Евро-2012: Польша “играет” в экономию

Ситуация подготовки Украины к чемпионату Европы нам известна. А как обстоят дела у нашего напарника – Польши? Оказалось, тоже не все гладко…

Почти сразу после оглашения хозяев Евро-2012, в Польше начался активный поиск финансовых средств, необходимых для того, чтобы на надлежащем уровне провести футбольный чемпионат. Уже через полгода стало ясно: наполеоновские планы, разработанные принимающими городами, в полном объеме воплотить не удастся. Поэтому сосредоточить усилия следует на двух направлениях – стадионах и дорогах.

Стадионы

Польша до последнего тешила себя надеждой, что Евросоюз расщедрится и выделит ей как минимум 400 миллионов евро на реконструкцию старых и строительство новых спортивных арен. Однако на сей раз ЕС решил деньгами не разбрасываться и устроил мечтателям холодный душ, недвузначно намекнув, что не даст на стадионы ни цента.

Прямого отказа не было – Польше просто предложили убедить Еврокомиссию, что новые объекты положительно повлияют на ее экономическое развитие и повысят темпы роста ВВП. Державные мужи, осознавая всю нелепость попытки доказать недоказуемое (спортивные сооружения еще нигде и никогда не приносили сверхприбылей), молча проглотили горькую пилюлю и смирились с тем, что финансировать строительство стадионов придется самим – за счет средств центрального и местных бюджетов. Свою лепту также могут внести частные инвесторы – при условии, что удастся найти «капиталоносители», благоволеющие к футболу и знающие, как превратить спортивный объект в рентабельное предприятие.

Четыре главные арены Евро-2012 обойдутся Польше по меньшей мере в 3 млрд. злотых (один злотый – около 2,3 грн.). Самой дорогой из них будет варшавский Национальный спортивный центр, возведенный на месте стадиона Десятилетия, где до недавнего времени работал огромный промтоварный рынок. Консорциум фирм JSK ARCHITEKCI-GMP-SBP уже разработал его первоначальный проект – за два месяца до срока, определенного в программе, которую Польша представила УЕФА.

Стадион будет иметь восемь этажей и два яруса трибун – нижний и верхний, под которыми расположатся рестораны, выставочные и конференц-залы, магазины для фанов, фитнесс-клуб, центр реабилитации, а также Музей Спорта. Позаботились архитекторы и о такой «мелочи», как туалеты – в целом на всех уровнях их будет около тысячи. Покрытие футбольного поля ляжет на железобетонную плиту, под которой разместится двухэтажный подземный паркинг на 1700 автомобилей, а раздвижная стальная крыша с подогревом накроет не только трибуны, но и футбольное поле.

Стадион рассчитан на 55 000 зрителей. Сто мест предназначено для лиц с ограниченными физическими возможностями и столько же для тех, кто их будет сопровождать. Еще 2000 мест будет отведено для членов VIP-клубу, 600-900 – для VIP-гостей и 800 – для журналистов (из них 210 – для комментаторов).

Городской стадион в Познани после реконструкции будет вмещать 50 000 болельщиков. Рядом с ним оборудуют огромные паркинги – из расчета на 225 автобусов и 1750 автомобилей. Проектная стоимость работ – 105 млн. евро.

– Мы с самого начала предполагали, что переоборудование стадиона придется осуществлять за бюджетные деньги, – говорит мэр Познани Ришард Гробельны. – Поэтому отказ Евросоюза нас не застал врасплох. Привести стадион в соответствие к требованиям УЕФА – не проблема. Главное, чтобы потом он не стал убыточным. Поэтому мы очень рассчитываем на бизнесовые структуры.

В Гданьске будет строиться стадион Baltic Arenа на 44000 мест стоимостью в 670 млн. злотых. И по цвету, и по форме он будет напоминать янтарную глыбу.

Консорциум фирм RKW Rhode Kellermann Wawrowsky Polska, RKW Rhode Kellermann Wawrowsky Dusseldorf и HPP Hentrich Petschnigg & Partner Dusseldorf должен подготовить всю проектную документацию (за нее из бюджета города придется заплатить 33 млн. злотых) до 1 августа с.г., чтобы уже в сентябре можно было объявить конкурс на проведение земляных и фундаментных работ. Сооружение стадиона планируется завершить до конца 2010-го года.

Власти Гданьска полагают, что 45-50% средств, необходимых на его строительство, поступят от частных инвесторов, которые получат взамен привлекательные земельные участки рядом со спортивным объектом или в других районах города.

Новый футбольный стадион во Вроцлаве тоже будет вмещать 44000 зрителей. Мэр города вынашивает амбициозные планы на счет того, что его открытия отпразднуют матчем сборных Польши и Бразилии.

Правда, еще неизвестно, даст ли последняя согласие. Да и федерации футбола Польши придется заплатить за этот матч по меньшей мере миллион евро, обеспечить перелет и поселение бразильцев, а также организовать телевизионную трансляцию игры на их родину. Город все же готов к таким расходам, полагая, что они окупятся продажей билетов и той же трансляцией. Но зато какой промоушн получит Вроцлав!

Самые большие проблемы имеет Хоржув со Шленским стадионом, на подготовку которого требуется приблизительно 250 млн. злотых.!

Лишь месяц тому назад город получил обещание, что правительство финансово поддержит модернизацию сооружения. Раньше ему категорически отказывали, ссылаясь на то, что реконструкция футбольной арены на 47 000 зрителей, длящаяся 14 лет, уже обошлась государству в 172 млн. злотых.

Шленскому стадиону катастрофически не везет. Все попытки его осовременить ничего не дали: объект признали таким, что не отвечает стандартам УЕФА. Главная причина – отсутствие крыши над всеми трибунами. Одна из фирм разработала проект ее строительства. Эксперты УЕФА его забраковали – мол, слишком низок уровень безопасности. Пришлось искать другого проектанта. Имеет УЕФА также претензии к количеству туалетов, пунктов питания, входам-выходам для болельщиков и т.п. Даже главная трибуна находится не там, где нужно: вместо западной стороны на восточной. Мол, когда солнце будет садиться, оно будет слепить VIP-гостей и журналистов…

Дороги

На что Евросоюз действительно не жалеет денег, так это на развитие транспортной инфраструктуры и строительство автомагистралей. По крайней мере Польше он обещал выделить из своих фондов большую часть суммы, необходимой ей на «дорожные расходы» в преддверии Евро-2012.

– Чтобы соединить все города, где будут проходить матчи, чтобы соединить Польшу и Украину хорошими дорогами, до июня 2012 года мы построим свыше 3000 км автобанов и скоростных дорог для автомобилей, – заверил министр инфраструктуры Польши Цезарий Грабарчик. – Сейчас мы имеем всего лишь 699 км автобанов и 317 км дорог-«экспрессов». На строительство новых трасс будет выделен 121 миллиард злотых.

В том, что запланированных средств хватит на все, сегодня многие сомневаются. Во-первых, примерно 10% от обещанной суммы уже «съела» инфляция. Во-вторых, чуть не ежедневно дорожают металл, щебень, цемент, бетон и, конечно же, рабочие руки. Скажем, за 1 км дороги подрядчики сейчас хотят свыше 200 млн. злотых, тогда как аналогичный отрезок недавно открытого участка автострады R6 обошелся в 14,8 млн. злотых. Естественно, такой стремительный рост цен вызывает в правительстве серьезную обеспокоенность. Поэтому Цезарий Грабарчик не исключает, что в дальнейшем дороги в Польше будут строить китайцы, которые могут стать и поставщиками стройматериалов.

Кстати, большинство европейских экспертов убеждены, что Речь Посполитая выделяет из своего бюджета на строительство дорог слишком мало денег – всего 0,3% от ВВП, тогда как другие страны – 1%, хотя и имеют лучше развитую сеть автодорог.

С заботой о «фанах»

Стратегические планы касательно обновления парка общественного транспорта, строительства больниц и поликлиник, бассейнов и гостиниц вынашивают все без исключения города Польши, где будет проходить Евро-2012. Они стараются предусмотреть буквально все.

Воспользоваться оказией решила даже пенитенциарная система страны. Так, руководство исправительного учреждения, находящегося в приграничной Медыке, недавно подало прошение о выделения 20 млн. евро на… расширение тюрьмы и обустройство следственного изолятора. При этом были выдвинуты два аргумента в пользу такой «инвестиции». Во-первых, из-за границы ожидается большой наплыв людей, среди которых наверняка будут и преступники, и болельщики-хулиганы. Во-вторых, Евро-2012 является шансом для развития многих отраслей хозяйства. Места же оибывания гаказания являются важным элементом безопасности государства, который тоже следует учесть…

Деньги на тюрьмы из «футбольного» бюджета, разумеется, не выделили, а саму идею подняли на смех. Впрочем, Польша может особо не переживать: она уже имеет более-менее приличные СИЗО. А вот в Украине о местах размещения задержанных таки не мешало бы позаботиться. Ведь даже час-другой, проведенный иностранным «фаном» в одном из райотделовских «обезьянников», может впоследствии обернуться международным скандалом.

Пессимизм против оптимизма

Далеко не все в Польше воспринимают Евро-2012 как манну небесную для развития государства. Все чаще прагматики задают вопрос: а что будет дальше? И сами же рисуют мрачную картину дня, который наступит после финальной игры чемпионата. Мол, проснувшись утром, болельщики увидят, что движение на автобанах отнюдь не интенсивное. И поймут, что лучше было инвестировать средства только в те дороги, которые необходимы для транзита товаров через Польшу.

Скоростные поезда будут курсировать полупустые, а содержание суперсовременных стадионов окажется непосильным грузом для органов местного самоуправления. Если еще вдобавок к этому развитие экономики в Европе замедлится, и миллионы поляков вернутся домой, то уровень безработица опять подскочит до отметки в 20%. И решить эту проблему будет непросто, поскольку правительство потратило деньги ЕС не на профессиональную активизацию депрессивных регионов, а на организацию одноразового спортивного мероприятия.

Сценарий действительно выглядит «черным», но в определенной степени польские пессимисты таки правы…

 

Источник: UA-Футбол

Новости партнеров

Комментарии: