Пайшау поделился впечатлениями от первого года работы в ЦСКА

Двенадцать лет кряду он занимает пост тренера сборной Бразилии по физподготовке. За это время он успел стать чемпионом мира, обзавестись массой других престижных титулов и поработать с ярчайшими футбольными звездами. Вот уже второй год Пайшау работает по совместительству в тренерском штабе ЦСКА. И, как выяснилось, чувствует себя в России великолепно.

– Идея пригласить вас принадлежала президенту ЦСКА Евгению Гинеру?

– Да. Господин президент предложил мою кандидатуру Валерию Газзаеву, поскольку окончательное решение в данном вопросе всегда за главным тренером. Ведь я оказываюсь в его прямом подчинении. Будучи специалистом по физподготовке, всегда отдавал себе отчет, что обязан соблюдать субординацию.

– В чем заключаются ваши функции?

– Их не так уж мало. Наша работа имеет большое значение. Специалист моего профиля – полноправный член тренерского штаба, один из помощников главного. Основная моя задача – провести разминку, передать команду разогретой и готовой к основной части работы, будь то игра или тренировка. Для этого существует комплекс специфических упражнений, например, на растяжку. Кроме того, главный может попросить меня позаниматься с кем-либо из футболистов индивидуально. Также мне необходимо готовить данные о том, в каком состоянии находится игроки. Скажем, кто из них больше устал.

– В ЦСКА вы занимаетесь тем же, чем и в бразильской сборной?

– Да, работа абсолютно идентичная. Но есть специфика. В клубе я провожу гораздо больше времени, а в сборной, напротив, постоянный цейтнот. Лишь во время чемпионатов мира, Кубка Америки и Олимпийских игр ты находишься с командой около месяца. Обычно же прилетаешь на несколько дней. Все тренировки построены с упором на то, что времени у сборной в обрез.

– Самой большой проблемой тренеры национальных команд обычно называют разное функциональное состояние футболистов. Так?

– Да, так было и будет всегда. Мы, конечно, проводим специальные тесты и, как можем, пытаемся исправить ситуацию. Удается это не каждый раз, однако, на мой взгляд, справляться с проблемой мы научились.

– Вы приняли приглашение армейского клуба не в последнюю очередь потому, что в команде выступает группа ваших соотечественников?

– Я долго мечтал, что когда-нибудь смогу показать свое умение в Европе. Робинью, Роналдинью, Лусиу часто спрашивали у меня: “Когда вы отправитесь за рубеж? Пусть все узнают, на что вы способны!” Очень надеялся, что серьезный клуб проявит ко мне интерес. К счастью, мне выпал такой шанс. Кроме всего прочего я представляю бразильскую школу тренеров своего направления. Мой переезд говорит о том, что у кого-то из них со временем тоже появится возможность поработать в другой стране.

– Методы работы в Бразилии и Европе различные?

– Подход к делу отличается в каждом клубе, что уж говорить о континентах, между которыми тысячи километров! Могу лишь сказать, что бразильцы всегда с удовольствием приезжают в расположение национальной команды не в последнюю очередь потому, что знают: работу, которая будет им предложена, они выполнят с удовольствием.

– Понятно, что для соотечественников ваше появление в ЦСКА стало приятным событием. Но в команде есть и другие футболисты. Они-то как воспринимают ваши методы?

– Мне кажется, все отлично адаптировались. В конце концов, если бы кого-то что-то не устраивало, об этом тут же стало бы известно главному тренеру и президенту. И тогда могли последовать соответствующие выводы. Раз этого не происходит, значит, я справляюсь.

– Что дает вам работа в России?

– Новый жизненный опыт. В Бразилии говорят: кто считает, что уже все знает, на самом деле на пути к провалу. Счастлив, что работаю в ЦСКА и могу применить здесь свои знания. Благодарен господам Гинеру и Газзаеву за возможность, которую они мне предоставили.

– Не тяжело почти постоянно находиться вдали от родины?

– Со мной приехала супруга. Все-таки я уже не в том возрасте, чтобы долго находиться одному. А вообще у нас большая семья, уже есть внуки. Конечно, мне их не хватает. Но такова жизнь. Родные и близкие знают, почему я уехал за тридевять земель. Когда у тебя есть обязательства и серьезная цель, это придает дополнительные силы.

– Много ли информации было у вас о российском чемпионате? Все-таки это не Испания или Италия, где также выступают немало бразильских футболистов, которым легче находиться на виду.

– С тем же успехом можно сказать, что Испания или Италия – это не Россия. У каждой страны свои особенности. Мне нравится ваша страна и ваш футбол. В команде чувствую себя очень комфортно. Нахожусь в прекрасных отношениях с футболистами и тренерами, шучу со всеми. С удовольствием пораньше приезжаю на базу, чтобы позаниматься в тренажерном зале. А как готовят в Ватутинках! Таким великолепным поварам в любом ресторане позавидуют!

– В Москве водите машину?

– Да. Должен сказать, что движение у вас очень опасное. Но это, пожалуй, единственная проблема. В целом же могу с уверенностью сказать, что чувствую себя в российской столице замечательно. Такой коллектив, как в ЦСКА, еще поискать. Поверьте, если бы меня что-то не устраивало, я бы и месяца не выдержал. Валерий (Газзаев. – Прим. М.К.) как-то спросил у меня: “У тебя все нормально? Как себя здесь ощущаешь?” Я ответил: “Великолепно! Спасибо за теплоту, поддержку, которую вы мне оказываете”.

Безупречная обстановка – отличительная черта этой команды. Мне и бразильские футболисты об этом постоянно говорят. Их все устраивает, потому они и продлили контракты с клубом. Когда соглашение истекает, всегда есть выбор – подписывать новое или уходить? Особенно у серьезных игроков, на которых есть спрос. Но Вагнер Лав и Карвалью решили остаться. Выходит, они счастливы в ЦСКА и не видят смысла ничего менять.

– Что происходило в последнее время с Карвалью? Сможет он вернуться на свой лучший уровень?

– Футболисты нередко попадают в ситуации, в которых им совсем не хочется оказываться. Мне кажется, все без исключения талантливые игроки проходят через это. Накапливаются проблемы, в том числе психологические. Плюс постоянные травмы, которые мешают набрать форму. Уверен на сто процентов, что совсем скоро Даниэл снова будет в полном порядке. Я общаюсь с ним, вижу, как он готовится, знаю, как сильно он соскучился по большому футболу. Ему недостает побед, забитых мячей и голевых передач. Люди вообще далеко не всегда представляют, что творится в душах у футболистов и тренеров.

– Что вы имеете в виду?

– Когда твоя команда проигрывает, мы страдаем гораздо больше, чем болельщики. Потому что мы – участники процесса. Если результат матча не в твою пользу, значит, ты не лучшим образом сделал свою работу. Осознавать это невыносимо. Хорошо, когда быстро настает время следующей игры, и она оказывается победной.

– Армейские футболисты регулярно привлекаются в сборную Бразилии. ЦСКА популярен у вас на родине?

– Вы даже не представляете себе, насколько! Люди относятся к нашему клубу с огромным уважением. Бразильские болельщики знают, что ЦСКА – огромная сила. А как иначе, если там выступают столько соотечественников?! За игрой и результатами команды у нас следят очень внимательно. Это знают и футболисты, которые выкладываются на все сто. Помимо всего остального удачная игра в составе клуба – прямая дорога в национальную команду.

– После неудачного выступления на чемпионате мира-2006 бразильскую сборную возглавил Дунга. Что вы о нем скажете?

– Сразу после назначения многие критики вовсю рассуждали: как ему можно было доверить главную команду страны? Кого он тренировал, чего достиг? Но Дунга уже доказал, насколько высок его уровень. Прошлогодняя победа в Кубке Америки и уверенная игра нынешней сборной говорят о многом.

– Как часто вы с ним общаетесь?

– Едва ли не каждый день. Созваниваемся или переписываемся по электронной почте. Это нужно, поскольку в ЦСКА выступает большая группа кандидатов в сборную. Дунга постоянно интересуется, как у них дела.

– А что случилось с Бразилией на минувшем мировом первенстве? Почему команда, которую дружно прочили в чемпионы, осталась без медалей?

– Задним числом трудно что-то объяснить. Тем, кто находился внутри команды, казалось: беды ничто не предвещает. Нельзя сказать, что команда играла очень хорошо, но она побеждала, что называется, на классе и двигалась вперед. Все перечеркнула одна-единственная осечка в четвертьфинале. Вот только предвидеть ее было невозможно. Порой все меняется в одночасье, и ты понимаешь, что не способен повлиять на ситуацию. Приведу один пример, и вы поймете, что я имею в виду. Это произошло перед финальным матчем чемпионата мира-98 во Франции. Еще за сутки до игры все мы были уверены в победе над хозяевами турнира.

– Интересно, почему?

– Финал был назначен на воскресенье. А в субботу мы проводили двусторонний матч в два касания. Играла команда Роналдо против команды Эдмундо. Это был потрясающий футбол! Скоростной, красивый, результативный. Показать его по телевизору – болельщики глаз не оторвали бы! Потом команда отдохнула, поужинала и отправилась спать.

В воскресенье я проснулся часов в девять утра. Позавтракал и вышел позагорать – погода была замечательная. Там, под солнышком, подумал: здорово, что сегодня я стану чемпионом мира. Потом пообедал, вернулся на природу и снова подумал: через несколько часов наша сборная вновь докажет, что она – сильнейшая на планете. И тут мои радужные мысли прервал чей-то крик. Потом он повторился. Я решил: команде не стоит шуметь, надо готовиться к игре. В общем, отправился к игрокам, чтобы их успокоить.

Выяснилось, что крик доносился из номера Роналдо, которому стало очень плохо. Я зашел к нему и увидел: наш лучший бомбардир лежит с отсутствующим взглядом и поникшей головой. В тот момент я понял, что вся наша работа пошла прахом. Когда лидер команды в таком состоянии, возможность выиграть финал чемпионата мира близка к нулю.

– Вечером Роналдо все же вышел на поле. Был ли в этом смысл?

– Не поставить лучшего футболиста на игру? Как вы себе это представляете? Мы же тогда прямо с базы срочно повезли его на обследование, но доктора не обнаружили ничего серьезного.

Рассказал вам об этом, чтобы стало ясно: в футболе все может измениться в один миг. В субботу я был уверен в нашей победе над Францией, а в воскресенье все перевернулось на 180 градусов. В позапрошлом году в Германии наша команда, как мне кажется, могла выиграть чемпионат на одной ноге. Разве Италия, которой достались золотые награды, выглядела лучше нас? Отнюдь. Зато она была сконцентрирована на победе и потому сумела ее добиться.

Это еще один закон футбола – не всегда побеждает сильнейший. На мой взгляд, в прошлом сезоне ЦСКА демонстрировал лучшую игру в российском чемпионате. Победу, однако, отпраздновала другая команда, хотя до этого армейцы два года подряд выигрывали все что можно. Что ж, отличный повод серьезно настроиться на предстоящий сезон и вернуть себе первое место.

– Совсем недавно футбольный мир восхищался игрой Роналдиньo. А сейчас он заметно сдал и не всегда попадает в основной состав “Барселоны”. Что с ним?

– Через это проходят все великие футболисты. В какой-то момент наступает спад. Игрок старается, но у него почти ничего не получается. Это вовсе не означает, что Роналдиньo остыл к футболу. Поверьте, больше всего на свете он любит повозиться с мячом. Он по-прежнему остается на поле после тренировок, чтобы побить по воротам. Ему сейчас непросто. Но подобное пережили и Ромарио, и Зико, и Роналдо. Карвальo оказался в схожей ситуации. Не сомневаюсь, что все у Роналдинью наладится. Очень многое зависит от тренера – необходимо иметь терпение и постоянно поддерживать игрока.

– Вы работали со многими бразильскими звездами. Кто произвел самое сильное впечатление?

– Если начну перечислять, боюсь, это займет несколько дней. На самом деле каждый футболист дал мне что-то особенное. Моя жизнь в спорте состоит в том, чтобы постоянно постигать новое. И в сборной, и в ЦСКА. В составе армейцев, между прочим, очень много действительно классных игроков. Я абсолютно убежден, что большинство россиян, выступающих за наш клуб, способны были бы влиться в бразильский футбол. Говорю об этом совершенно серьезно.

– У вас есть объяснение тому, что Бразилия так богата на футбольные таланты? В России шутят, что за десять минут на знаменитых пляжах Копакабаны вполне можно набрать команду премьер-лиги.

– По статистике семьдесят процентов новорожденных бразильских мальчиков имеют способности к тому, чтобы стать спортсменом. Разумеется, подавляющее большинство выбирает футбол. Едва ребенок начинает ходить, родители достают заранее приготовленный мяч. Причем набрасывают его обычно на левую ногу.

– Почему?

– Многие выдающиеся футболисты были левоногими. Так что, если малыш сумеет более или менее сносно управиться с мячом, считайте, его будущее предопределено.

Источник: Евро-Футбол.Ру

Новости партнеров

Комментарии: