УЛЬТИМАТУМ. Именно так можно расценить требования, предъявленные международным футбольным властям сообществом богатейших клубов Европы. Срок, отведенный на ответ, истекает на днях. После этого ФИФА и УЕФА могут ждать серьезные проблемы, а европейский и мировой футбол – большие перемены.
СОСТОИТСЯ ЛИ ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ?
ФЕДЕРАЦИИ ГЛУХИ К КЛУБАМ
О том, чего добиваются футбольные гранды, объединенные в так называемую группу G-14, рассказал в Брюсселе ее генеральный менеджер Томас Курт. Сделал он это в интервью, которое известный английский журналист Кир Рэднедж взял для газет и журналов, входящих в Европейскую ассоциацию спортивных изданий (ESM), в том числе “СЭ”.
– Когда и как все началось?
– Официально – в сентябре 2000 года, после того как 14 клубов-основателей приняли решение о создании нашей группы. Мы зарегистрировались в Брюсселе, нашли временное помещение и устроили там свою штаб-квартиру. Но, думаю, толчок к началу этого процесса был дан еще раньше – в 1992 году, когда была создана Лига чемпионов. До ее появления ведущим европейским клубам подчас доводилось встречаться на поле раз в пять лет, не чаще. С тех пор как образовалась Лига, их встречи стали регулярными, и вскоре обнаружилось, что у них немало общих проблем.
– Кто входил в число основателей группы?
– В 1995 году, когда начались разговоры о необходимости объединения, клубов было восемь: три итальянских – “Ювентус”, “Милан” и “Интер”, – а также “Ливерпуль”, “Бавария”, “Аякс”, “Реал” и “Барселона”. Представлять группу они поручили Лоренсо Сансу, тогдашнему президенту мадридского “Реала”. Потом решили, что в группу необходимо включить “Манчестер Юнайтед”, считавшийся самым богатым и организованным клубом в мире. Но тогда уже “Бавария” предложила принять второй германский клуб – дортмундскую “Боруссию”, которая в то время очень успешно выступала в Лиге чемпионов. “Аякс”, в свою очередь, захотел удвоить и представительство голландских клубов – за счет ПСВ. “Реал” тут же выдвинул встречное предложение: “А как насчет наших друзей из “Порту”?” Так нас стало 14. Что касается названия организации – то аббревиатуру G-14 придумали не мы, а журналисты. В целом же можно сказать, что возникновение группы стало реакцией ведущих клубов на попытки навязать им волю извне. В ответ они создали своего рода инструмент для ведения переговоров.
– Переговоров с кем?
– С международными федерациями – ФИФА и УЕФА. Футбол построен по принципу пирамиды. Ее вершина – ФИФА, ниже идут региональные конфедерации, еще ниже – национальные федерации. Ни один клуб не имеет возможности решить тот или иной вопрос, выйдя с ним напрямую в УЕФА. Ответ всегда будет одним: сначала обратитесь в вашу национальную федерацию. Но здесь-то и возникает проблема: по многим вопросам – таким, например, как делегирование игроков в сборные, – между национальными федерациями и клубами существуют серьезные разногласия. Так можно ли в этих условиях ожидать, что федерации станут с пониманием относиться к чаяниям клубов?
– И как складываются ваши отношения с ФИФА и УЕФА?
– С президентом ФИФА Зеппом Блаттером мы в последний раз встречались в марте 2003 года. Не то чтобы он вообще не говорил ни с кем из нас. Но Блаттер, как бы это сказать… своего рода бог футбола. И он говорит с кем хочет. Но, скажем, с президентом мадридского “Реала” он говорит только как с президентом мадридского “Реала”, избегая при этом всяких упоминаний о G-14. Что касается УЕФА, то там с нами даже не вступают в переписку. Что ж, каждый ведет себя так, как считает нужным…
– Тогда как же вы поддерживаете с ними контакт? Например, если надо обсудить вопрос о компенсациях клубам за привлечение их игроков в сборные?
– После нашего последнего совещания мы направили президентам ФИФА и УЕФА Зеппу Блаттеру и Леннарту Юханссону письмо, в котором изложили свои предложения. А копии разослали в семь национальных федераций, в которых состоят клубы – члены G-14. Надеемся, так или иначе наш голос будет услышан.
ИГРОКАМ ПЛАТЯТ ТРИЖДЫ
– На какие вопросы вы обратили особое внимание на упомянутом совещании?
– Достаточно живо обсуждалась тема пересмотра трансферных правил. И проблемы, вытекающие из международного календаря. Мы имеем возможность поднимать вопросы, которые в ФИФА никому даже в голову не приходят, – не потому, что они не хотят их обсуждать, а потому, что просто не понимают их важности. Ведь прямого отношения к ФИФА эти проблемы не имеют – в отличие от клубов, чьи интересы затрагивают непосредственно.
– Одной из таких проблем для европейских клубов в очередной раз стал Кубок Африки. Можно ли как-то исправить ситуацию?
– Кубок Африки уже много лет проводится в январе – начале февраля. Нам объясняют, что это связано с климатом, временами года и так далее. Но Тунис, принимающий Кубок Африки-2004, претендует и на организацию чемпионата мира 2010 года. Который, как известно, должен пройти в июне. Так что же мешает африканцам и свой чемпионат перенести на июнь?! В результате получается бессмыслица. Взгляните на календарь этого года: январь – февраль – Кубок Африки, июнь – чемпионат Европы, июль – чемпионат Южной Америки, а потом еще и чемпионат Азии. Зачем же растягивать все эти турниры на целый год? Разве не лучше было бы договориться и выделить для них общее окно в календаре?
– Да, но тогда каждый из этих чемпионатов лишится доходов от телетрансляций и спонсорства, разве нет?
– Совершенно верно: они станут конкурентами, чего никто из их организаторов не хочет. Но как быть клубам? Ведь именно им каждый из этих турниров создает проблемы, поскольку в главных матчах как на клубном уровне, так и на уровне сборных выступают одни и те же игроки из одних и тех же клубов. И именно последние в конечном счете оплачивают все счета: кто, как не клубы, платит игрокам зарплату, страхует их и так далее?
– Ну, сами игроки, наверное, не возражают: им-то, получается, платят дважды…
– Не дважды, а трижды. Потому что человек едет на чемпионат мира или Европы, проводит там несколько игр, а потом возвращается в клуб и заявляет: “Я теперь звезда международного уровня, так что вам придется прибавить мне зарплату”.
МИР ИЗМЕНИЛСЯ. ФИФА – НЕТ
– А ФИФА, похоже, хочет, чтобы эти же самые футболисты участвовали еще в одном турнире – чемпионате мира среди клубов, не так ли?
– На последней встрече с Блаттером представители G-14 затронули эту тему. Мы сказали, что в принципе против такого турнира не возражаем, но хотели бы, чтобы по всем вопросам, связанным с клубными соревнованиями, ФИФА прежде всего консультировалась с нами. Было бы лучше, если бы у нас была возможность участвовать в этом процессе с самого начала. Полагаем, это в общих интересах.
– Совершенно очевидно, что, если ФИФА хочет привлечь к клубному чемпионату мира телевидение и спонсоров, ей не обойтись без таких клубов – членов G-14, как “Реал”, “Милан”, “МЮ”. Способно ли это обстоятельство повлиять на ваши переговоры с ФИФА по поводу компенсаций за привлечение игроков в сборные?
– Возможно. Но меня, признаюсь, поражает отношение к клубам, с которым приходится сталкиваться в международных федерациях, особенно в УЕФА. Они хотят иметь всю полноту власти и навязывать клубам свою волю. Но забывают о том, что с тех пор, как были созданы ФИФА, а затем УЕФА, мир сильно изменился. Когда в прошлом году ФИФА пересматривала свой устав, говорилось, что речь идет лишь о незначительных поправках. Я этого понять не могу. В конце концов, ФИФА скоро отметит столетний юбилей! А за сто лет в мире изменилось многое, и управлять спортом прежними методами уже не получится. В УЕФА за последние десять лет, возможно, произошли более существенные перемены, но и там перестраивать надо многое.
– В том числе структуру?
– Я уже говорил: как могут национальные федерации должным образом представлять интересы тех самых клубов, с которыми они конфликтуют по вопросу, скажем, о компенсации за привлечение игроков в сборные? Это невозможно, поскольку они неизбежно будут навязывать клубам те решения, которые отвечали бы интересам федераций. Значит, клубам в этой системе надо отвести такое место, где их мнение имело бы реальный вес.
24 ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕКО-ЧАСОВ
– Говоря о компенсациях, вы не имеете в виду то, что содержание футболистов, привлекаемых в сборные, следует переложить на плечи национальных федераций?
– Разумеется, нет. Если такое толкование и возникло, то только из-за недопонимания или искаженного освещения. На деле мы предлагаем следующее: надо, чтобы определенная доля доходов от финальных турниров чемпионатов мира или Европы – скажем, 5-10 процентов – напрямую выплачивалась клубам. Распределять эти деньги следует в зависимости от количества игроков, делегированных тем или иным клубом в сборную. И я имею в виду все клубы без исключения, а не только те, что входят в G-14. Подчеркиваю, мы ведем борьбу в интересах всех клубов. Недавно мы провели исследование, целью которого было определить, какое время было затрачено футболистами на последний чемпионат мира. Результат: 24 000 человеко-часов, включая тренировочные сборы и матчи финальной части. А кто все это время платил игрокам зарплату? Клубы.
– Значит, вопрос о компенсациях вы ставите только применительно к финалам крупнейших турниров?
– Да. Мы не возражаем против привлечения футболистов к отборочным матчам. Желание игроков выступать за национальные команды вполне естественно. И клубы вовсе не отрицают, что национальные федерации занимаются важным делом, на которое требуются деньги: средства нужны и на административные расходы, и на судейство, и на деятельность дисциплинарных органов, и на работу в социальной и культурной сферах. Это не вопрос.
– Некоторые федерации уже выплачивают клубам компенсации – так поступают, например, в Голландии.
– Совершенно верно, но голландская федерация платит только голландским клубам. Было бы в таком случае логичным, если бы такую же компенсацию получала, например, “Барселона” за Клюйверта, Коку и Давидса. И уж совсем несправедливо, когда одна федерация платит, а другая – нет. И это еще одна тема, которую надо обсуждать напрямую с ФИФА или УЕФА.
ДАЛЬШЕ – ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
– Обращаясь к ФИФА и УЕФА, вы поставили им крайний срок для ответа: до вашего следующего совещания, назначенного на середину февраля. Что произойдет, если они проигнорируют это требование?
– В этом случае нам придется обратиться в более высокую, чем ФИФА, инстанцию с вопросом: насколько законны правила, регулирующие привлечение игроков в национальные сборные?
– Вы имеете в виду Высший спортивный арбитражный суд?
– Нет, мы намерены подать иск в Европейскую комиссию и соответствующие судебные органы. Думаю, это будет наиболее разумным. Если там решат, что правила не противоречат законам, – о’кей, все остается как было. Но если нет – значит, клубы имеют полное право не отпускать футболистов в сборные. Посмотрим, зайдет ли дело столь далеко.
– В прошлом году G-14 пополнилась четырьмя новыми членами. Будут ли ваши ряды расширяться и дальше?
– Не вижу причин, почему бы нет. Мы всегда готовы к диалогу с клубами, не входящими в группу. Любой из них, отвечающий нашим критериям, может к нам присоединиться.
– Говорят, следующим может стать “Селтик”. Возможна ли ситуация, при которой он станет членом G-14, а “Рейнджерс” – нет?
– Мне кажется, в подобных вопросах они выступают в тандеме. Им уже приходилось действовать таким образом при заключении спонсорских соглашений. Думаю, если “Селтик” захочет к нам присоединиться, этого же захочет и “Рейнджерс”. Им живется непросто: это два великих клуба, выступающих в относительно слабой лиге. И нельзя же их за это наказывать! Но прием новых клубов, по нашему уставу, – вопрос, требующий единогласия. Таких вопросов еще два: цели G-14 и местоположение ее штаб-квартиры.
– Кстати, ходили разговоры о том, что G-14 может переехать из Брюсселя из-за налоговых проблем…
– Нет, мы отсюда никуда не поедем. Мы выбрали Брюссель, потому что это сердце новой Европы. Здесь расположены юридические органы ЕС, да и не только они. К слову, недавно УЕФА тоже открыл здесь представительство. Может, чтобы за нами присматривать? (Смеется.) Хотя вы правы, налоговое законодательство здесь менее благоприятное, чем, например, в Швейцарии. Но это будет иметь значение лишь в случае, если G-14 на каком-то этапе решит заняться коммерческой деятельностью.
Кир РЭДНЕДЖ
World Soccer – специально для “СЭ” и других изданий, входящих в ESM
Брюссель – Лондон
G-14: КЛУБЫ, ТИТУЛЫ, ЗАРАБОТКИ
Клуб КЕЧ КК КУ СЕ МК НЧ НК Доход в ЛЧ-02/03 в т.ч. от ТВ и рекламы
РЕАЛ Испания 9 – 2 1 2 29 17 41527 19027
МИЛАН Италия 6 – 2 3 3 16 5 48602 15852
АЯКС Голландия 4 1 1 3 2 28 15 22964 5964
ЛИВЕРПУЛЬ Англия 4 – 3 2 – 18 6 23234 14984
ЮВЕНТУС Италия 2 1 3 2 2 27 9 53446 25196
БАВАРИЯ Германия 4 1 1 – 1 18 11 25848 18098
ИНТЕР Италия 2 – 3 – 2 13 3 37999 15249
БАРСЕЛОНА Испания 1 4 3 2 – 16 24 32493 12993
МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД Англия 2 – 1 1 1 15 10 34577 16077
БОРУССИЯ Д Германия 1 1 – – 1 6 2 51709 38459
ПСВ Голландия 1 – 1 – – 17 8 12003 3503
ПОРТУ Португалия 1 – 1 1 1 19 16
– –
МАРСЕЛЬ Франция 1 – – – – 8 10 – –
ПСЖ Франция – – 1 – – 2 5 – –
АРСЕНАЛ Англия – 1 1 – – 12 8 36101 23101
БАЙЕР Германия – – 1 – – – 1 5184 33934
ЛИОН Франция – – – – – 2 3 36603
28353
ВАЛЕНСИЯ Испания – 1 2 1 – 5 6 36116 17866
ВСЕГО 38 10 26 16 15 251 159 38406 288656
КЕЧ – Кубок европейских чемпионов, КК – Кубок кубков, КУ – Кубок УЕФА, СЕ – Суперкубок Европы, МК – Межконтинентальный кубок, НЧ – национальный чемпионат, НК – национальный кубок. Суммы – в тысячах швейцарских франков.
Источник: Спорт-Экспресс