Богдан ШУСТ: “Сборная – это мой шанс снова сыграть с Тимощуком”

В истории украинского футбола сохранилась точная дата, когда он проснулся знаменитым. Случилось это после сенсационной победы “Карпат” над “Шахтером” в 1/8 финала Кубка Украины 26 октября 2005 года. Особую пикантность событию придавало то обстоятельство, что львовская команда играла той осенью в первой лиге отечественного футбола, а “Шахтер” – в Лиге чемпионов. Тем не менее, казавшаяся колоссальной разница в классе была полностью нивелирована футбольным героизмом львовских футболистов, и прежде всего – юного голкипера Богдана Шуста, сумевшего под шквальным огнем донецкой атаки сохранить свои ворота в неприкосновенности.

Неудивительно, что “Шахтер” счел возможным раскошелиться сразу на миллион долларов, чтобы новый 2006 год Шуст встретил уже в Донецке как вратарь горняков. При этом в соглашение между клубами был внесен пункт, который тоже свидетельствовал о неординарности состоявшейся сделки: если “Шахтер” согласится на продажу Шуста в третий клуб, то “Карпаты” получат 40 процентов от его новой трансферной стоимости. Впрочем, не думаю, что это может случиться скоро, если случится вообще.

“Шахтер” всегда, еще с советских времен, гордился своими вратарскими традициями. Имена Юрия Дегтярева, братьев Вячеслава и Виктора Чановых, Валентина Елинскаса, Дмитрия Шуткова до сих пор на слуху у болельщиков, причем, последний из могикан -36-летний Шутков – по сей день держит порох сухим, в любой момент готов выйти на поле, что он и доказал в недавнем матче чемпионата страны с “Черноморцем”. Время покажет, найдется ли место в этом славном ряду Богдану Шусту.

Если согласиться с великим Львом Яшиным, когда-то сказавшим, что “настоящий вратарь созревает годам к тридцати”, нетрудно представать, какие горизонты могут открыться перед 22-летним Шустом, который игру лучшего голкипера XX века видел только на кадрах кинохроники. А своими кумирами называет Питера Шмейхеля и Джанлуиджи Буффона, чемпиона Ев-ропы-92 и чемпиона мира-2006. Первый в свое время, как мне кажется, совершенно по-яшински руководил обороной “Манчестер Юнайтед” и сборной Дании, был настоящим хозяином в своей штрафной, второй – довел до совершенства все слагаемые вратарского искусства, став на много лет живым символом “Ювентуса” и оплотом сборной Италии. Согласитесь, самим этим выбором Шуст доказывает наличие у него хорошего вратарского вкуса.

По тому, как рассказывает о своем появлении в футболе сам Шуст, может показаться, что в руки к профессиональным тренерам он попал поздновато по сегодняшним меркам – в 15-летнем возрасте. Этому есть свое объяснение: детство будущего голкипера пришлось на “окаянные” годы, когда наш детско-юношеский футбол переживал опустошительный развал. К счастью, Шуст не потерялся в этом хаосе безвременья, как наверняка потерялись многие таланты, так и оставшиеся безвестными. Возможно, явление Шуста футболу произошло вопреки обстоятельствам потому, что в этой игре, как и в любом другом виде спорта, действует неписанное правило: звезды под общий ранжир не подходят.

Шуст, конечно, еще не звезда, но уже звездочка, которую невозможно не заметить на нашем футбольном небосклоне. Недаром же, когда речь заходит о возможном преемнике Александра Шовковского на посту “вратаря республики”, подавляющее число специалистов называет фамилию голкипера “Шахтера”. Для донецкого клуба Шуст, между прочим, ценен еще и тем, что позволяет решать проблему лимита на легионеров.

В Донецке Шуст оказался в условиях жесткой конкуренции. В первую очередь, со стороны Андрея Пятова, который всего на два года старше своего партнера и, как бывший основной вратарь молодежной сборной Украины, имеет все резоны претендовать и на место в национальной команде. Принято считать, что в футболе полезна любая конкуренция, однако в случае с донецкими вратарями такой тезис не является бесспорным. По крайней мере, с позиции Алексея Михайличенко, которому интересен только тот голкипер, который имеет постоянную игровую практику в своем клубе. А место в воротах только одно.

Впрочем, это уже совсем другая история.

– Богдан, признайтесь: после пяти пропущенных голов в матчах с “Таврией” и “Арсеналом” вам здорово досталось от Мирчи Луческу?

– Почему только мне? Всем досталось. Особенно за Симферополь. Безобразно сыграли в обороне: “Таврия” нанесла, кажется, всего-то четыре удара в створ ворот – и забила три гола.

– Как вы переживаете такие провалы? Места себе не находите? Ночами не спите?

– Расстройство сна может возникнуть не только после поражения, но и как отголосок победы – от эмоционального перенапряжения. Хотя с “победной” бессонницей, конечно, бороться приятнее и легче.

– Говорят, проблема вратарей “Шахтера” заключаются в том, что в большинстве матчей чемпионата Украины вы наблюдаете за происходящим на поле со стороны, в игру вступаете нечасто, и как результат – расслабленность, утрата концентрации. Это так?

– Отчасти – наверное. Когда тебя часто тревожат, легче сохранять нужный тонус. Хотя это, конечно, не оправдание. Человек, надевший вратарский свитер, должен осознавать меру ответственности, которую на себя принимает. Полевым игрокам в этом плане чуть проще.

– Почему лишили себя этой простоты – встали в ворота?

– Мотивация получилась забавная. В райцентре, где я родился, не было спортивной школы, и игра во дворе был единственным развлечением. К организованному футболу приобщился поздно – в 14 лет, и было это уже во Львове, куда переехала семья. Едва ли не после первой тренировки в подготовительной группе школы “Карпат” решил, что бегать 90 минут по полю – не мое. Тяжело, устаю сильно. Возможно, это было связано с тем, что не привык к серьезным нагрузкам. Попросился в ворота. Тренер группы Николай Иванович Дударенко не возражал: вратари у него были в дефиците. Через три месяца был переведен в школу “Карпат” уже как голкипер.

 
МАРКЕВИЧ ДОВЕРЯЛ

– Кто профессионально обучил вас вратарским премудростям?

– Юрий Федорович Суслов. Он как раз в это время пришел работать и опекал в школе голкиперов всех возрастов.

– Какие вратарские достоинства он у вас обнаружил?

– Могу говорить только о собственном желании стать хорошим вратарем и готовности работать на тренировках до седьмого пота. Об остальном мне трудно судить.

– Первый контракт когда подписали?

– В 11-м классе. Причем, сам расписался, хотя формально это должны были сделать родители.

– Первую футбольную зарплату помните?

– Сто гривен – целое состояние для мальчишки!

– На что потратили?

– Точно уже не помню… Кажется в “кафе-мороженое” прогулял.

– Вы сладкоежка?

– Скорее, да, чем нет. Но меру знаю: для вратаря собственный вес – не последнее дело.

– Свой дебют в главной команде львовского клуба помните?

– Честно говоря, нет.

– Удивительное признание!

– Объясню. Наверняка такое событие врезалось бы в память, если бы “Карпаты” в то время играли в высшей лиге. Однако обкатку первой лигой я прошел еще со второй командой львовского клуба. Поэтому, когда дело дошло до главной команды, оказавшейся в том же по рангу турнире, никаких особых эмоций не возникло.

– Мирон Маркевич вам доверял?

– Он стал меня приобщать к тренировкам с основным составом еще в то время, когда я состоял в “Карпатах-3”. Стало быть, рассчитывал на Шуста.

– Однако Шуст, как, впрочем, и сам Маркевич, ненадолго задержался во Львове. Когда “Шахтер” объявил, что покупает 20-летнего голкипера за один миллион долларов – это была сенсация. Или нет?

– Что именно: сумма трансфера или мой возраст?

– И то, и другое: внутри Украины подобных сделок, связанных с вратарями, еще не было. Но, чтобы она состоялась, “Карпатам” при активном содействии Шуста пришлось выбить “Шахтер” из Кубка Украины. Разве не так?

– Вполне вероятно, что тот памятный матч оказался последней каплей, заставившей “Шахтер” решительно перейти от слов к делу. Только не надо думать, будто в донецком клубе не знали о моем существовании раньше. В “Шахтере” селекционная служба поставлена на широкую ногу, и на контакт со мной выходили задолго до того, как произошел переход. Меня могли знать, например, по юниорской сборной Украины.

 

НЕУДАЧНЫЙ СЕЗОН

– Со сборными командами, кстати, вам до сих пор не очень везет. Ходили в твердых кандидатах, но так и не сыграли ни одного матча за молодежную команду, которая летом 2006 года стала вице-чемпионом Европы в Португалии. Поехали с национальной сборной на чемпионат мира в Германию – и там выяснилось, что Шуст травмирован… Блохин, помнится, из-за вашей временйой нетрудоспособности имел претензии к “Шахтеру”, а Луческу, в свою очередь, к тренерам сборной… Что было на самом деле?

– Руку ушиб еще до чемпионата мира. Казалось, ничего особенного: ушиб как ушиб. В сборной тренировался наравне со всеми, однако, боль почему-то не проходила, а, наоборот, постепенно нарастала. Очевидно, усугубил повреждение, и, в конце концов, уже в Германии диагностировали перелом.

– Прошлый сезон для вас тоже удачным не назовешь…

– До злополучного матча на Кубок УЕФА в Донецке с “Севильей” все шло нормально. Трагический исход той игры для меня был усугублен повреждением плечевых связок. Лечился, потом восстанавливался. Однако в новом сезоне Луческу отдал предпочтение Андрею Пятову, который пришел из “Ворсклы”.

– Было обидно?

– В такой ситуации можно обижаться только на самого себя. И лекарство от обиды только одно – пахать, пахать и пахать на тренировках. Что я и делал.

– Это правда, что вы по собственной инициативе старались не пропустить ни одной возможности сыграть за дублирующий состав “Шахтера”?

– Не видел другого выхода. Никакая тренировка не заменит игру с ее накалом, азартом и непредсказуемостью. Для вратарей эта истина, может быть, даже важнее, чем для полевых игроков.

 

РЫБАЛКА ПРОТИВ СТРЕССА

– Временные неудачи на футбольном фронте вы с лихвой компенсировали на личном. Женитьба могла повлиять на вашу вратарскую карьеру?

– Думаю, только в положительную сторону. Когда приехал в Донецк – три месяца жил на базе. Потом перебрался в снятую клубом квартиру. Однако подлинное ощущение дома наступило только тогда, когда в нем поселилась Оксана.

– Она вышла замуж за известного вратаря?

– Ошибаетесь. Когда мы встретились и полюбили друг друга, “известный вратарь” благополучно просиживал лавку в “Карпатах”.

– На стадион жена ходит?

– Иногда ходит, иногда остается дома у телевизора. Но всегда очень болеет за меня и “Шахтер”. Сейчас у Оксаны хлопот прибавилось: мы купили квартиру, и она занимается ее ремонтом и интерьером. С помощью профессиональных дизайнеров.

– Где чувствуете себя увереннее – в “рамке” или в игре на выходах?

– Об этом лучше судить со стороны. Я же с одинаковым усердием стараюсь делать и то, и другое.

– Какие-то фирменные способы борьбы со стрессами, особенно после неудачных матчей, у вас есть?

– Нет. Хорошо успокаивает, например, обыкновенная прогулка по парку, лучше – по пустынному, без многолюдья. На рыбалку, к сожалению, удается выбираться нечасто, два-три раза в году, тоже отличный способ расслабиться, остаться наедине с самим собой и природой.

– Рыбалка летняя или зимняя?

– Летняя, конечно! Людей, которые в мороз часами сидят над лунками, честно говоря, я не совсем понимаю. Неужели им не жалко своего здоровья?

– Готовясь к матчам, вы изучаете повадки, манеру игры наиболее известных голеадо-ров в командах-соперницах?

– В этом нет особого смысла. Мы уже говорили: в большинстве матчей чемпионата страны соперники “Шахтера” действуют на контратаках, которые чаще всего носят спонтанный характер. А раз так, то на завершающий удар практически могут вывести любого из десяти полевых игроков.

 

ПРИВЫК УВАЖАТЬ БОЛЕЛЬЩИКОВ

– Болельщики “Карпат” зла на вас не держат?

– Точно нет. Я уже один раз играл в составе “Шахтера” во Львове. Стадион, конечно, болел за “Карпаты”, но когда объявляли составы команд, после моей фамилии даже фанатский сектор разразился аплодисментами. Было приятно.

– Для вас важно доброе отношение болельщиков?

– Безусловно. Как очевидно и то, что степень поддержки находится в прямой зависимости от игры команды. Три-четыре победы подряд гарантировали “Карпатам” аншлаг на трибунах. Если нет результата – болельщики тоже голосуют ногами, только ровно наоборот. Я еще во Львове привык уважать фанатов: когда звучал финальный свисток, одним из первых шел к самому громкоголосому сектору. Точно так же веду себя и в Донецке. Даже если твоя команда проиграла, и на душе кошки скребут – все равно нужно поблагодарить людей за поддержку.

– Друзья в “Карпатах” остались?

– Конечно. Фещук, Мартыщук… Недавно Ощипко туда подъехал. Он тоже из Западной Украины, из Ивано-Франковска, а пересеклись мы в “Шахтере”, где Игорь был капитаном дублеров.

– Кстати, вы, “западный человек”, если помните, свое первое интервью для “СЭ” как вратарь “Шахтера” давали на украинском языке. Сегодня уже безупречно говорите по-русски.

– Ну, это не так сложно, если два года находишься в русскоязычной среде. Думаю-то я все равно на родном, украинском. С родными и друзьями разговариваю, когда приезжаю домой.

– Кто ваши родители?

– Мама – директор Стрыйского парка во Львове, папа – декан исторического факультета университета имени Ивана Франко.

– Они не возражали, чтобы сын стал профессиональным футболистом?

– Ни в коем случае. Наоборот, были солидарны со мной: “Раз тебе нравится – значит, вперед!”

 

СТАВЛЮ НА ФРАНЦИЮ

– Оказаться в поле зрения тренеров национальной сборной страны – большая удача для вратаря вашего возраста…

– Согласен. Но пока это только аванс. Дальше все зависит от меня самого: дорогу в сборную можно проторить только надежной игрой за “Шахтер”.

– Не тянет поиграть за рубежом?

– Было бы интересно попробовать, только пока думать и говорить об этом явно преждевременно. Сначала нужно добиться чего-то весомого с “Шахтером” на международной арене. Иначе как обо мне узнают в Европе?

– Добиться чего, например?

– Дойти до полуфинала или даже финала в еврокубке.

– Анатолий Тимощук, ваш бывший “опекун” в Донецке, считайте, уже дошел до полуфинала Кубка УЕФА. Правда, не с “Шахтером”, а с “Зенитом”…

– Вы не представляете, как я рад за него! Это правда: Толик мне очень помог на первых порах в “Шахтере” – в команду безболезненно влиться, с городом познакомиться. Донецк, кстати, не такой уж большой, каким я его себе представлял.

– У вас и теперь есть реальный шанс оказаться с Тимощуком в одной команде – в сборной Украины. Осенью начнется отборочный цикл к чемпионату мира 2010. Как вы расцениваете соотношение сил в нашей группе?

– Два фаворита – Хорватия и Англия, которым нужно попробовать бросить серьезный вызов. Надеюсь, у нас это получится.

– Однако раньше, чем это станет возможно, на стадионах Австрии и Швейцарии пройдет финальный турнир Euro-2008, куда Украина, к сожалению, не попала. Кто завоюет титул чемпиона Европы?

– Думаю, Франция. Она играет в быстрый футбол и сплошь состоит из очень техничных футболистов.

 

ВОРОБЕЙ ТЕМНИТ?

– За кого болеть в июне будете?

– Во-первых, за сборную Хорватии, потому что там играют наш капитан Дарио Срна и вратарь Стипе Плектикоса, тоже не чужой “Шахтеру” человек. Во-вторых, за Россию как самую близкую Украине страну.

– Между тем, приближается к финишу чемпионат Украины. После осенней части турнира казалось, что “Днепр” и “Металлист” сумеют стать конкурентами “Шахтера” и “Динамо” в борьбе за чемпионство. Однако претендентов на титул вновь только два, и их имена хорошо известны…

– Тут я не вполне с вами согласен, поскольку “Днепр” списывать со счетов рановато, да и “Металлист” в борьбе за медали не сказал своего последнего слова. Может, не на золото, но за место в Лиге чемпионов команда Олега Протасова побороться способна.

– Ваш бывший одноклубник, а ныне форвард “Днепра” Андрей Воробей недавно мне говорил, что никто не менял задачу, поставленную перед днепропетровской командой еще. На старте чемпионата: бронзовые медали.

– (
Смеется.) Темнит Андрей. Не думаю, что перед командой, которая в межсезонье серьезно потратилась, когда купила сразу полдюжины квалифицированных игроков, не стоит сверхзадача, которую вовсе необязательно афишировать. Впрочем, так ли это, мы скоро узнаем: 12 апреля “Шахтер” играет в Днепропетровске, и матч на “Метеоре” может многое предрешить.

– “Динамо” с приходом на тренерский мостик Юрия Семина, на ваш взгляд, изменилось?

– Коли они еще ни разу не проиграли в этом году, значит, в столичном клубе что-то изменилось. Однако не настолько, чтобы помешать “Шахтеру” вернуть себе чемпионский титул.

 

ДОСЬЕ

Богдан ШУСТ.

Родился 4 марта 1986 года в г. Судовая Вишня Львовской области. Вратарь. Рост – 189 см, вес – 83 кг. Выступал за команды “Галичи-на-Карпаты” Львов (2003-2004), “Карпаты-2” Львов (2004), “Карпаты” Львов (2004-2005), “Шахтер” Донецк (с 2006).

В чемпионатах Украины провел 25 матчей (из них 13 – “на ноль”), пропустил 21 мяч. Чемпион Украины-2005/06.2-й призер чемпионата Украины-2006/07. Финалист Кубка Украины-2006/07. В еврокубках провел 10 матчей, пропустил 14 мячей. Участник Лиги чемпио-нов-2006/07.

Игрок национальной сборной Украины (4 игры, 1 пропущенный мяч). Выступал за молодежную (7, -10) и юниорскую (27, -22) сборные Украины. Участник ЧМ-2006, юниорских ЧМ-2005 и ЧЕ-2004.

Источник: UA-Футбол

Новости партнеров

Комментарии: