Куда тратят деньги украинские футболисты?

Высокооплачиваемые игроки украинских футбольных клубов уже не транжирят гонорары на роскошь, а вкладывают нажитые капиталы в бизнес. По уровню заработков украинское футбольное первенство пока не соперник хотя бы российской премьер-лиге. Если там рядовой игрок команды высшего дивизиона без проблем зарабатывает до $ 40 тыс. в месяц, то в Украине такими зарплатами могут похвастаться укротители мяча лишь из двух ведущих клубов — столичного “Динамо” и донецкого “Шахтера”. По заработкам их догоняют в основном лишь некоторые легионеры из других клубов Украины. При этом футболисты побогаче теперь распоряжаются своими сбережениями с умом, а не банально тратят их на покупку новых авто и драгоценностей подругам. “Восприятие окружающего мира у нынешних молодых футболистов значительно трансформировалось по сравнению с

игроками середины 90-х”, — считает Владислав Ващук, полузащитник киевского Динамо и успешный бизнесмен-ресторатор. “Если раньше, – продолжает он, – от больших денег, заработанных игрой, многим молодым ребятам, что называется, “сносило башню”, то теперь все иначе”. “Вкладывать зарабатываемое в бизнес — об этом думают очень многие. Серьезных бизнес-проектов, конечно, единицы, но мысли у людей сейчас уже не о том, как бы с шиком потратить, а как с большой выгодой инвестировать”, — утверждает футболист, за свою карьеру знавший немало коллег-прожигателей жизни. Высокооплачиваемым футболистам зачастую не нужно даже брать кредиты — собственных средств хватает, считает Сергей Корнеев, эксперт консалтинговой компании BuKreative. “Особенно если речь идет о среднем бизнесе с перспективными вложениями порядка $ 100 тыс.”, — добавляет он.

 
Пекут блины, как голы

Бюджет “Шахтёра” сезона 2007/2008 годов составляет около $ 80 млн. Команда, в которую ее владелец Ринат Ахметов закачал за минувшие годы сотни миллионов долларов, знаменита роскошными заработками игроков. Поэтому не мудрено, что ведущие “шахтеры”, такие как Срна, задумываются об открытии собственного дела. “Свои первые серьезные деньги в футболе я начал зарабатывать именно в Донецке”, — не скрывает удовлетворения от пребывания в Украине новообращенный бизнесмен. Отыграв в футболке черно-оранжевых четыре сезона, талантливый хорват подписал с “Шахтером” новый контракт еще на 4,5 года. Это даст необходимую финансовую подпитку его молодому бизнесу. Друг Срна Пирич в минувшем футбольном сезоне со скандалом расторг соглашение со своим клубом, киевским “Арсеналом”. Сейчас он без контракта, тренируется самостоятельно и неторопливо подыскивает новую команду, а для подстраховки параллельно занимается бизнесом. “У меня уже были до этого два ресторанчика в Хорватии, — рассказывает Ивица, с аппетитом уплетая толстенный блин с творожной начинкой. — Так что опыт управления таким бизнесом имеется. Мы с Дарио привезли сюда двух поваров из Франции и сейчас предлагаем посетителям блюда французско-хорватской кухни. Таких блинчиков, как у нас, вы не попробуете больше нигде в Украине!” Стены кафе “Спорт-Крепс” увешаны разноцветными футболками с фамилиями все больше хорватских и сербских футболистов. Это заведение легко и не заметить — проспект Победы далеко не самое “рыбное” место в Киеве для ресторанного бизнеса. Но Ивица Пирич, совладелец ресторации и экс-игрок киевского “Арсенала”, на это положение вещей не жалуется. 30-летний футболист из Хорватии открыл “Спорт-Крепс” минувшей весной на паях со своим другом Дарио Срна, игроком национальной хорватской сборной и донецкого “Шахтера”. “Я вкладываю деньги в Украину”, — уверенно говорит Пирич на русском.

Сейчас Пирич благодаря незанятости на футбольном поле может самостоятельно контролировать все нюансы собственного дела. Но совмещать игру в сезон с деловой активностью пока непривычно и для него, и для большинства его украинских коллег, которые решаются ступить на предпринимательскую стезю. Поэтому ведение бизнеса отечественные “звездочки” футбола доверяют, как правило, собственным подругам или женам. “Женщинам игроков все равно нефиг делать, а доверять им можно, потому что на общий карман работают”, — с банальной простотой объясняет Артем Франков, главный редактор журнала “Футбол”.

Своими бизнес-проектами прославилась самая раскрученная футбольно-светская пара страны Ващук — Маргарита Сичкарь. Их первым совместным детищем стал ресторан “Тампопо”, которому уже четыре года. А два года назад чета открыла второе заведению “общепита” — “Pleasure сafe”. Скоро, по словам Сичкарь, они создадут еще и третий ресторан. Средний срок окупаемости вложений в ресторанный бизнес – полтора года. “Оба наших проекта уже приносят прибыль, и это хорошие показатели, которые говорят, что заведения востребованы”, — говорит супруга Ващука. По ее словам, идея создания “Тампопо” и “Pleasure сafe” “исходила от Влада”, как и инвестиции. “Я очень хорошо помню сумму, которая была первоначально вложена в наше ресторанное дело. Но называть ее не буду”, — скрытничает игрок “Динамо”. Он отмечает, что, несмотря на хороший бизнес-план, собственными средствами не обошелся — пришлось брать банковский кредит. Пирич также доволен тем, как развивается их со Срна украинский бизнес. “Скоро мы откроем еще один спортбар в Киеве, а затем такой же — в Донецке”, — раскрывает он планы завоевания страны эксклюзивными хорватскими блинчиками.

Ващук считает, что не у многих молодых игроков хватает терпения вкладывать в проекты, которые не приносят сиюминутной прибыли. “Для этого нужно просто повзрослеть”, — уверен он.

Например, самый знаменитый украинский футболист современности Андрей Шевченко к 31-му году возмужал настолько, что, помимо футбольных гонораров, контролирует деятельность сразу нескольких компаний. Так, его фирма “Шева-Киев” торгует модной одеждой и аксессуарами марки Giorgio Armani в собственном киевском бутике. Девелоперская компания “Златовлад”, одним из соучредителей которой, как утверждают в футбольных кругах, также является Шева, занимается строительством в столице Украины офисных центров. А в Милане располагается офис “Sheva S. R. L.”, фирмы управляющей активами форварда.

“По мелочи” приносит доход Шевченко и предприятие по производству мебели, в пригорде Киева. А супруга Анатолия Тимощука, игрока сборной Украины и санкт-петербургского Зенита, контролирует в Донецке крупный бизнес, связанный с поставками мебельной продукции. И издает в Луцке, родном городе мужа, украиноязычный глянцевый журнал “City Life”.
К слову, семейный дуэт Ващук — Сичкарь обладает и медиаактивами. “Мы владеем издательским домом 3V. Издаем журналы “Ваш Досуг” и “Olive BBC”. Но этим по большей части занимается, конечно, Рита”, — говорит Ващук.

 
Легионеры общепита

Иметь долю в ресторанном бизнесе — сколько известных украинских игроков владеют паям тех или иных заведений через посредников, сложно даже предположить — стало в последние годы модно. Вероятно, игроки украинских футбольных клубов берут пример с западных звездных коллег, каждый второй из которых владеет “точками общепита” в самых разных уголках планеты (а то и целыми сетями, как бразилец Роналдо — сетью ресторанов Galaktikum). Ресторанный бизнес — это довольно кропотливое занятие, требующее практически ежедневного внимания. “Влад интересуется всем: и новым дизайном, и финансовой стороной. Конечно, ему важны детали оборота денег в нашем бизнесе”, — рассказывает об участии мужа-защитника в семейном деле Сичкарь. При расчете инвестиций в предприятие общественного питания в Украине специалисты рекомендуют отталкиваться от цифры вложений, равной $ 2 тыс. за 1 кв.м помещения. “Средняя рентабельность ресторанного бизнеса сейчас равна 25-30%”, — говорит Корнеев. Он называет открытие собственного ресторана “делом не для тех, кому хочется получить финансовую отдачу мгновенно”. И замечает, что сейчас выгоднее инвестировать в коммерческую недвижимость. Также эксперт полагает, что любой задействованный в иной сфере (например, в спорте) собственник не сможет получать максимального эффекта от бизнеса, не имея собственной команды менеджеров-управленцев. Впрочем, обычно жены футболистов стараются никому не уступать бразды контроля над “финансовыми потоками” своих супругов. Так, Кристина, супруга Андрея Гусина, экс-игрока национальной сборной Украины и столичного “Динамо”, сделала себе имя при помощи мужниных капиталов в кругах высокой моды, создав в Киеве элитную именную шоу-рум. С вопросами о бизнесе “Корреспондент” застал величину отечественной фэшн-индустрии накануне Украинской недели моды. Стряхивая последние пылинки со своей новой коллекции, жена-дизайнер взмолилась: “Только не сейчас!” Мол, дело превыше всего. Как и для ее мужа, который сейчас играет в России в подмосковном клубе “Сатурн”, зарабатывая деньги на развитие семейного бизнеса. “В Украине футболисту сейчас можно заработать очень и очень хорошо. Спасибо профессии, что она дает нам возможность позаботиться о жизни, которая начинается после окончания карьеры”, — философски резюмирует хозяин “Спорт-Крепс” Пирич, с любовью глядя на плазменный экран на стене своего кафе, на котором идет трансляция очередного матча.

Источник: “Корреспондент”

Новости партнеров

Комментарии: