Олег ТАРАН: “Лобановский поставил на мне крест”

Досье

   
Олег ТАРАН.
    1960, 11 января – родился в Орджоникидзе Днепропетровской области.
    1977 – попал в “дубль” киевского “Динамо”.
    1978 – чемпион Европы среди юношей.
    1983 – чемпион СССР в составе “Днепра”, самый лучший футболист Украины.
    1990–1994 – играл в Марокко, Израиле, Швеции и Германии.
    1997–2000 – главный тренер “Кривбаса”.
    2001–2002 – наставник запорожского “Металлурга”.
    2003 – спортивный директор словацкого “Слована”.
    2006 – главный тренер “Кривбаса”.
    Провел 188 матчей в чемпионате СССР, забил 48 мячей. Женат. Есть сын Павел.
 
     
Олег Таран, 47 лет, в конце прошлого года возглавил криворожский “Кривбас”. Самый лучший футболист Украины-1983 уже был тренером этого клуба в конце 1990-х. Он вывел “Кривбас” к финалу Кубка Украины, играл с ним в Кубке УЕ ФА, где уступил итальянской “Парме”. Потом работал с запорожским “Металлургом” и успел поиграть с ним в еврокубках. Тренер подал в отставку в канун выездного матча “Металлурга” с английским “Лидсом” в сентябре 2002-го.
       С Тараном мы встретились в центре Днепропетровска около оперного театра. Бывший футболист подъехал на своей машине.

       – Вы начали играть в футбол в Орджоникидзе Днепропетровской области. Как оказались в Киеве?
       – Покойные родители что-то во мне разглядели и решили отвезти в столицу. Было это в 1973-м. Зачислили в шестой класс республиканской школы-интерната без экзаменов. Через четыре года я стал чемпионом Союза среди юношей и попал в киевское “Динамо”. За эту команду я болел с детства. Увлекался Анатолием Бишовцом – поражала его техника, дрибли нг. Образцом для меня были Блохин и Онищенко.

       – Почему же в 16 лет вы покинули любимый клуб?
       – Испугался. Меня, школьника, пригласили в киевское “Динамо”. Голова пошла кругом. Но потом все-таки нашел в себе силы, поборол нерешительность, начал тренироваться и играть за киевский “дубль”.

       – Почему не удалось закрепиться в “Динамо”? 
       – Во-первых, серьезная конкуренция. Во-вторых, слишком много времени проводил на разных собраниях. В любом другом клубе игрока молодежной сборной Союза ставили бы к “основе”. Но в “Динамо”… Более двух лет провел в этом клубе, и все – дубль. В основном составе – изредка. В 1979-м травмировались все наши форварды. Подумал, что наконец сыграю. Но тренеры решили укрепить защитную и среднюю линии. По-видимому, я не вписывался в систему игры “Динамо”, где попытка сыграть индивидуально не поощрялась. Ну и Лобановский поставил на мне крест. Пришлось ехать в Одессу.

       – Как оцениваете “одесский период” карьеры?
       – Ничего позитивного. В “Черноморце”, в который меня пригласил Никита Симонян, много тренировался. Не жалел себя, возникли проблемы с сердцем. К счастью, они не помешали продолжить карьеру в “Днепре”.

       – Можно ли сказать, что в Днепропетровске вы нашли свою команду?
       – Вполне. В 1983-м забил три гола в решающем матче с “Спартаком”. Москвичи даже в мыслях не допускали, что могут проиграть. Не просили перенести поединок, ведь за несколько дней до него играли против “Астон Виллы”.

       – В 1989-м вы ушли из “Днепра”. Почему?
       – Не поладили с наставником, Евгением Кучеревским, и руководителем команды Филипповским. Я всегда создавал тренерам неудобства.

       – Почему в советские времена было больше классных форвардов, чем сейчас?
       – Селекционный отбор был естественнее: проходили самые сильные по потенциалу, а не те, у кого родители богаче.

       – Как вы стали тренером?
       – В середине 1990-х поиграл в Германии. Когда вернулся, Николай Павлов пригласил в “Днепр”. Потом работал с Лисенко, Штанге. В 1995-м по личным причинам вообще бросил футбол.

       – Благодаря чему подняли запорожский “Металлург” из зоны вылета до зоны УЕ ФА?
       – Были финансовые и психологические рычаги. А пошел потому, что перестал контролировать ситуацию. Руководство начало указывать, кого ставить в стартовый состав. Зачем тогда главный тренер? Другое дело “Кривбас”. Там целый коллектив единомышленников пригласил Городова, Башкирова, Литовченко, Тищенко, Протасова. Но конкурировать с “Динамо” и “Шахтером” не могли с финансовой стороны. Да и традиции у нас не те. Вообще в украинском футболе ничего нового не нашел: две команды борются за чемпиона. Другим что делать?

       – Чем занимались, когда не работали тренером?
       – Бизнесом. Имя помогало, но я всегда уважал его, на пустяки не разменивался.

       – Когда-то вы хотели иметь собаку. Осуществилась ли мечта?
       – У меня есть стаффордширский терьер. Серьезная собака, с характером. Все члены моей семьи его уважают.

       – Сыну не завидуют, что у него такой отец?
       – Ребята к Павлу относятся с уважением. Да и сам он человек порядочный. А чему завидовать? Потому, что избрал стрессовую работу – тренерскую? Удивляюсь людям, которые этому завидуют.

Источник: “Газета по-украински”

Новости партнеров

Комментарии: