Дмитрий КОВАЛЕНКО: “Школа “Динамо” для меня, как родная”

название фото

      Игрока вашингтонского клуба “Юнайтед” Дмитрия Коваленко у входа в столичный кафе-бар “Планета Спорт” поджидали болельщики. На “прямой линии” газеты “Весь Спорт” ему было задано много вопросов от читателей из разных городов Украины. Интерес проявили и представители СМИ. Заглянули на встречу корреспонденты радио “Свобода” и “Голос Америки”… А уже через несколько часов после окончания “прямой линии” о ней рассказал в телеэфире популярный Новый канал.

       На стене славы “Планеты Спорт” появился новый трофей. Футболка клуба “Юнайтед” с фамилией игрока, выступающего под 21-м номером, – Коваленко, и его пожеланием: “Любите футбол, смотрите его в “Планете Спорт”.

От рабочего на стройке до футбольного кумира

       – Добрый день. Это Дима? Говорят, на первых порах пребывания в Америке ты даже на стройке подрабатывал?

       – Было дело. Когда я учился, то жил в американской семье, и мне было неудобно просить у них деньги на личные нужды. Пришлось летом идти на стройку и трудиться. Вставал в восемь утра и работал до пяти часов, а после этого шел на тренировку. Помню, был у меня на стройке случай, когда приходилось носить листы шифера высоко наверх. Большую их часть я уже поднял, оставалось всего несколько листов, но очень устал. И вот, поднимаясь в очередной раз, не удержал лист шифера, и он, выскользнув из моих рук, с высоты пятого этажа рухнул прямо на крышу автомобиля хозяина стройки. Мне осталось только разводить руками. Хозяин, правда, не ругал. Я не стыжусь, что мне пришлось начинать свою жизнь в Америке таким образом. По-другому там нельзя. Там никто тебе не поможет, не подарит, не одолжит, там каждый сам за себя. И ты должен сам находить способ для выживания. В Америке очень часто бывают случаи, когда сыну исполняется 17-18 лет, родители говорят ему: “Ты уже взрослый, уходи и сам обеспечивай себе жизнь”.

       – В США ты жил в разных городах – Рочестер, Чикаго, и, наконец, в столице. Где больше всего нравится?

       – В Чикаго. Почему? Потому что здесь была моя первая команда, с которой я подписал профессиональный контракт. В этом, городе живет много моих знакомых, друзей, среди которых есть и русские, и американцы. За пять лет, которые я провел в этом городе, привык к нему, сроднился. Мне непросто было переезжать в Вашингтон, где все надо было начинать практически с нуля.

       – Правда ли, что когда ты играл в “Чикаго”, то тренировал на досуге детишек из семей украинских иммигрантов?

       – Это была одна из наших общественных обязанностей в чикагском клубе. Когда у нас было свободное время, меня и еще нескольких ведущих футболистов клуба приглашали провести занятия с детьми.

       – Интересно было?

       – Очень интересно. Кстати, это были не только дети наших украинских иммигрантов, но и коренные американцы. Главное, что все они любили футбол, и в глазах у них было неуемное желание научиться играть как можно лучше.

       – Однажды тебя и еще троих игроков “Чикаго” пригласили на съемки для каталога мод, где довелось рекламировать продукцию “Хуго Босс”. Расскажи о своих пробах в рекламном бизнесе?

       – Откуда ваши читатели обо всем этом узнают? (Дима снисходительно улыбается). Вообще-то, там и нечего рассказывать. Представители журнала всех нас троих помучили пару часиков и сказали, что все “о”кей”.

       – Потом твои снимки появились в журнале?

       – Да, я их видел в одном из последующих выпусков. Вроде неплохо получилось.

       – Ты уже несколько лет связан личным контрактом с фирмой “Адидас”. В чем заключается ваше сотрудничество?

       – У каждого футболиста есть свой контракт с какой-то фирмой. В первое время, когда я выступал в Чикаго, то играл в форме “Найк”. Сейчас у меня новый спонсор, и я обязан выступать только в форме производства этой компании.

Стоичков – кумир и друг

       – Алло, это “прямая линия”? Могу я поговорить со своим тезкой и задать ему два вопроса?

       – Конечно, задавайте, но не больше двух вопросов, потому что у нас очень много звонков на “прямой линии”, и все хотят дозвониться и пообщаться с Дмитрием Коваленко.

       – Я слышал, что вы были в очень дружеских отношениях с Христо Стоичковыи. Скажите, продолжаете ли вы с ним поддерживать контакты и сейчас? И второй вопрос. Вам приходилось играть с тремя капитанами разных сборных – Любошем Кубиком, Петером Новаком и Христо Стоичковыи. Расскажите, что они за люди в повседневной жизни?

       – Поскольку я родился в Европе и впитал этот стиль жизни, то мне интересно было с ними поддерживать дружеские отношения. Когда играл в университете, меня спросили: “С кем бы я хотел играть впереди?” Тогда, не задумываясь, я ответил: “Со Стоичковым”. Наверное, потому что во время чемпионата мира в Америке я был на матче Болгария – Германия, и игра болгарского лидера меня очень поразила. И вот так в жизни сложилось, что через некоторое время мне пришлось играть с ним в одной команде. Поначалу, когда это случилось, я даже не поверил, что такое в жизни возможно. Мы с ним очень быстро подружились, во время выездов жили вместе в одной комнате. Это человек с хорошим сердцем, но тяжелым характером. Он много рассказывал о своей игре и жизни в Барселоне. Я многому у него научился как человек и как футболист. Сейчас мы поддерживаем контакты, часто общаемся по телефону, и, вполне вероятно, что он может снова вернуться в Америку. С Петей Новаком мы также дружны, созваниваемся частенько, сейчас есть вероятность, что он может стать тренером нашей команды. Что касается Любоша Кубяка, то с ним мы встречаемся не так уже часто. Последний раз я видел его накануне отлета в Украину, и он сказал, что также будет тренировать какую-то из команд американской лиги.

Семья и родина – святые слова

       – Многие, попав в Америку, мечтают там остаться, найти работу. Вы более 10 лет в США, не желаете ли вернуться в Украину, а может быть, проще забрать родителей в Америку?

       – Я живу за океаном уже 12 лет, но считаю, что родителям будет очень тяжело привыкнуть к тамошним условиям. Это прежде всего касается общения, языка. Я ведь уехал в 14 лет, и мне было проще приспособиться к той жизни. Америка – страна для людей, мне там нравится. Но сколько бы я там ни жил, я все время буду чувствовать себя чужим. И хотя у меня есть “грин-карта”, я пока еще не знаю, приму ли американское гражданство.

       – Здравствуйте, это вас беспокоит киевлянка Алла. Дима, скажите, где проще жить: в Америке или в Киеве?

       – Жить, наверное, в Америке, поскольку у меня там очень много друзей, есть своя квартира, но все-таки тянет домой, поближе к родителям. Здесь свой язык, свои люди, свой менталитет. И девушку я также хочу найти здесь.

       – Это беспокоит Наташа из Киева. Дима, у вас есть невеста? Если нет, то куда можно выслать свои фотографии? Я киевлянка, мне 22 года, рост 163 см. Желаю вам всяческих успехов, на фото вы очень симпатичны.

       – Невест много – хороших мало.

       – Расскажите о своих родителях. Знаю, что ваш отец – известный арбитр. А чем занимается мама? Есть ли у вас брат или сестра?

       – Что касается отца, то он, действительно, известный в Украине арбитр, который обслуживает матчи чемпионата страны. Я очень благодарен ему за то, что он для меня сделал. Правда, в детстве частенько злился и сердился на него за то, что он меня очень много заставлял тренироваться. Но только в 19 лет, когда подписал первый свой профессиональный контракт, понял и оценил то, что папа для меня сделал. И сейчас могу только благодарить его за это. Мама (зовут ее Таня) тоже дала мне много, Есть у меня сестра Оля. Ей 19 лет, она студентка.

       – Недавно в кафе ресторана “Днепр” видел вас в окружении Олега Блохина и Андрея Баля. Если не секрет, о чем шла речь?

       – Еще когда я был в Америке, мне позвонил Андрей Баль и попросил, чтобы по приезду в Киев я связался с ним и договорился о встрече. И Олег Блохин, и Андрей Баль слышали обо мне, но пока за моей игрой воочию им наблюдать не доводилось. Правда, в их распоряжении были записи моих игр, голов, но этого явно мало для полноты картины. Мы встретились, познакомились. Разговор был о моем желании и возможном привлечении в сборную Украины. Пока тяжело говорить о том, смогу ли я заиграть в ней. Ведь это процесс непростой, наставники должны посмотреть на меня на тренировках, возможно, в одном из товарищеских матчей.

       – Можно надеяться, что это сотрудничество будет продолжено?

       – Я очень бы этого хотел. Ведь мечта каждого футболиста – сыграть за свою национальную сборную. Хотя в американской прессе писали, что у главного тренера сборной Америки Брюса Арены есть желание пригласить меня выступать под ее флагом, но у меня нет гражданства. И все же, если бы возник вопрос выбора: Америка или Украина, то я бы выбрал Украину.

       – Это правда, что когда ты был учеником динамовской школы, то на прощальном матче Олега Блохина подавал ему мячи?

       – Как такое можно забыть. Я это запомнил на всю жизнь, у меня даже осталась футболка с того памятного матча.

       – Согласись, Америка далеко от Украины, и туда не налетаешься на просмотр. Чтобы быть на виду наставников сборной, надо же перебраться поближе…

       – Хотелось бы, конечно, быть на виду. Я каждый день думаю об этом, и у меня есть желание заиграть в европейском клубе. Сейчас одна из ведущих украинских команд заинтересовалась мной. Пока еще тяжело сказать, что из этого получится. Ведь контракт с лигой не так-то просто будет выкупить. Вот если бы я был свободным агентом, решить этот вопрос можно было бы намного проще.

       – А если бы пригласили в “Динамо”, ты бы согласился?

       – Конечно, согласился бы. Я начинал учиться футболу в школе “Динамо”, и она для меня, как родная. Поэтому очень хотелось бы попробовать свои силы в главной команде Украины.

       – Твоя цель в футболе?

       – Меня многие спрашивают об этом. У меня была одна цель в жизни – играть в профессиональный футбол, зарабатывать на жизнь футболом. Кроме того, я всегда хотел играть в Европе. И если появится возможность, меня кто-то заметит, то я с удовольствием останусь играть в европейском клубе. Это также позволит быть на виду у тренерского штаба сборной Украины. Ведь Америка далеко, и тамошний футбол здесь не транслируют.

       – Расскажи о своей встрече с Андреем Шевченко, которая произошла несколько лет назад, и когда он подарил тебе мяч с автографами игроков “Динамо”. Где сейчас этот мяч?

       – Это случилось в аэропорту “Борисполь”, динамовцы Киева тогда вылетали на один из матчей, и Андрей, узнав меня, попросил ребят по команде расписаться на мяче и подарил его мне. По прилету в Америку я презентовал этот подарок тренеру университетской команды штата Индиана Джери Йигли, в составе которой мы стали чемпионами среди студентов в 1998 году. Сейчас мяч находится на видном месте в раздевалке команды. Кроме того, мы встречались с Андреем и в Америке, когда “Мила” приезжал на один из выставочных турниров. Немного пообщались.

“Двуногим” стал после травмы

       – Это Юра из Киева. Ты выступаешь не один год в Америке и некоторое время играл в Германии. В чем особенности американского футбола и футбола здесь в Европе?

       – Уровень футбола совсем другой. Как ты знаешь, футбол начал развиваться в Америке в 1996 году, поэтому отношение к игре совсем другое и развитие футбола только набирает обороты. Сейчас лиге уже исполнилось восемь лет, с каждым годом приезжают молодые способные игроки из разных европейских стран. Но большинство из них так и уезжает ни с чем, не сумев закрепиться в профессиональной команде. Так что конкуренция серьезная и играть не так просто, как это может кому-то показаться.

       – Здравствуйте, это Александр из Киева. Интересно было бы узнать уровень американского чемпионата, а то у нас мало его освещают и мало про него пишут.

       – Я думаю, если бы наша команда (“Юнайтед”) играла сейчас в чемпионате Украины, то в пятерке-шестерке она бы была.

       – Я желаю вам всяческих успехов в вашей жизни. Добиваться успехов в футболе и чтобы травмы обходили стороной.

       – Дима, не так давно в Далласе на стадионе во время матча с участием “Юнайтед” болельщики техасской команды вывесили транспарант “Коваленко – убийца!”. Из-за чего это произошло?

       – Началось все в 1999 году, когда я только подписал контракт с “Чикаго”. В одной из первых встреч против “Далласа” в “стыке” со мной игрок гостей сломал ногу. Через несколько лет подобное снова произошло в игре с “Далласом”. Они считают, что виноват в этом эпизоде я, но если посмотреть видеозапись игры, то можно увидеть, что подкат был выполнен правильно и соперник просто наткнулся на мою ногу. Это футбол, такое может случиться с каждым.

       – Ты несколько лет играл в “Чикаго”. Сейчас переехал в Вашингтон. Почему решил сменить клуб?

       – В принципе, это решал не я, а футбольная лига, которая проводит соревнования. Мы подписываем контракты с лигой и зависим от нее. Здесь могут после десяти проведенных матчей в чемпионате запросто обменять тебя в другой клуб. Причины бывают разные. Либо поругался с тренером, либо решат, что ты просто не нужен команде, или же обменяют на другого игрока, как это случилось со мной в “Чикаго”.

       – Говорят, что лишь у десяти процентов футболистов есть гарантированный контракт И ты в их числе…

       – Еще недавно у меня был обычный контракт, такой же, как у многих футболистов МЛС. Но теперь я подписал контракт, условия которого намного лучше тех, что были.

       – Правда ли, что вы “двуногий” футболист?

       – Это получилось случайно. В детские годы левая нога у меня была значительно слабее правой, но лет пять назад я получил серьезную травму правой ноги и просто вынужден был нагружать левую. В итоге получилось, что удар с правой и с левой у меня очень хороший. Видимо, травма пошла на пользу.

       – Чем запомнились матчи всех звезд МЛС, в которых ты дважды принимал участие и даже забил гол?

       – Это просто шоу для людей, которые пришли отдохнуть. Конечно, участие в таком матче очень престижное. За это футболист получает определенный бонус. Но самое главное, там приятно быть, общаться с ребятами.

       – МЛС проводит большую работу с болельщиками. В чем ее особенности?

       – Несмотря на то, что соккер не является приоритетным видом спорта в Северной Америке, на матчи чемпионата страны приходят в среднем 20-25 тысяч болельщиков. На футбол люди идут семьями, чтобы прежде всего отдохнуть. Есть и группы болельщиков, которые летают за командой на выездные матчи. Средняя цена билетов на матч чемпионата МЛС от 15 до 30 долларов. Для американца это не так уж дорого.

       – Каждый уважающий себя человек в Америке должен побывать в Лас-Вегасе. Ты посетил этот край?

       – Первый раз я туда приехал на один из турниров. Это “нехорошее” место. Слишком много там соблазнов. Сразу после выхода из самолета тебя окружают “однорукие” бандиты. Даже идешь в туалет, и там они стоят. Конечно, интересно было посмотреть на яркую жизнь этого города. Год назад я ездил туда с друзьями и пробыл неделю. Лучше ездить туда, оставив деньги дома.

Источник: Динамо Киев от Шурика

Новости партнеров

Комментарии: