Европейский футбол на грани банкротства

В европейском профессиональном футболе, похоже, прошли золотые времена: в большинстве стран денежные обороты не увеличиваются, а в некоторых и вовсе резко сократились.

Когда состоится очередной бум и начнутся новые вливания, неизвестно. Сегодня же мы наблюдаем за постоянно снижающимися доходами с продаж телевизионных прав, а также за развалом трансферного рынка, что позволяет говорить о том, что европейский футбол переживает настоящий кризис.

В конце 90-х годов на пороге тысячелетия инвесторы не стеснялись вкладывать в футбол огромные суммы. За прошедшие 5 лет в Англии рост общего оборота у футбольных клубов составил в среднем 22%, в Германии 19%, во Франции и Италии около 15%. В сезоне 2001/02 родоначальники футбола могли похвастаться оборотом на сумму 1748 млн. евро, второй показатель имела Италия – 1127 млн., далее следовали немцы (1043 млн.). Цены за телевизионные права росли каждый год в геометрической прогрессии.

Однако, вскоре нежданно-негаданно (во всяком случае для многих болельщиков) наступил кризис. Падение рекламного бизнеса привело к тому, что телевизионные компании резко сократили вклады в столь популярный в Старом свете товар как футбол. В нынешнем сезоне УЕФА недосчитался по сравнению с прошлым годом около 119 млн. евро за телевизионные права с Лиги чемпионов, то есть получил всего 561 млн. В Италии права за трансляцию матчей подешевели на 62 млн. – с 562 до 500 млн. Клубы первой и второй бундеслиги после краха «Кирх-медиа» вместо 360 млн. получили 290. Обвал цен привел к тому, что многие клубы в последнее время находятся на грани банкротства. Причины весьма понятны: в Германии бюджет большинства команд на 40% состоит из телевизионных продаж, еще хуже обстоят дела с Италией и Францией, где «телевизионные» деньги составляют 52% от общего оборота. Лишь английская премьер-лига пока держится, что называется, на плаву – футбольные чиновники на Туманном Альбионе стабильно кассируют с инвесторов за телевизионные права по 700 млн. евро ежегодно.

Немалую роль в крушении многих клубов сыграло и «дело Босмана». Теперь команды с неохотой платят большие отступные и предпочитают заключать контракты после окончания договоров. Лишь продавая таких звезд, как Дэвид Бекхэм, можно рассчитывать на солидную компенсацию, с остальных же футболистов прежние клубы, как правило, не получают ни цента. Кроме того, команды, рискуя, заключают долгосрочные договоры с футболистами и, порой, не оправдано перечисляют на их счета огромную зарплату. Что и приводит в будущем к банкротству.

В Германии уже к этому лету швейцарская фирма Infront досрочно расторгает договор с немецкой футбольной лигой (НФЛ), по которому она перечисляла футбольным чиновникам ежегодно 290 млн. евро за телевизионные права. А если вспомнить, что Infront планировал за следующие два года заплатить около 600 млн, то не трудно догадаться, какой суммы лишился немецкий футбол. Хотя не все так плачевно. НФЛ, видя приличные футбольные квоты, без сомнения найдет и другого партнера. По словам руководителя организации Вернера Хакманна главным козырем НФЛ является то, что теперь лига сама может управлять баллом. Уже в июне босс планирует пересмотреть все договорные соглашения с каналами Premiere (платит ежегодно 150 млн.), ZDF (10 млн.) и DSF (12 млн). Он уверен, что сегодня за трансляции можно получить намного больше денег. Кроме того, Хакманн заявил, что НФЛ размышляет над проектом о собственном телевидении.

Взять телевизионный рынок в свои руки не прочь и руководители «Баварии» и дортмундской «Боруссии». Уже к 1 июля боссы клубов планируют организовать собственное ТВ, как конкурент Premiere. По мнению президента «Боруссии» Нибаума не является проблемой и нахождение стратегического партнера, который обеспечит необходимый стартовый капитал в размере 500 млн. евро. Premiere, в свою очередь, готова платить за эксклюзив еще больше денег, но только в том случае, если НФЛ перенесет часть игр на пятницу. Кстати, такое предложение уже получило одобрение со стороны клубов и болельщиков.

В отличие от Германии, где местные футбольные чиновники не сомневаются в безбедном будущем футбола, в Италии в настоящее время царит полная неясность. Последние оптимисты уже не сомневаются в том, что футбол на Апеннинах находится в разрухе. Даже сам шеф профессиональной лиги Андриано Галлиани назвал нынешнюю систему «заржавевшей». Общий долг всех трех профессиональных лиг Италии составляет, по меньшей мере, 3 млрд. евро. Столь плачевная ситуация провоцирует дополнительный отток денег из футбола. Два года назад первым вышел с корабля медиа – магнат Чекки Гори, расставшийся с «Флоренцией». Следующим беглецом стал президент «Лацио» Сержио Краньотти, и совсем недавно из итальянского футбола ушел один из самых влиятельных людей – президент «Интера» Массимо Моратти.

Один из лидеров Серии А «Рома» на несколько месяцев задерживает выплату зарплаты. Если президент римлян Франко Сенси еще кое-как пытается изменить ситуацию, то «Парме», лишившейся своего главного спонсора – молочного концерна Parmalat, похоже, придется очень нелегко: 90 млн. евро необходимо традиционному клубу для того, чтобы хотя бы на некоторое время перекрыть долги. И что же делают президенты клубов в такой сложный для итальянского футбола период? Они придумывают всевозможные махинации. Так новый футболист ставится на баланс клуба с явно завышенной ценой. Когда два года назад рухнул европейский рынок, клубы, не мудрствуя лукаво, в балансе списали всех своих звезд на потери. Правительство Берлускони под лозунгом «Спасение футбола» позволило растянуть выплату долгов на 10 лет. Таким образом, Берлускони одним только этим приказом уменьшил долги своему «Милану» с 250 до 25 млн. евро. Справедливости ради, отмечу, что этот приказ сохранил (на короткое время) жизнь многим командам Серии А.

И еще одна деталь, отрицательно характеризующая итальянскую футбольную систему. Итальянцы не вкладывают деньги в свои арены. Во всей Европе в настоящее время модернизируются и строятся современные стадионы. Итальянцы же предпочитают покупать новых звезд, совершенно не думая о комфорте зрителей. Как следствие – резкое понижение посещаемости матчей.

Проблема посещаемости стадионов затронула и Грецию. В сезоне 2002/03 года греческие арены почтили своим вниманием в среднем чуть более 4 тыс. зрителей. На матчи грандов греческого футбола «Олимпиакоса» и «Панатинаикоса» приходят не более 10 тыс. болельщиков. Неудачная игра в Лиге чемпионов резко сократила поток зрителей на стадионы во время европейских кубковых баталий. Нонсенсом нынешний Лиги чемпионов стал матч между АЕКом и «Монако», на котором побывало всего 1205 фанатов.

Почти еженедельно профессиональные футболисты, задействованные за греческие клубы, обращаются в суд по поводу невыплаты заработной платы. Правда, это не помогает – у команд просто нет денег. Все 16 коллективов национальной лиги имеют долги: у чемпиона «Олимпиакоса» 61 млн, «Панатинаикос» – 23 млн. По самым скромным подсчетам общая задолжность всех команд составляет около 160 млн. евро.

Многие футбольные федерации в таких случаях обращаются к помощи государства. И если в Греции и Италии прошения о списание или отсрочивании долгов, как правило, удовлетворяются, то в Германии правительство предпочитает не вмешиваться в финансовую политику спорта. И дело здесь вовсе не в том, что бундестаг не интересует местный футбол. Напротив. Просто депутаты прекрасно осознают, что своей помощью они лишь замедлят процесс развала футбола, ведь футбольный бизнес может развиваться только при наличии активных спонсоров.

Источник: bundesliga.ru

Новости партнеров

Комментарии: