кривом Роге и выполнять контролирующие функции мне стало неинтересно. Позвонил друг из СКМ, сказал, что требуется финансовый директор в футбольный клуб. Я согласился и за год сформировал всю финансовую службу со всеми направлениями, отчетностями. Мы сумели решить вопросы по трансферам. Украинские клубы трактовали трансфер футболистов как услуги. При покупке услуг из-за рубежа необходимо в течение месяца проходить лицензирование в различных министерствах, Нацбанке, чтобы сделать платеж. Представьте, вы покупаете футболиста, трансферное окно два месяца, бывает, все решается в течение одного дня, и никто не будет ждать целый месяц, чтобы я смог осуществить платеж. Я доказал Нацбанку, что покупка футболиста это не услуга, а приобретение нематериальных активов (основное средство). А если это основное средство, я могу покупать футболистов в течение пятнадцати минут. Мы очень долго боролись, отстаивая эту точку зрения. Это была главная задача, которую мы решили очень лихо. Параллельно косвенно я начинал вникать в другие организационные вопросы. Через время наблюдательный совет рекомендовал меня президенту на испытательный срок и по прошествии трех месяцев я стал генеральным директором. Все просто.

 – Что означает футбол для вас сегодня?
 – Это 90 процентов всей жизни. Представьте, приходишь в 9.00, уходишь в 22.00, президент может позвонить в любое время суток. Это называется жизнь в футболе. Единственное, конечно, дочку с женой редко вижу. Мы работаем во многих направлениях, выстраиваем маркетинг, работу с кадрами, медицину, стадион, тренировочную базу академии, а еще есть футбол. Каждую свободную минуту я пытаюсь смотреть матч Лиги чемпионов, Кубка УЕФА. У меня нет ни минуты, которую я мог бы посвятить другому делу. Футбол – и работа, и хобби, и вся жизнь.

 – Скажите, пожалуйста, можете ли вы назвать себя селф-мейкером, или вас кто-нибудь направлял по жизни, помогал, наставлял?
 – Никто не направлял. Сам шел, как мог. Я другого пути даже и не представлял себе. Мне почему-то казалось, что так и должно было получиться. Когда я учился, я знал, что попаду в хорошую компанию, которыми на тот момент считались иностранные. Я попал в иностранную компанию, причем там было интересное для меня направление – корпоративные финансы. Затем я сказал себе, что через пять лет хочу работать уже финансовым директором в другом месте. Так вот, я проработал в компании пять лет день в день, представляете, и стал финансовым директором двух заводов. Через три года я планировал дальнейший карьерный рост. Это было во многом делом случая, но через три года, действительно, я оказался в футбольном клубе «Шахтер».

 – На этом вы остановитесь или ваши амбиции устремляются дальше?
 – Да куда уже дальше. Я нашел то, что искал, и мне этим действительно интересно заниматься. Я вижу многое, что можно еще сделать. Президент поставил задачу: сделать клуб европейского уровня. Я ему сказал, что я знаю, как это сделать, куда идти. Каждое решение в клубе принимается не спонтанно, оно столько раз переработано, потому что нельзя ошибиться. Но когда уже принимаем решение, знаем, что мы на правильном пути. Вопрос только времени, но с теми усилиями, которые мы прикладываем, мы пройдем по этому пути как можно быстрее.
Потому что футбольный клуб – это не только спортивные достижения, это и инфраструктура, работа с болельщиками, академия, маркетинг и т.д. Это все поддерживает финальный результат, куда каждый вкладывает свою частичку.

 – Что позволяет вам расти, самосовершенствоваться, хватает ли на это времени?
 – Так как мы строим новые направления деятельности, приходят новые люди со своими знаниями, умениями, видением. Я учусь у них, черпаю информацию. О многом мы подолгу дискутируем. Я считаю, что это и есть самый важный процесс обучения, который не найдешь ни в одном университете.

 – Комфортно ли вы себя чувствуете рядом с директорами европейских клубов, учитывая ваш стремительный рост?
 – Честно говоря, сначала был определенный дискомфорт, потому что директора европейских клубов – достаточно взрослые люди, много стадий прошедшие в футболе, в своих клубах. Но в процессе общения возникает понимание, что вопрос возраста не играет никакой роли. Значение имеет только то, что сделано, и то, что будет сделано. Сейчас мы общаемся на равных, никаких проблем с этим нет. Недавно клуб «Валенсия» пригласил нас на презентацию проекта своего нового стадиона. Так вот, архитектор, который сделал проект стадиона для «Валенсии», продемонстрировал пять своих проектов, которыми он гордится и на первом месте стоял проект нашего стадиона. Мы там выглядели очень достойно.

 – Вы строите структуру «Шахтера» по образцу европейских клубов?
 – Каждый клуб делает свою организационную структуру для себя, не бывает универсальных структур. Она формируется в зависимости от целей, которые клуб ставит перед собой, от стиля управления, начиная от президента и заканчивая менеджерами среднего звена. Мы к своей структуре клуба шли три года, видоизменяя, убирая, добавляя, это было очень сложным процессом. На сегодняшний день, я считаю, у нас самая оптимальная организационная структура, которая в течение 5 – 10 лет меняться не будет.

 – Каковы ближайшие планы развития клуба, помимо строительства нового стадиона?
 – В клубе, помимо первой команды существуют два главных направления: академия – будущее нашего клуба и маркетинг. Академия и маркетинг – вот два кита, на которых держится весь клуб. Мы сейчас углубленно работаем в этих двух направлениях.

 – Что в работе делает вас счастливым?
 – Когда я стою перед началом матча, вижу полные трибуны и играет гимн «Шахтера». Честное слово, в такие моменты больше ничего не нужно. Такое ощущение, что мы в полном ажуре. Здесь совпадают два направления: спортивное и маркетинговое. Маркетинговое – работа с болельщиками и спортивное – вот, у нас все организовано, мы готовы к матчу и передаем бразды правления тренеру, теперь он главный на этой сцене.

 – Что бы вы хотели пожелать читателям в преддверии Нового года?
 – Чтобы у каждого человека была мечта, к которой он стремится. Когда человек перестает мечтать, ему становится неинтересно, наступают серые будни. За мечту ваших читателей! Это всегда приятно, когда ты что-то планируешь, о чем-то мечтаешь и этого достигаешь.

Источник: ФК “Шахтер” (Донецк)

Новости партнеров

Комментарии: