Стипе ПЛЕТИКОСА: “Другом Роналдо быть почётно”

Сколько в футбольном мире друзей у Роналдо, боюсь, не знает даже сам знаменитый бразилец. Но один из них точно играет в донецком “Шахтере”: 25-летний вратарь сборной Хорватии в декабре прошлого года в благотворительном матче выступал за команду, которая так и называлась – “Друзья Роналдо”.

    – Что же нужно сделать, чтобы оказаться в кругу друзей Роналдо?

    – Во-первых, необходимо, наверное, достаточно хорошо играть в футбол. А во-вторых, как и Роналдо, иметь личный контракт с фирмой Nike. Звезды же, которых опекает Adidas, оказались в том матче среди “Друзей Зидана”. Деление, как вы понимаете, было условным: главное заключалось в том, что этой игрой в Базеле мы сообща заработали миллион евро для обездоленных детей.

    – До того матча вы были знакомы с Роналдо?

    – Да. Понятно, что всеми оргвопросами по приглашению футболистов занимались представители фирм, но список составлялся с участием бразильца. Добавлю, что называться другом Роналдо – почетно и для меня, и для “Шахтера”, и для сборной Хорватии.

    – Вы сравнительно молодой голкипер, а уже успели трижды сыграть за сборные мира. Как это получилось?

    – На первый матч меня ангажировал Звонимир Бобан, когда он, выдающийся хорватский игрок, прощался с футболом. Встречались сборная Хорватии образца 1998 года, сенсационно выигравшая бронзу на чемпионате мира во Франции, и команда “остального мира”, в воротах которой для меня и нашлось местечко. А летом прошлого года Луиш Фигу пригласил поучаствовать в благотворительном матче под эгидой ЮНИСЕФ сборная мира – Португалия. Потом Фигу прислал благодарственное письмо на мое имя, которое теперь храню среди прочих важных спортивных реликвий.

    – Большинство этих реликвий связано с “Хайдуком”?

    – Не большинство, а практически все. Пока. Я занял место в воротах клуба из Сплита – моего родного города – в неполные 18. За семь сезонов с моим участием “Хайдук” однажды становился чемпионом Хорватии, трижды финишировал вторым и дважды выигрывал Кубок страны.

    – В юности у вас были кумиры среди вратарей?

    – Знаете, нет. Моим кумиром был полевой игрок – один из лучших в истории “Хайдука” футболистов полузащитник Блаж Слишкович. Сейчас он тренирует сборную Боснии и Герцеговины.

    – А кому отдаете предпочтение из современных голкиперов?

    – Безусловно, Буффону. Для меня он – номер один во вратарском мире. Итальянец очень гармоничен в игре, одинаково хорошо действует на линии и на выходах. И поэтому невероятно стабилен. А это главное, что требуется от голкипера, ибо его ошибку исправить уже некому.

ИГНАШЕВИЧ ПРОБИЛ ТАК СИЛЬНО, ЧТО ШАНСОВ НЕ БЫЛО

    – Знаю, в Хорватии футбольные статистики вели подсчет не только пропущенных Плетикосой голов, но и забитых. Какими мотивами вы руководствовались, когда шли в противоположную штрафную, дабы исполнить пенальти? Неужели в “Хайдуке” не было штатных пенальтистов?

    – Были, конечно, как и в любой команде. Но я однажды попробовал – получилось. Так и пошло. А самое главное, болельщикам очень понравилось. Помню, “Хайдук” играл в Кубке УЕФА против клуба с Фарерских островов. При счете 1:0 в нашу пользу судья назначил пенальти в ворота соперников. Стадион в Сплите начал скандировать: “Стипе, Стипе!” Партнеры понимающе улыбались: дескать, иди, бей, раз просят. Конечно, подобное случалось нечасто – не больше десятка раз за карьеру. Но я команду не подводил – забил все пенальти, которые мне доверяли исполнить.

    – Ваши вратарские отношения с пенальтистами из команд-соперниц наверняка складывались более напряженно?

    – Такой статистики не веду. Помню только, что в последнем сезоне, проведенном в “Хайдуке”, в мои ворота назначались пять 11-метровых. Два мяча парировал, два пропустил и однажды за меня сыграла штанга. Выходит, ничья.

    – Какой гол, пропущенный с 11-метровой отметки, оказался в вашей биографии самым обидным?

    – Пожалуй, от бразильца Роналдинью на молодежном чемпионате мира 1999 года. Я дотянулся в прыжке до мяча, но он срикошетил сначала о штангу, потом – о мою пятку и медленно, словно издеваясь, вкатился в ворота.

    – Честно говоря, думал, вы вспомните о другом пенальти, забитом в Москве защитником “Локомотива” Игнашевичем в ворота “Шахтера”, после чего надежды вашего нового клуба на выход в основной турнир Лиги чемпионов окончательно рухнули.

    – Этот пенальти, конечно же, тоже не забыл. За мгновение до удара по поведению игрока “Локомотива” я понял, что он будет бить по центру ворот. Выставил руки вперед в расчете перебросить мяч через перекладину, однако сила удара была такой, что справиться с мячом, увы, не удалось.

“ЛИВЕРПУЛЬ”? НЕТ, ПРЕЖДЕ НАДО ВЫИГРАТЬ ЧТО-ТО С “ШАХТЕРОМ”

    – Какими соображениями вы руководствовались, покидая “Хайдук”? И почему из множества вариантов продолжения карьеры остановились на “Шахтере”?

    – Уехал из “Хайдука” потому, что хотел расти как вратарь, а для этого необходимо выступать на более высоком уровне. Вариантов помимо “Шахтера” действительно было много: “Портсмут”, “Саутгемптон”, “Вольфсбург”, “Марсель”… У меня тогда не было личного менеджера, зато вокруг вилось много околофутбольных “жучков”. Они звонили по миру с “предложениями”, о которых в “Хайдуке” и знать не знали. “Шахтер” же повел себя наиболее солидно, сделав настоящее предложение, от которого ни мой бывший клуб, ни я не могли отказаться.

    – В газетах писали, что вы обошлись “Шахтеру” в пять миллионов долларов.

    – (Улыбается.) Обязательно сделайте ссылку на тех, кто писал. Я вам этого не говорил. Это секрет двух клубов.

    – В любом случае, полагаю, что вы самый дорогой голкипер, когда-либо купленный клубом на постсоветском пространстве. Недаром же Бернд Шустер персонально для вас выписал из Германии тренера вратарей Вернера Фризе. Любопытно, какими вратарскими тайнами, еще не ведомыми Плетикосе, он владеет?

    – Дело не в “тайнах”, конечно, а в здравых соображениях, которыми руководствуется Шустер. Прошлым летом я пришел в “Шахтер” сразу после отпуска, без какой-либо подготовки к сезону. Помню, приехал в Донецк во вторник, а уже в субботу вышел на первый матч. Какое-то время по инерции тянул на старом багаже, выдал серию из полдюжины сухих матчей. А дальше началось неизбежное – ошибки… Поэтому теперь готовлюсь очень тщательно. И Фризе, предложивший массу новых упражнений, хорошо помогает мне выйти на привычный уровень игры. Между нами существует полное взаимопонимание.

    – Недавние слухи о том, что “Ливерпуль” якобы готов взять Плетикосу хотя бы на правах аренды, имеют какую-то почву под собой?

    – Возможно, слухи связаны с тем, что “Ливерпуль” ищет замену травмированному Дудеку, однако я знаю не больше, чем знают все. Никаких официальных запросов от англичан, по-моему, в “Шахтер” не поступало. Мне самому, еще не принесшему донецкому клубу серьезных игровых дивидендов, думать о чем-либо подобном рано. Поверьте, это не просто красивые слова: я считаю своим долгом помочь “Шахтеру” в этом году стать чемпионом Украины и пробиться в Лигу чемпионов.

В ПОРТУГАЛИИ УСПЕХОМ БУДЕТ ВЫХОД ИЗ ГРУППЫ

    – В этом сезоне у вас еще один серьезный долг – перед национальной сборной. Можете объяснить природу того завидного постоянства, с которым Хорватия в последнее время регулярно торит себе дорогу на чемпионаты мира и Европы?

    – Откровенно говоря, для меня в этом тоже есть нечто загадочное. Страна всего-то с четырехмиллионным населением умудряется конкурировать с футбольными великанами! Видимо, способности к футболу и любовь к этой игре у хорватов в крови. Плюс традиции, переданные нашему поколению от Шукера, Бобана, Просинечки…

    – На Euro-2004 у вас очень тяжелая группа – Англия, Франция, Швейцария.

    – Это естественно. Я вообще считаю чемпионат Европы более сильным и ровным по составу турниром, чем даже мировое первенство. С англичанами мы мерились силами в товарищеском матче в прошлом году – хотя и уступили на их поле 1:3, но мальчиками для битья себя не почувствовали. Важно, что первую игру на Euro-2004 проводим со швейцарцами. В скоротечном турнире три “стартовых” очка могут многое предопределить.

    – В планы подготовки своей сборной вы посвящены?

    – Разумеется. 18 февраля контрольный матч с Германией. 31 марта – с Турцией, а за полмесяца до выезда на чемпионат Европы – с Данией. Заключительный сбор начнется 21 мая, а в Португалию вылетим 7 июня.

    – Кого вы считаете фаворитами Euro-2004?

    – Они традиционны, повторяются каждый цикл: Италия, Франция, Испания. В этот раз, конечно же, Португалия.

    – На что может рассчитывать сборная Хорватии? Ваш партнер по “Шахтеру” Предраг Пажин, например, видит болгарскую сборную, за которую он выступает, в полуфинале…

    – (Смеется.) Тогда я пойду дальше и предложу финал: Хорватия – Болгария. Ну а если начистоту, то уже выход из группы станет для нас серьезным достижением. А дальше – посмотрим.

Источник: Спорт-Экспресс

Новости партнеров

Комментарии: